Жить на земле

Рождённый на земле, в неё уйду,
Когда меня настигнет время праха.
Я здесь познал и счастье и беду...
И волком побывал... и малой птахой.
Так странно слышать и не знать себя...
Казалось бы: к душе пряма дорога.
Я не бывал за пазухой у Бога,
И знаю, как друг друга здесь гнобят.

О! Я любил, но мало дорожил
Той женщиной, которой нет замены.
Но, не меняя чувства на гроши,
Лишь перед нею преклонял колено.
Кого-то бил, и сам был кем-то бит,
Обманывал наверное... не помню.
За жизнь свою, чем только не заполнен...
Быть может оттого теперь пиит.

Внутри меня есть бездна и гора...
Обеим я обязан в жизни многим.
Нередко то, что встретил "на ура!",
Оказывалось грязью на дороге.
И пенною волной лихих страстей,
Я омывал нередко тело рьяно.
Бродяжил с вожделеньем словно пьяный...
И душу рвал грехами до костей.

Осилить бы последний поцелуй,
Которым жизнь предаст меня однажды?
Не вышел из меня судьбы холуй...
Хотя, быть может, холуём был каждый.
Я был неправ и прав... умён и глуп.
И жадничал своим... и брал чужое.
Жизнь на земле - безумие большое...
Последний выдох не минует губ.

14.11.2016

рождено в отклик на
"Во мне"
Александр Канторович http://www.stihi.ru/2016/03/22/980

 Краткий анализ стихотворения
Тема текста
Размышления о пройденном жизненном пути, противоречивости человеческого опыта и неизбежности конца. Лирический герой осмысляет свои поступки, чувства и метаморфозы, через которые прошёл.
Основная мысль (идея)
Жизнь — череда противоречий и ошибок, в которой переплетаются добро и зло, любовь и предательство, сила и слабость. Несмотря на несовершенство пути, человек остаётся частью природного цикла «рождение — смерть», и в этом — его трагическая, но естественная судьба.
Стиль речи
Художественный (поэтический). Текст насыщен образностью, эмоциональностью, субъективной оценкой.
Тип речи
Рассуждение с элементами повествования: герой переживает и анализирует свой опыт, выстраивая цепочку выводов.
Композиция
1;я строфа: мотив цикличности жизни («рождённый на земле, в неё уйду»), первые штрихи к портрету героя.
2;я строфа: противоречивость любви и нравственных поступков («любил, но мало дорожил»; «преклонял колено»).
3;я строфа: внутренние контрасты («бездна и гора»), обманчивость впечатлений («то, что встретил „на ура!“, оказывалось грязью»).
4;я строфа: финальное принятие неизбежности смерти и общей человеческой участи («последний выдох не минует губ»).
Композиция кольцевая: начало и конец связаны мотивом земли и ухода в неё.
Средства связи предложений
лексические повторы («земля», «жизнь», «я»);
анафоры («Я…», «О!»);
синтаксический параллелизм («Я был неправ и прав…», «И жадничал… и брал…»);
местоимения и синонимы для связности образов.
Средства выразительности
метафоры: «бездна и гора» (внутренний мир), «пенная волна лихих страстей»;
сравнения: «волком побывал… и малой птахой», «бродяжил с вожделеньем словно пьяный»;
антитезы: «неправ и прав», «умён и глуп», «жадничал своим… и брал чужое»;
эпитеты: «лихие страсти», «грехи до костей»;
риторические восклицания и вопросы: «О! Я любил…», «Осилить бы последний поцелуй…»;
архаизмы и книжная лексика: «прах», «гнобят», «холуй» — придают тексту философскую весомость.
Общий вывод
Стихотворение строится на контрастах и самоанализе. Через исповедальную интонацию и богатую образность автор показывает сложность человеческой натуры, неизбежность ошибок и конечность жизни. Форма (свободный ритм, неоднородная рифмовка) подчёркивает неровность, «живость» переживания, а не отрешённую рефлексию. Главный эмоциональный аккорд — горькое, но трезвое принятие судьбы.


Рецензии
Оля, прекрасный стих...спасибо, счастья и любви...

Александр Канторович   17.11.2016 00:13     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Саша...ну как всегда...правила правила...и всё равно наваяла)))
Эти опечатки вредные совсем не считаются с моими усилиями по их выкорчёвыванию)Исправляю)
Спасибо)

Ольга Сергеевна Василенко Красни   17.11.2016 00:21   Заявить о нарушении