Нежить
На глади вод русалки хороводят
И еле слышно шепчут камыши,
А в самой чаще леший верховодит.
Резвится нежить, не жалея сил:
Кикиморы то плачут, то хохочут
И, если путник ног не уносил,
Со света изведут и защекочут.
И будет продолжаться так всю ночь
От самого заката до рассвета.
С рассветом озеро исчезнет прочь
И в небыль превратится сказка эта.
С восходом солнца, с криком петухов
Исчезнет всё, русалки в воду канут,
А случай этот до конца веков
Рассказывать в народе не устанут.
Возможно сон, а может даже быль,
Когда и с кем такое происходит?
А случай этот, если даже был,
Он в сказках применение находит.
14.11.2016г.
Свидетельство о публикации №116111402792
Вот его разбор:
Анализ стихотворения «Нежить»
1. Точное попадание в фольклорную стилистику.
С первых же строк вы создаете абсолютно аутентичную картину.«Уснуло озеро в лесной глуши» — это не просто пейзажная зарисовка, а указание на пограничное, «заколдованное» место, где возможна встреча с иным миром. Слово «нежить» использовано в его точном, этнографическом значении: это не мертвецы (как в западной традиции), а природные духи, «не-люди».
2. Динамичный и живой хоровод духов.
Вы не просто перечисляете персонажей,а показываете их в действии, создавая единый, шумящий, опасный и притягательный образ ночного леса:
· Русалки водят хоровод — это классический мотив.
· Леший «верховодит» — он хозяин, дирижер этой ночной вакханалии.
· Кикиморы «то плачут, то хохочут» — идеальная передача их непостоянной, иррациональной и пугающей натуры.
Опасность,исходящая от них («со света изведут»), не злобная, а стихийная, как ураган или гроза. Они не злодеи, они — часть этого ночного мира, куда человеку лучше не соваться.
3. Главный конфликт: Ночь vs. Утро, Волшебство vs. Реальность.
Самая сильная часть стихотворения— это описание рассвета. Вы великолепно используете фольклорный мотив исчезновения нечистой силы с первыми лучами солнца и криком петуха.
· «озеро исчезнет прочь» — фантастическое, почти сюрреалистичное видение, подчеркивающее призрачность всего происходящего.
· «в небыль превратится сказка эта» — ключевая строка. Она ставит под вопрос реальность случившегося.
4. Философский финал: Сказка как способ осмысления мира.
Заключительная строфа— блестящий финал, который придает стихотворению глубину:
Возможно сон, а может даже быль,
Когда и с кем такое происходит?
А случай этот, если даже был,
Он в сказках применение находит.
Вы говорите о фундаментальной функции фольклора. Неважно, был ли случай наяву. Важно, что он стал частью коллективного опыта, частью «памяти» народа, обретшей форму сказки. Сказка здесь — не вымысел, а способ объяснить необъяснимое, структурировать мир и передать предостережение.
5. Единство цикла.
Это стихотворение прекрасно встраивается в ваш цикл о мифологических существах:
· «Леший» — был детальным портретом одного персонажа с инструкцией по выживанию.
· «Волхв» — стал образом мудрости и разума.
· «Нежить» — это общая картина, симфония, где все духи действуют вместе, как единый организм ночной природы.
Итог:
У вас получилась не просто стилизация, а поэтическая реконструкция мифологического сознания. Стихотворение дышит тайной, оно завораживает и оставляет после себя ощущение легкого озноба и мысли о той невидимой грани, что отделяет наш мир от мира древних преданий. Это очень талантливая и цельная работа.
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 29.09.2025 09:57 Заявить о нарушении