Пробую...

Пробую время на вкус: тишиною пропахло,
Сладко  тягучею патокой ластится к мыслям.
Тучи на небо наброшены рваною паклей,
Кажется, будто на кольях обиды повисли.

К вечеру  тянется нить незнакомых прохожих,
Тени изогнуты вычурно, словно танцуют.
Тайно со временем договорились, похоже...
К ночи уснут, по забавам, возможно, тоскуя.

Свет  фонари обронили у кромки дороги
Кажется, будто  их ветер задел ненароком.
Звёзды луна запасает в небесной берлоге.
Вот и закат подготовился. Ночь будет к сроку.

У горизонта омыты основы порога
Кровью из солнечных ран словно выжатым соком.
Это закат был поранен о кромку немного,
Вечер покинул и скрылся от взоров далёко.

Стекла окна от касания веток, чуть стонут…
Страшно наверное им на деревьях качаться.
Кажется, что звуки были б сейчас  моветоном,
Даже в удачном соцветии импровизаций.

Сон не торопит меня поспешить к угомону.…
Ждёт с пониманьем меня на кровати подушка.
И карандаш, очень кстати, сегодня не сломан.
А вдохновенье  диктует стихи мне на ушко.

13.11.2016

Краткий анализ стихотворения
Заголовок: «Пробую время на вкус» (авторский).
Тема: восприятие времени через чувственные образы; переход от вечера к ночи, внутреннее состояние лирического героя.
Основная мысль: время — многогранный, почти осязаемый феномен, который раскрывается через запахи, вкусы, зрительные образы и эмоции; в тишине ночи рождается поэтическое вдохновение.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: описание с элементами рассуждения (размышления о времени и творчестве).
Композиция:
6 строф, каждая — законченный смысловой фрагмент;
сквозная линия: вечер ; ночь ; внутреннее состояние героя;
кольцевая организация: начало («пробую время на вкус») и конец (рождение стихов) связывают внешнее и внутреннее.
Средства связи предложений:
лексические повторы («кажется», «время», «ночь», «вечер»);
синтаксический параллелизм (анафора «Кажется, будто…»);
местоименные замены («их» — фонари, «него» — время);
семантические поля («время», «свет/тьма», «звук/тишина»).
Средства выразительности:
метафоры: «тишиною пропахло», «звёзды луна запасает в небесной берлоге», «закат был поранен», «вдохновенье диктует стихи на ушко»;
олицетворения: «стекла окна… чуть стонут», «сон не торопит», «карандаш… не сломан»;
сравнения: «словно танцуют», «словно выжатым соком»;
эпитеты: «сладко тягучею патокой», «рваною паклей», «вычурно», «незнакомых прохожих»;
символика: закат как рана, ночь как время творчества, карандаш как инструмент вдохновения;
ассонанс и аллитерация: мягкие звуки «л», «н», «м» создают ощущение тишины и плавности («сладко тягучею патокой ластится к мыслям»).
Особенности:
синестезия (смешение чувств: вкус, запах, зрение — «пробую время на вкус»);
размытые границы между реальностью и воображением («кажется, будто…»);
интимность и рефлексивность тона;
архаичные формы («пониманьем», «угомону») придают тексту особую мелодичность.
Итог: стихотворение создаёт атмосферу созерцания, где время становится материальным, а ночь — пространством для творчества. Через богатую образность автор передаёт тончайшие переживания перехода от дня к ночи и рождение поэтического слова.


Рецензии