Разговор с бессонницей
Я доверяю ей свой век обыденный.
Мы любим одиночество, наверное...
Да и оно обеих любит, видимо.
Укачивает время мысли грустные,
И ветер напевает колыбельную,
И веточки подыгрывают хрустами…
Кем, интересно, им так делать велено?
И трогают догадки ощущения…
Дрожу от поцелуя сквознякового.
Откуда столько способов у времени,
Уговорить подумать над оковами?
И хочется сбежать в ночное палево,
Где угольки заката ветер выстудил…
Что это: странность или аномалия?
И взгляд луны в окно зачем так пристален?
Так странно быть любимой одиночеством...
Похоже чувство принято взаимностью.
Я помню: детство, юность и отрочество
К бессоннице сбегали с одержимостью.
Ну где же заплутал мой сон потерянный?
Я вовсе не печалюсь этой малостью...
Но утро выйдет в свет, согласно времени,
В глаза набрызгав грусти и усталости.
Ночь нам с тобою оказалась вотчиной...
Ни я тебе, ни ты мне - не начальница.
Ну, что, подруга, жизнь ещё не кончена,
А значит мы с тобою не прощаемся.
12.11.2016
Краткий анализ стихотворения
1. Тема: одиночество и бессонница как постоянные спутницы лирической героини; рефлексия о времени, внутреннем состоянии и связи с ночным миром.
2. Основная мысль: бессонница становится не врагом, а близкой подругой, с которой героиня разделяет одиночество; через ночные размышления приходит принятие своего состояния и осознание, что жизнь продолжается.
3. Композиция:
стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк);
линейное развитие мысли: от констатации дружбы с бессонницей;—;к ночным размышлениям;—;к принятию ситуации и оптимистичному финалу;
кольцевая композиция: начало («Бессонница подруга мне бессменная») и конец («Ну, что, подруга, жизнь ещё не кончена…») связывают образ подруги;бессонницы, замыкая круг.
4. Тип речи: лирическое рассуждение с элементами описания (ночные образы, ощущения).
5. Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью, метафоричностью и эмоциональной окраской.
6. Средства связи:
лексические повторы («бессонница», «подруга», «ночь», «одиночество»);
местоимения («я», «ты», «мы»);
синтаксический параллелизм («Я доверяю…», «Мы любим…»);
риторические вопросы («Кем, интересно, им так делать велено?», «Что это: странность или аномалия?»);
анафора («И ветер…», «И веточки…», «И трогают…», «И хочется…»;—;создание ритмического нарастания).
7. Средства выразительности:
метафоры: «укачивает время мысли грустные», «ночь нам с тобою оказалась вотчиной», «утро выйдет в свет, в глаза набрызгав грусти и усталости»;
олицетворения: «ветер напевает колыбельную», «веточки подыгрывают хрустами», «время уговорить подумать»;
эпитеты: «мысли грустные», «сквозняковый поцелуй», «ночное палево»;
сравнения и сопоставления: «Так странно быть любимой одиночеством… / Похоже чувство принято взаимностью»;
символика: ночь, луна, закат, бессонница как образы внутреннего мира;
инверсия: «Бессонница подруга мне бессменная», «Ну где же заплутал мой сон потерянный?»;
риторические вопросы и восклицания: усиливают эмоциональность и рефлексивный характер текста;
ассонанс и аллитерация: звуковые повторы создают музыкальность («веточки подыгрывают хрустами», «угольки заката ветер выстудил»).
Итог: стихотворение передаёт тонкое психологическое состояние лирической героини, её диалог с бессонницей и одиночеством. Через богатую образность и ритмическую организацию автор показывает, как ночное бдение становится временем самопознания и примирения с собой. Финал звучит умеренно оптимистично: несмотря на усталость, героиня не теряет связи с жизнью и «не прощается» с подругой;бессонницей.
Свидетельство о публикации №116111200835