По дороге к ночи...
Неоправданно вечер туманен.
Небо, словно, берёт у земли напрокат
Дыханье.
Бесконтрольны над лесом ветра...
Беспардонны в полях ароматы.
Горизонт, будто, прячет остатки костра
Воровато.
Полусонны домишки вдали...
Фонари вдоль дороги - смутьяны:
То один, то другой, зашатавшись, шалит,
Словно пьяный.
А роса по травинкам слезой....
А туман поднимается выше.
По земле я ступаю ногою босой -
Ах, как дышит!
Стёрла краски проказница ночь...
Почему я не вместе с печалью?
Не сержусь... я, ведь, ночи послушная дочь -
Всё прощаю.
12.11.2016
Краткий анализ стихотворения
Тема:
Изображение переходного времени суток (закат;;;ночь) и сопряжённых с ним природных образов; внутреннее состояние лирического героя на фоне вечернего пейзажа.
Основная мысль:
Природа живёт свободной, «необузданной» жизнью, полной тайных движений и оттенков; лирический герой ощущает свою причастность к этой стихии и принимает её — «всё прощаю».
Композиция:
5 строф, каждая — законченный микрообраз вечера/ночи.
Постепенное сужение пространства: от широкого пейзажа (закат, лес, поля) к близкой детали (роса, трава, нога босая) и далее — к внутреннему состоянию героя.
Финал — рефлексия героя о своём отношении к ночи и печали.
Тип речи:
Описание с элементами рассуждения (последняя строфа).
Стиль речи:
Художественный (поэтический); ярко выраженная образность, эмоциональность, субъективность.
Средства связи предложений:
лексические повторы («ночь», «дышит», «туман»);
синтаксический параллелизм (начинающие строки «Необузданно…», «Неоправданно…», «Бесконтрольны…», «Беспардонны…»);
местоименные замены («оно»;;;«оно дышит»);
союзы и частицы («словно», «будто», «то… то…», «ах», «ведь»).
Средства выразительности:
эпитеты: «необузданно ярок», «неоправданно туманен», «полусонны домишки», «проказница ночь»;
сравнения: «словно берёт… напрокат», «словно пьяный», «будто прячет»;
метафоры: «берёт у земли напрокат дыханье», «прячет остатки костра», «стёрла краски проказница ночь»;
олицетворения: небо «берёт», горизонт «прячет», фонари «шалят», ночь «стёрла»;
перифраз/образное наименование: «смутьяны» (о фонарях);
инверсия: «Бесконтрольны над лесом ветра…», «Беспардонны в полях ароматы…»;
звукопись (аллитерация и ассонанс) создаёт ощущение шелеста, дыхания, колыхания вечера;
экспрессивная лексика: «беспардонны», «воровато», «смутьяны», «проказница»;
восклицания и риторические вопросы усиливают лирическую напряжённость («Ах, как дышит!», «Почему я не вместе с печалью?»).
Общий тон: созерцательный, слегка меланхоличный, но в финале — примирённый, принимающий.
Свидетельство о публикации №116111201356