Кроме...

Я не знаю другого богатства души,
Кроме памяти... ей не нужны барыши...
Для неё по значенью всё будет равно:
Немощь тела и слава дружин.
В память капают стоны вражин,
Свет с достигнутым духом вершин,
И побед Величайших вино
У беспамятства дальность - в аршин
Память - вёрсты вдоль главной межи.
Оглянулся, а жизнь то прожил....
Без неё все богатства - гроши.
Без неё на душе темно.


Кроме родины, что есть ещё за душой,
Если вынужден встать у беды под вожжой?
Здесь взрастили посевы душевной тоски
Поле, горы, изломы реки...
Эту связь не обронишь с руки -
Застревают в душе узелки
Даже если не всё у неё хорошо -
Не бросай, не предай... не беги.
Это сделать успеют враги.
Знаешь если - возьми, помоги ...
А не знаешь - не рви узелки...
Без неё ты везде чужой.

23.10.2015

Краткий анализ текста
Тема — ценность памяти и родины как основополагающих духовных богатств человека.
Основная мысль — подлинное богатство души заключено в памяти и связи с родиной; без них человек теряет идентичность и оказывается «везде чужой».
Композиция — текст состоит из двух смысловых блоков:
первая часть (11 строк) раскрывает значение памяти как единственного «богатства души», противопоставляя её материальным благам;
вторая часть (11 строк) переходит к теме родины как неотъемлемой части внутреннего мира человека, подчёркивая неразрывность связи с ней.Завершающие строки обобщают обе темы, подчёркивая экзистенциальную важность памяти и родины для самоидентификации.
Тип речи — лирическое рассуждение с элементами описания (образы «узелки в душе», «поле, горы, изломы реки»).
Стиль речи — художественный (поэтический), с яркой эмоциональной окраской и образностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («память», «родина», «душа», «узелки»);
синтаксический параллелизм («Без неё…», «Не бросай, не предай… не беги»);
анафора (повторение «Кроме…» в начале строк);
местоимения («ей», «её», «него»);
контрастные конструкции («Немощь тела и слава дружин»).
Средства выразительности:
метафоры: «память — вёрсты вдоль главной межи», «у беспамятства дальность — в аршин», «узелки в душе»;
антитезы: «немощь тела и слава дружин», «без неё все богатства — гроши»;
символика: «аршин» (мера расстояния, подчёркивающая ничтожность беспамятства), «версты» (масштаб памяти);
эпитеты: «Величайших вино» (о победах), «душевной тоски»;
инверсия: «В память капают стоны вражин», «Свет с достигнутым духом вершин»;
риторические обращения и императивы: «Не бросай, не предай… не беги», «Возьми, помоги», «Не рви узелки»;
архаизмы/историзмы: «барыши», «вожжа», «аршин», «вёрсты» (создают глубину и традиционность образа).
Итог: стихотворение построено на двух ключевых образах — памяти и родины, — которые представлены как неразделимые основы человеческого бытия. Через контрасты, метафоричность и ритмическую организацию автор передаёт идею духовной преемственности и ответственности за сохранение внутренней связи с прошлым и землёй предков.


Рецензии