Во славу Бога есть земля

Во славу Бога есть земля,
Где вечно всё не слава Богу.
Всяк избирает здесь дорогу,
Любовью на грехи пыля.
От ностальгических щедрот
В душе хранится тишь мытарства.
Зачем хотелось так на царство?
Чьей воли это приворот?

То роль, то обряд, то ложь - Тирады о Божьем свете...
А поле колышет рожь... и время уносит ветер.

Когда тропою на погост
Мой путь последний будет мечен,
В дороге тем я буду встречен
Кому отвечу на вопрос:
Зачем искал в иных краях
Тепло, которым край родимый
Меня, бродягу-пилигрима,
Встречал с крестами на церквях.

Узнаю ль когда-нибудь своей же души глубины?
До выдоха жизни в суть останусь я Божьим сыном.   

27.10.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема: духовный поиск, осмысление жизненного пути, противоречие между земным существованием и высшими ценностями, возвращение к истокам и вере.
Основная мысль: человек проходит сложный путь испытаний, ошибок и метаний, но в конечном счёте остаётся верен своей духовной сущности и связи с Богом; родина и вера — неизменные опоры, к которым неизбежно возвращается душа.
Композиция:
зачин;антитеза («Во славу Бога…» — «где вечно всё не слава Богу»);
средняя часть — размышления о жизненном пути, соблазнах, ностальгии и тщетности поисков вне родного края;
финал — утверждение духовной преемственности и верности Богу до конца жизни.
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами повествования (путь, дорога, погост) и описания (образ поля, рожь, ветер).
Стиль речи: художественный, лирико;философский; насыщен религиозной и символической лексикой.
Средства связи:
лексические повторы («Бог», «дорога/путь», «родина/край»);
синтаксический параллелизм («Когда тропою на погост…», «В дороге тем я буду встречен…»);
анафора и риторические вопросы («Зачем хотелось так на царство?», «Зачем искал в иных краях…»);
контрасты и антитезы («Во славу Бога… — не слава Богу», «иные края — край родимый»).
Средства выразительности:
метафоры: «любовью на грехи пыля», «тишь мытарства», «время уносит ветер»;
символы: дорога/путь (жизнь), погост (конец пути), рожь (жизнь, плодородие), кресты на церквях (вера, родина);
эпитеты: «ностальгические щедроты», «последний путь», «бродяга;пилигрим»;
олицетворение: «поле колышет рожь», «время уносит ветер»;
архаизмы и книжная лексика: «мытарства», «приворот» (в значении «чары, соблазн»), «тишь», «мечен» — придают тексту возвышенный, почти библейский оттенок;
инверсии: «в душе хранится тишь мытарства», «мой путь последний будет мечен».
Общий тон: созерцательно;меланхоличный, с нотами покаяния и мудрого принятия судьбы. Стихотворение строится на контрастах земного и духовного, блуждания и возвращения, сомнения и веры.


Рецензии