Раннеосеннее

Первое сентября. Ташара – село на берегу Оби. Ребята, учителя идут в школу на утренник. Девчонки в белых ажурных фартуках и с большими бантами на головах, мальчишки  – в парадных рубашках. Толкаются, рады встрече. Пиджаков нет – жарко. Днём обещают до двадцати восьми градусов. Удивительная погода для этого времени.
Миновав село, Ваня с дедом и бабушкой едут на машине по просёлочной дороге, которая ведёт к паромной переправе. Двигаются еле-еле, чтобы не оставить колёса на пути из-за многочисленных рытвин и ухабов. Цель поездки – сбор ягод калины, которая растёт вдоль берега. Второй год дед берёт внука с собой. Ване шесть лет, и он не против таких поездок: ему очень нравится пить густой калиновый сок, упаренный с сахаром в русской печке.
Добравшись до нужного места, дед отправляется на разведку, а Ваня с Татьяной Михайловной остаются на берегу, недалеко от машины.
 Возле воды много мошки;. Под крутым берегом плавают дикие утки. Заметив людей, они с шумом поднимаются в воздух  и улетают на середину протоки. При посадке бороздят лапами по воде и садятся с шумом. Понятно, почему уток здесь много – вода тихая, течение медленное, и на мелководье, под берегом, много мелкой рыбы. Её хорошо видно сверху: плавает, резвится.
Неожиданно Ваня становится свидетелем необычного зрелища. Стая рыбёшек одновременно выпрыгивает вверх и, на секунду блеснув
спинками на солнце, снова уходит в воду. Через пару минут аттракцион повторяется.  Настоящее синхронное плавание! Рыбьи подростки радуются последним жарким денькам. Жаль, удочки с собой нет…
Утки плюхаются у противоположного берега, бьют крыльями по воде, не поднимаясь в воздух. То ли купаются, то ли пробуют крылья перед полётом?
Рыбак прошёл по песчаной косе к Оби. Другой человек, с собакой, тоже миновал протоку и исчез в зарослях ивы, покрывавшей остров.
 Пока внук с бабушкой любовались картинками на берегу, дед набрал треть ведра калины и большую горсть спелой ежевики. Какая крупная! Сладкая и тает во рту…
От дальнейшего сбора ягод Михаил Георгиевич отказался, заявив, что растительность в этом году представляет собой непроходимые джунгли из крапивы и кустарника, переплетённые лианами хмеля и ежевики.
Похоже, лето в этом году ещё не закончилось…

       Первое октября. Двадцать два градуса тепла!  Неделю шли проливные дожди, а вчера выведрило – наступила ясная сухая погода. 
Ветерок тёплый, летний. Люди уже переоделись в куртки, приготовились к холодам… А тут такой подарок для всех сибиряков!
         Ездили в Дубровино, дед хотел смотреть пчёл. Но забираться в ульи, чтобы проверить состояние гнёзд, не решился, уж больно хорошо они летали! «Смешной дедуля! – думает про себя Ваня. – Он с таким удовольствием наблюдает за летающими пчёлами и слушает их жужжанье! Говорит, что для него это лучше всякой музыки».
 Перед отъездом в город пошли втроём на Обь. Поднялся ветер. Волны с шумом бьются о галечный берег, кажется, что стоишь на берегу настоящего большого моря…
 Ваня внимательно вслушивается в музыку воды, любуется её движением…  Вспоминает, как летом его и друга Петьку катали по Оби на моторной лодке. Здорово было!  Папин друг, дядя Женя, надел на них спасательные жилеты и прокатил с ветерком до самой паромной переправы! Потом на берегу дружной компанией жгли костёр и готовили шашлыки. А вечером папа, мама и дядя Женя пели вместе песни под гитару. Весёлые, студенческие. Бабушка тоже тихонько подпевала…
А сейчас на берегу никого нет, только одна машина стоит в отдалении, дожидаясь рыбаков, уплывших на противоположный берег Оби.
   По пути в город дед сворачивает с трассы, чтобы нарезать осенних опят, но застревает, не доехав до леса. Машина забуксовала, глубоко погрузившись колёсами в напитанную водой почву.
 Пока взрослые решают, как выбраться из ловушки, Ваня, открыв дверцу, замечает лягушку. Она сидит неподвижно, греется на солнышке. Мальчик осторожно прикоснулся пальцами к её спине: кожа на тельце очень холодная. Наверное, лягушка уже приготовилась к зимовке, нашла укромное местечко в земле, а тут незваные гости свалились прямо на голову. Потревоженная шумом, лягушка вылезла на поверхность. С недоумением таращится на людей, потом начинает медленно передвигаться в сторону березняка. Ваня ей не мешает, пусть спит до весны!
Лёгкий сквозной шум, родившийся в глубине полураздетого леса, лишен птичьих подголосков. И тёплый ветер в эту пору уже никого не обманет: впереди поздняя осень и зима…  А до весны ещё очень-очень далеко…


Рецензии