О! Как прекрасна эта сказочная ночь!

О! Как прекрасна эта сказочная ночь!
Опять распутница луна полуодета...
Она, блудница, пококетничать не прочь..
И пеньюар её пронизан звёздным светом...

Лиловым шармом обрамляет облака...
И млеют те, на землю отсветы роняя.
На баловство благословляет их рука,
Не знаю: даже: божья или бесовская...

А убежать от красоты невмоготу.
Глаза цепляются за дивную картину.
И словно тянут мысли к звёздному мосту,,
Сквозь гороскоповых скоплений паутину.

И что земному нужно в мире высоты,
Куда ветра, и те, увы, не долетают?
Быть может там, от суетливой пустоты,
Земных надежд укрылась истина святая?

Не знаю даже, чем сомненья истолочь
В земных правах юдоли. Нечем, полагаю.
О!Бесподобна эта сказочная ночь!
О! Что творит с душой луна полунагая!
09.11.2016


Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Волшебство ночной природы, очарование луны и звёзд, созерцание красоты, пробуждающее глубокие философские раздумья о сущности бытия и поиске истины.
2. Основная мысль (идея)
Ночь — особое время, когда красота мира заставляет человека выйти за пределы повседневности, задуматься о вечном и ощутить связь с чем;то высшим. Лирический герой пленён ночным пейзажем и через него стремится постичь скрытую истину.
3. Стиль речи
Художественный (поэтический) с ярко выраженной образностью и эмоциональной насыщенностью
4. Тип речи
Лирическое размышление (синтез описания и рассуждения): сначала — живописное изображение ночи, затем — философские вопросы о смысле земного и небесного
5. Композиция
Вступление (1;й катрен): восторженное восприятие ночи и образа луны.
Развитие (2;й и 3;й катрены): детализация картины (облака, звёзды, пеньеар), нарастание эмоционального напряжения.
Кульминация (4;й катрен): вопрос о том, где скрыта истина — в небесах или на земле.
Заключение (5;й катрен): повтор восхищения ночью и луной как итог переживания.
Всего 5 строф (катренов), кольцевая композиция (повтор восклицания в начале и конце).
6. Средства связи предложений
лексические повторы («ночь», «луна», «красота»);
местоимения («она», «их», «те»);
синтаксический параллелизм и анафора («О!…»);
риторические вопросы;
интонационно;синтаксические повторы и перечисления.
7. Средства выразительности
эпитеты: «сказочная ночь», «лиловый шарм», «дивная картина»;
метафоры: «гонцы весны» (перенос на образы ночи), «звёздный свет пронизывает пеньюар луны», «гороскоповых скоплений паутина»;
олицетворения: «луна полуодета», «облака млеют», «рука благословляет»;
сравнения: «словно тянут мысли к звёздному мосту»;
антропоморфизация природы: луна представлена как кокетливая женщина («распутница», «блудница», «пококетничать не прочь»);
риторические восклицания («О! Как прекрасна…», «О! Бесподобна…») — усиливают эмоциональный накал;
риторические вопросы («Быть может там… истина святая?», «чем сомненья истолочь?») — подчёркивают философскую рефлексию;
инверсия: «Лиловым шармом обрамляет облака…», «И млеют те…» — создаёт особую мелодику;
архаизмы/книжная лексика: «юдоль», «истолочь» — придают тексту возвышенный тон;
ассонанс и аллитерация (повтор гласных и согласных) — работают на музыкальность и плавность звучания.
8. Образ лирического героя
Восхищённый созерцатель, погружённый в эстетическое переживание ночи; одновременно — мыслитель, ищущий ответы на вечные вопросы. Его состояние колеблется между восторгом и сомнением, между земным и небесным.
9. Настроение
Романтически;восторженное, с оттенком таинственности и философской задумчивости; в финале — повторный всплеск восхищения
10. Размер и рифма
Стихотворный размер: преимущественно четырёхстопный ямб (с вариациями).
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ) в большинстве строф, с чередованием женских и мужских рифм.
Ритм: плавный, напевный, соответствующий созерцательному характеру текста.


Рецензии