И, может быть... поэтическая миниатюра

 Рождение, познание и пробы - привычный миру суеты канкан. Податливый, трусливый, твердолобый - всяк от судьбы получит свой аркан. И будут петься песни, литься слёзы, буянить чувства, разливаться смех, плескать восторги и звучать угрозы, выискиваться пролежни утех...
 Не станет мудрость глупости помехой, и обе уживутся средь людей. Воспользуются ловко люди века бесстрастием и омутом страстей. Добро и зло - две капли жизни сока... кому что яд - кому что антидот. И только совесть ранит, как осока... вот только не везде она растёт.
 Проходит жизнь на удивленье быстро: вчера - птенец, сегодня - крылья в пол. Озвучивает время, словно выстрел: "Твой срок страницы книги дней прочёл". Какие были топтаны дороги, которых миновал упрямый шаг? Возможно, меж когда-то важных логик, приметит бреши глупости душа.
 Останется ли время разобраться в безумствах, не целованных судьбой? По сути, смысла не было бояться - платить за всё приходится собой. И, может быть, коль есть такой порядок: по-новой нарождаться на земле, отважусь я сменить на счастье взгляды... устроюсь у безумства на крыле.

08.11.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема: осмысление жизненного пути, противоречивости человеческого бытия, быстротечности жизни.
Основная мысль: жизнь — сложное переплетение противоположностей (добро и зло, мудрость и глупость, бесстрастие и страсть); несмотря на её скоротечность, человек вправе искать счастье и переосмысливать взгляды.
Композиция:
4 строфы разной длины (от 6 до 9 строк);
движение мысли от обобщённого взгляда на человеческую судьбу — к личному выбору лирического героя;
кольцевая организация отсутствует, но есть смысловая градация: от описания мира ; к рефлексии ; к решению действовать.
Тип речи: рассуждение с элементами описания (образы, метафоры) и повествования (динамика жизни).
Стиль: художественно;философский (лирико;философская лирика).
Средства связи предложений:
лексические повторы («жизнь», «время», «судьба», «добро и зло»);
синтаксический параллелизм («вчера — птенец, сегодня — крылья в пол»);
анафора («И будут…», «И только…», «И, может быть…»);
местоимения и местоименные наречия («всяк», «кому», «здесь»);
союзы и союзные слова («и», «что», «коль»).
Средства выразительности:
метафоры: «мир суеты канкан», «омут страстей», «страницы книги дней», «устроиться у безумства на крыле»;
сравнения: «совесть ранит, как осока», «время, словно выстрел»;
антитезы/контрасты: «добро и зло», «мудрость и глупость», «бесстрастие и омут страстей», «яд — антидот»;
олицетворения: «будут петься песни», «литься слёзы», «буянить чувства»;
эпитеты: «податливый, трусливый, твердолобый», «безумства, не целованных судьбой»;
символика: «аркан» (рок, судьба), «птенец ; крылья» (взросление), «книга дней» (жизнь);
риторические вопросы и восклицания: «Останется ли время…?», «Какие были топтаны дороги…»;
архаизмы/книжная лексика: «пролежни утех», «топтаны дороги», «миновал упрямый шаг»;
инверсия: «выискиваться пролежни утех», «озвучивает время».
Размер и рифма:
свободный ритм, неоднородный размер (преобладает тонический строй с элементами силлабо;тоники);
рифмовка смешанная (перекрёстная, парная, холостая), рифмы преимущественно мужские и женские, точные и неточные.
Настроение: созерцательно;тревожное с проблеском надежды (финал — личный выбор в пользу счастья и нового начала).
Ключевые образы: время;стрелок («выстрел»), книга жизни, аркан судьбы, птица (рост и полёт), омут страстей, осока (болезненная совесть).


Рецензии