Через пять минут

Через пять минут наступит завтра...
Мал запас сегодняшнего дня.
Охраняет звёздная эскадра
Океан небесный для меня.

Поневоле взор бежит на небо.
Почему, не ведаю сама.
Вроде бы, земля дарует хлебом,
Вроде, есть задачи для ума.

Месяц наблюдает за порядком,
Ветер подметает сор земли.
Выдыхаю прошлое украдкой,
А вдыхаю тайны издали.

Что-то не торопится прозренье
Указать ошибок череду.
Просится к листку стихотворенье,
Так спадают яблоки в саду...

Карандаш нежданно юркнул в руку -
Невтерпёж, как видно, шалуну.
Мы всегда могли понять друг друга,
Отказавшись подчиняться сну.

Это повод избежать возврата
К суете-сутяжнице под кнут.
Через пять минут наступит завтра...
Но, ведь, есть сегодня пять минут.

07.11.2016

Краткий анализ стихотворения
Тема:
размышления о течении времени, переходе от сегодняшнего дня к завтрашнему; осмысление момента «здесь и сейчас» на фоне вечных природных ритмов.
Основная мысль:
даже в преддверии нового дня («завтра») важно ценить и осознавать текущий момент — «сегодня пять минут». Время одновременно неуловимо и дарует возможность творчества, самопознания, освобождения от суеты.
Композиция:
Кольцевая структура: первая и последняя строфы перекликаются («Через пять минут наступит завтра…»), подчёркивая цикличность времени.
Развитие образа: от созерцания природы (звёзды, месяц, ветер) — к внутреннему движению (выдыхаю прошлое, вдыхаю тайны) — к творческому порыву (карандаш юркнул в руку) — к философскому выводу о ценности настоящего.
6 строф по 4 строки; завершённость мысли в каждой строфе при общей смысловой связности.
Тип речи:
лирическое размышление (рассуждение с элементами описания).
Стиль речи:
художественный (поэтический), с образностью, метафоричностью, эмоциональной окраской.
Средства связи предложений:
лексические повторы («завтра», «пять минут», «вроде»);
местоимения («меня», «сама», «оно»);
синтаксический параллелизм («Вроде бы…», «Вроде…»);
анафора («Через пять минут…» в начале и конце);
семантические связи через образы времени и природы.
Средства выразительности:
метафоры: «звёздная эскадра», «океан небесный», «ветер подметает сор земли», «выдыхаю прошлое», «вдыхаю тайны»;
олицетворения: «месяц наблюдает», «карандаш юркнул», «суета;сутяжница»;
эпитеты: «звёздная эскадра», «небесный океан», «нежданно юркнул»;
сравнения: «так спадают яблоки в саду…» (сопоставление творческого порыва с естественным падением плодов);
антропоморфизация предметов: карандаш как «шалун», способный на поступок;
контраст: суета vs. творческое уединение, прошлое vs. настоящее;
риторические конструкции: «Почему, не ведаю сама», «Невтерпёж, как видно, шалуну».
Размер и рифма:
стихотворный размер — четырёхстопный ямб (с вариациями);
рифмовка перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм;
ритм плавный, созерцательный, соответствует медитативному настрою текста.
Настроение:
созерцательное, слегка меланхоличное, но с оттенком надежды и творческой энергии; гармония между тревогой перед неизвестным «завтра» и умиротворением в осознании ценности «сегодня».
Ключевой образ:
время как текучий поток, в котором мгновение («пять минут») обретает глубину и смысл через внимание лирического героя к природе, внутреннему миру и творчеству.


Рецензии