У-у-у... покой

Человек ищет покоя. Всегда, во всём - покоя, во всех своих действиях. Уже начиная действие, предвидит и планирует покой как завершение всех дел. Это естественно, ведь покой и есть завершающая фаза любого действия, состояние динамического равновесия, как бы "молчание на полчаса".

Человек ищет покоя, но действительность не даёт и не может дать ему этот покой, действительность - это то, что "действует" на нас (С. Франк). Только смерть даёт покой, но человек стремится не к смерти, а к покою как другой стороне действительности, не действующей, покоящейся (нирвана как сансара, точнее - сансара, понимаемая как нирвана).

Инструментом создания такой не-действительности служит второе "я", иначе говоря - "ты" (М. Бубер и др.). "Ты" понимается в этом случае как "вторая половинка" своего "я", качественно ничем не отличающаяся от "первой половинки". Человек всюду ищет себя в надежде, что обретение не-деятельного, покойного "я" ("ты") уравновесит активность первого "я" и даст ему желанный покой.
Разумеется, это иллюзия.

"Ты" находится вне "я", это совершенно верно, но оно имеет самостоятельное бытие не в другом, а вне и другого, и других, вне вообще мира как оппозиции "я" - "ты". И это уже "Ты", с большой буквы.

"Ты" составляет предмет познания человека, его непознаваемую сущность. Сущность человека как "ты" парадоксальным образом пребывает вне человека и человек не имеет в ней никакой части.

Что же это такое? Велик соблазн назвать "Ты"... впрочем, не будем кощунствовать. Достаточно сказать, что эта внешняя по отношению к человеку сущность служит причиной и гарантом его существования, сама же не только не сводится к существованию в любых формах, но даже и не имеет с ним ничего общего.
Человек живёт, чтобы не умереть. Покой, цель действия, становится причиной действия.


5 ноября 2016 г.


Рецензии