NASA на Луне в Настоящем, Прошлом и в Будущем

…Творцы из «N;SA» в наши Дни      
На современных лунных Картах
Следы рисуют старых Стартов. (Настоящее)
- А что рисуют ТАМ ОНИ? (Баснописец)
- Всё те же лунные Следы
И ИХ застывшие Мгновенья,
Следы от «Ровера» Движенья,
От Шин и ИХ лихой Езды. (Прошлое)
- Всё Это «N;SA» вновь рисует. (Настоящее)
- Тем самым, «N;SA» вновь рискует,
Следы пытаясь начертить, 
Представив Версию такую,
Само Себя Разоблачить. (Баснописец)
- В далёком Будущем, когда-то,
В очередной, ближайший Век,
В Конце Концов, во Славу Штатов
Американский Человек,
Чтоб ото Лжи освободиться,
Сумеет на Луну спуститься,
Чтоб ТАМ прожить не меньше Дня. (Будущее)
- Мораль? – Вы вспомните Меня. (Баснописец) 08.09.16.

Примечания

Некоторые подробности о полётах американских астронавтов к Луне, о пребывании их на лунной орбите и непосредственно на Луне взяты из книги И. Г. Борисенко «На космических стартах и финишах».  (Издательство «Знание», Москва, 1975 год).

320.                Имена астронавтов экспедиции «Аполлон-8». Здесь и далее, а также в стихотворном изложении,  имена астронавтов могут быть искажены из-за различного их прочтения на разных языках.
321.                Стаффорд, Сернан, Янг – экипаж космического корабля  «Аполлон-10». В полёте находились с 18 по 26 мая 1969г.  Их командный отсек, по данным  «N;SA», совершил  31 оборот вокруг Луны, в том числе, Лунный модуль в самостоятельном полёте совершил 2 оборота вокруг Луны.
      В последующих полётах Янг был членом экипажа «Аполлон-16», а Юджин Сернан –  членом экипажа «Аполлон-17».
322.                Нил Армстронг – первый человек, гражданин США, который совместно с Эдвином Олдриным впервые вышел на поверхность Луны. Они – члены экипажа «Аполлон-11»  совместно с Майклом Коллинзом, который в то время находился на дежурной «орбите ожидания» в движении над Луной. Полёт «Аполлона-11» продолжался  с 16 по 24 июля 1969г.
             Армстронг и Олдрин провели на Луне 21 час 36 минут 21 секунду(!)  Армстронг находился вне Лунной кабины 2 часа 31 минуту 40 секунд, а Олдрин – 1 час 44 минуты. При этом, в командном отсеке, Коллинз совершил 31 оборот вокруг Луны, а Лунный модуль – 2 оборота(!)
Так что, если верить последней цифре, на поиск места посадки Армстронгу  потребовалось не больше одного оборота вокруг Луны, а, чтобы стартовать с Луны, причалить к командному отсеку и успеть благополучно состыковаться без лоций с Земли, потребовалось также не больше одного оборота вокруг Луны (!?) Вот уж, воистину «мастерство» первого в мире человека, впервые ступившего на Луну! (Данные «N;SA»).
324.               Альфред Уорден, Джеймс Ирвин и Дэвид Скотт – экипаж космического корабля «Аполлон-15». В этой экспедиции Ирвин и Скотт высадились в районе лунных Апеннин. В целом, экспедиция продолжалась с 26 июля по 7 августа 1971г. (Данные «N;SA»).
325.          «Пионер» – автоматическая межпланетная станция, которая впервые достигла окрестностей Сатурна.  «Вояджер 1 и 2»  –  автоматические межпланетные станции, которые успешно пересекли всю Солнечную систему и попутно сфотографировали Юпитер с его  четырьмя наиболее крупными и некоторыми другими более мелкими спутниками, а также систему Сатурна с кольцами и его многочисленной спутниковой свитой, а также, системы Урана и Нептуна.
326.            Лунный модуль (Лунную кабину) вместе со взлётной и посадочной ступенями экспедиции «Аполлон-11» назвали «Орлом», а командный модуль, дежуривший на лунной орбите в ожидании стыковки с лунным модулем называли «Колумбией»; экспедиции «Аполлон-12» – соответственно «Intrepid» и «Yankee Clipper»; «Аполлон-13» – «Aquarius» и «Odyssey»; «Аполлон-14» – «Antares» и «Kitty Hawk»; «Аполлон-15» – «Falcon» и «Endeavour»; «Аполлон-16» – «Orion» и «Casper»,  наконец, «Аполлон-17»  – «Challenger» и «America» (Данные «N;SA»).
327.  .              За 3 года и 7 месяцев до выхода Бина и Конрада на Лунную поверхность, в апреле 1967 года был мягко посажен «Сервейер-3», а экспедиция «Аполлон-14» на Луну состоялась в ноябре 1970 года.   Выход Конрада и Бина транслировался на весь мир, а мы слушали лишь скупые, немногословные сообщения и, когда напрямую передавались некоторые отрывки их репортажей, мы слышали восторженные и весьма бравурные их голоса. По данным из «N;SA», астронавты подошли к «Сервейеру-3» и обследовали его состояние, преодолев на пути к нему 180 метров. На это ушло около 2-х часов и, при обследовании «Сервейера» выяснилось, что металлические поверхности аппарата легко резались ножницами, а изоляционные покрытия проводов и кабелей крошились и легко разрушались от прикосновения, что вполне правдоподобно.
328.  .             Когда «Аполлон-13» уже «находился» на расстоянии 328000 километров от Земли, согласно сообщениям из «N;SA», неожиданно вышла из строя энергетическая установка космического корабля. Это якобы произошло 14 апреля 1970 года в 6 часов 28 минут. В таких условиях необходимо было отменить посадку на Луну и дать команду облететь Луну, после чего возвращаться на Землю.  К тому же, на полпути к Земле экипажу предстояло «преодолеть» ещё одну неприятность – сорвался предохранительный клапан на баке с жидким гелием, что могло поставить под угрозу подачу гелия в двигатель посадочной ступени.  С самого начала аварии астронавты должны были дышать воздухом из сопла энергетической установки Лунной кабины, которая, к счастью, «оказалась» работоспособной. До самого момента посадки, до 21 часа 08 минут 17 апреля, т.е. 3 суток. 14 часов 43 минуты Земля и экипаж должны были вести отчаянную борьбу  за спасение жизни людей. При этом необходимо было обеспечить точное попадание в так называемый «коридор входа» в атмосферу Земли, имея нерасчётную скорость при сближении с Землёй.
   Как ни странно, аппарат, с вышедшей из строя энергетической установкой, сумел совершенно точно войти  в этот «коридор безопасного входа», не сгорел в более плотных слоях атмосферы и благополучно приводнился в Тихом океане точно в заданном районе.
           (В этой связи следует напомнить катастрофу космического «Челнока», который, обладая    значительно меньшей скоростью, более надёжной защитой от перегрева корабля при возвращении на Землю, всё-таки сгорел при возвращении с орбиты).
329.                Джеймс Ловелл, Джон Сувайджерт и Фред Хейс – экипаж космического корабля «Аполлон-13», с которым, по данным из  «N;SA», произошла аварийная ситуация, описянная в примечании к предыдущей строфе; при этом, полёт продолжался с 11 по 17 апреля 1970г.
330.                Имена астронавтов, которые должны были высаживаться на поверхность Луны вместе с именами, астронавтов орбитальных модулей и астронавтами беспосадочных полётов экипажей «Аполлонов-8 и 10».
331.                По данным из  «N;SA», лунный грунт поддался кайлу на 13 сантиметров.
332.   .              Экипаж «Аполлона-14» должен был взять пробы грунта с как можно большей глубины при помощи бурения. Как сообщалось, грунт был взят с глубины до 1,2 метра.  Сообщалось также, что Лунный грунт пытались кайлить, но ямки от кайла не превышали глубины  15 сантиметров.  А вот экипаж «Аполлона-15» пробурил скважину глубиной 3 метра, после чего бур больше не мог углубляться из-за более крепкой породы на большей глубине.
          Ирвин и Скотт при повторном выходе на поверхность Луны пробурили скважину до глубины 2,4 метра, после чего бур заклинило; только при третьем выходе удалось извлечь бур из скважины.  А вот Янг и Дьюк, («Аполлон-16»), пробурили 3 скважины глубиной до 3-х метров.
Весьма сомнительно, что при ручном бурении на Луне удалось пробурить хотя бы одну скважину глубиной до 3-х метров в течение времени от половины до 2-х часов. (Нет достаточного давления на инструмент при уменьшенном весе в лунных условиях).
Даже в условиях земной гравитации, один человек, при специальной конструкции бурильной установки, при бурении скважины диаметром хотя бы в 1 – 2 сантиметра, вряд ли уложится в указанное время. К тому же, непонятен источник энергии для привода бурильной установки. Пневматический и гидравлический способы бурения невозможны из-за дефицита газов или жидкостей; компактный бензиновый привод, рассчитанный на работу в условиях лунного вакуума, нельзя было создать даже за время от заявления Кеннеди насчет полётов человека на Луну до момента первого практического бурения лунной поверхности.  Это тем более касается источника энергии для лунного вездехода «Ровер». Остаётся только предположить, что источником питания двигателя бурильной установки была дефицитная на Луне электроэнергия, а «Ровера» – аккумулятор, который также нужно было успеть сконструировать специально для условий лунного вакуума, к тому же, при реальном дефиците  времени. Заметим, что максимальная масса «Ровера» вместе с астронавтами в снаряжении и грузом составляла 725 килограмм, так что на долю вездехода приходится не более 500 килограмм. Глядя на конструкцию вездехода, не видя солнечных батарей, можно предположить, что на долю аккумулятора останется 50 – 70 килограмм массы, что маловато для преодоления 28 – 36 километров весьма неровной, порою вязкой (по словам астронавтов) лунной местности.
            По данным  «N;SA», когда  на Луну упала ставшая ненужной последняя ступень ракеты-носителя, сейсмометры регистрировали непрерывные колебания Луны в течение 2-х часов 40 минут, («Аполлон-14»).
335. .                Мантия Земли – размягчённая оболочка, расположенная между «твёрдой» Земной корой и ядром Земли. Верхняя граница мантии проходит на глубине от 5-10 до 70 километров от поверхности, не считая толщу океанских вод. Таким образом, указанные цифры говорят о толщине твёрдой «скорлупы» Земли – Земной коры.  Мантия Луны, по всей вероятности, из-за меньшего ускорения силы тяжести (1,62 м/с2), меньшей средней плотности (3,35 г/см3)  и меньшей теплопроводности, должна располагаться значительно глубже, а значит, и толщу Лунной коры следует ожидать значительно большей. Посредством поэтических приёмов, автор задумал мысленно построить «Вавилонскую башню» на Луне, чтобы определить возможную толщину Лунной коры.
336.             Нижняя часть примечания для строфы 332.
337.         .               Здесь, для простоты, взята плотность 3 г/см3 как для «строительного материала» фундамента, так и для материала «стальных этажей».
338.  .                Имеется в виду вес вышележащей постройки, которая давит на условную единицу площади фундамента с учётом веса. Как известно, вес на Луне примерно в 6 раз меньше, чем на поверхности Земли.
Реголит – поверхностный, раздробленный слой лунного грунта, ниже которого залегают, как утверждают учёные, ненарушенные дроблением коренные породы Луны.
343.               Джон Гленн – первый американский астронавт, который 20 февраля 1962 года на корабле «Френдшип-7» совершил первый орбитальный полёт, осуществлённый в США (3 витка вокруг Земли).
348.                На фотографиях одного из первых американских космических аппаратов, совершавших полёты в сторону Луны, согласно программе, было предусмотрено фотографирование её поверхности при неуправляемом падении вплоть до жёсткого столкновения с поверхностью. Была выполнена серия фотоснимков в процессе падения. При этом, каждый из последующих снимков фиксировал с каждым разом всё меньшую площадь, пока не врезался в грунт. Несмотря на это, все снимки оказались достаточно чёткими и удивительно похожими друг на друга – независимо от масштаба, можно было видеть сплошное нагромождение различных по величине кратеров.
Это говорит о том, что вся поверхность Луны, независимо от расстояния до неё, буквально изрыта и испещрена кратерами. Ту же самую картину мы увидели на панорамах, показанных «Луноходами», но никак не «Аполлонами». Эти фотографии неоднократно передавались по телевидению и печатались практически во всех газетах и журналах как выдающееся научно-техническое достижение. Как ни странно, эти фотографии невозможно увидеть в настоящее время. По всей вероятности, они были засекречены из-за того, что характер лунной поверхности, изображённой на них, значительно отличается от ландшафтов, переданных «Аполлонами».
351.           Здесь выделено имя человека, впервые в мире (по данным из «N;SA»), ступившего на поверхность Луны.
353.               Реп;ры – это точки на местности, заметно отличающиеся от общего фона. К примеру – столб, мачта, отдельный камень, дерево, обрыв, возвышение и т.п. – все эти ориентиры могут служить в качестве земных реперов.
Но на Луне подобных реперов практически не существует и, хотя  камней и возвышений там немало, они не могут служить в качестве реперов из-за  единообразия ландшафта. 
         По углу от зенита до центра лунного диска, наблюдаемого с Земли – это едва ли не единственный способ определения места положения объекта на Луне: чем больше этот угол, тем дальше от селенографического центра Луны находится нужный объект.
354.                В этой строфе речь идёт о «Сервейере-3» и о усреднённом времени нахождения астронавтов на поверхности Луны, близкому к 7 часам, при каждом из 3-х выходов на поверхность.
 355.  356         «Скайлэб» – в переводе с английского языка – небесная лаборатория. Название полностью соответствует целям и задачам объекта. Это американская  орбитальная станция для полётов по околоземной орбите. Масса станции до 77 тонн.  На «Скайлэб» осуществляли полёты три экипажа. Самый продолжительный полёт осуществил 3-й экипаж (84 суток). Экипажи доставлялись к станции при помощи космического корабля типа «Аполлон». Описанные здесь события происходили с 1-м экипажем, когда члены экипажа восстанавливали теплозащитный экран в открытом космосе путём использования трёхслойной алюминированной золочёной плёнки типа «Мейлар», которая достаточно хорошо отражает солнечные лучи. На корпусе станции были установлены две полосы плёнки длиной 13 и шириной 3.3 метра, (сама станция имела размер по длине 24,6 метра и в поперечнике 6,6 метра). Касаясь нештатных ситуаций при стыковке «Аполлона» со «Скайлэбом», они возникали при участии 3-го экипажа, причём, её удалось осуществить только после третьей попытки.
Следует пояснить фразу «Повернёшься не так, да и с курса уйдёшь…»
Одно дело, когда взлёт осуществляется со стартового комплекса на поверхности Земли, когда суммарная масса астронавтов составляет во время старта ничтожную долю по отношению к массе поднимающегося груза и, другое дело, когда старт осуществляется с поверхности Луны, где соотношение упомянутых масс может составлять весьма существенную часть массы поднимающегося груза. В этом случае, малейшие движения могут менять расчётную траекторию взлёта, что способствует изменению точности причаливания при стыковке с основным блоком «Аполлона», который как бы «дежурит» на орбите вокруг Луны в ожидании встречи с лунным модулем.
Как сказано в стихах, «Там, над модулем лунным проходит орбита, где летал над Луной орбитальный отсек…»  Эту орбиту американцы назвали «орбитой встречи». Когда от командного отсека отделяется лунная кабина или лунный модуль с целью посадки на Луну, астронавт, оставшийся на лунной орбите в основном отсеке, включает на некоторое время маршевый или маневровый  двигатель, чтобы перейти на такую «орбиту встречи». При стыковке же с лунным модулем, без лоций с Земли дело обстояло значительно сложнее.
Мало того, что нужно было совместить плоскости орбит двух модулей, но и двигаться со скоростью, близкой к скорости орбитального отсека, оказавшись в момент «встречи» в определённом месте и на нужной высоте.
О параметрах таких орбит сообщалось довольно редко по той простой причине, что во всех сообщениях никогда не акцентировалось внимание на процедуре стыковки, хотя она является наиболее ответственной процедурой, от которой зависит успешное выполнение программы полёта. Для успешной стыковки орбитального отсека с Лунной кабиной необходимо, чтобы такая орбита была близкой к круговой, она должна находиться на небольшой высоте от поверхности Луны и пролегать обязательно в непосредственной близости от плоскости экватора Луны.
При этом, чтобы успешная стыковка без лоций с Земли всё-таки состоялась с максимальной вероятностью успеха, районы посадки ВСЕХ экспедиций должны находиться  недалеко от линии экватора Луны, в противном случае, вероятность успеха может оказаться близкой к нулю. 
«Над Луной о стыковке немногие знали; иногда сообщали, как правило, вскользь…» Действительно, никаких подробностей о стыковках модулей над Луной – самых ответственных моментах лунной миссии не сообщалось, хотя, как сказано в стихах, «это сделал вслепую шесть раз человек…»
Рассмотрим данные «N;SA» об орбите встречи «Аполлона-11». Она находилась на высоте около 111 километров. Имеются также некоторые данные о параметрах орбит взлётных ступеней лунных модулей.
 Так, орбита взлётной ступени лунного модуля «Аполлон-14» после старта с Луны имела минимальную высоту 17,  максимальную – 96 километров.
Для успешной стыковки в этом случае необходимо было выбрать точное время, чтобы выйти на нужную высоту и, перейдя на «орбиту встречи», осуществлять необходимые маневры для причаливания, на что требовалось время, соизмеримое с сутками.
Однако, Одиннадцатому «Аполлону» на это потребовалось всего 3 часа 41 минута,    Пятнадцатому – 1 час 59 минут, Шестнадцатому – 2 часа 9 минут, а Семнадцатому – 2 часа 9 минут 6 секунд!
Даже в настоящее время, когда успешно осуществляется стыковка с Международной Космической Станцией (МКС) на околоземной орбите, на её осуществление требуется время порядка 6 часов под бдительным оком  Центра управления полётами и, только в последнее время удалось сократить это время до 3-х часов. Как же тогда, сорок лет назад, при ещё несовершенной технике того времени, лунные первопроходцы без лоций с Земли умудрялись в течение столь короткого времени шесть раз кряду успешно осуществлять самую ответственную и опасную операцию над Луной!
Интересно отметить, что взлетная ступень «Аполлона-16» перед выходом на «орбиту встречи» имела орбиту с минимальной высотой 78 и максимальной высотой 165 километров. Как видно, разброс данных весьма велик. При таких параметрах возможность успешной стыковки сомнительна, к тому же, нет сведений об углах наклона плоскостей орбит встречи по отношению к плоскости экватора Луны и, если  эти плоскости не совпадали, то ни о какой успешной стыковке не могло быть речи. А ведь известно, что место посадки «Аполлона-11» в районе  Моря Спокойствия не расположено вблизи экватора и, тем более, место посадки «Аполлона-15», который смог прилуниться в районе лунных «Апеннин», расположенных ещё дальше от экватора. Так что у Армстронга, Олдрина, Ирвина и Скотта вернуться на Землю живыми шансов практически не было.
К тому же, если орбита встречи пролегает под углом к экватору, то, за один полный оборот вокруг Луны плоскость этой орбиты переместится по отношению к месту посадки на 31,4 километра, при условии, если стыковка происходит, к примеру, на высоте 50 километров. Так что, место посадки может оказаться точно под орбитой встречи только через полный лунный месяц, и, возможно, через большее время из-за несовпадения кратности 31,4 километров с величиной полного диаметра Луны на её экваторе.
Полезно отметить так же и тот факт, что продолжительность полётов всех «Аполлонов» в сторону Луны и обратно, по данным  «N;SA», составляла в среднем около трёх суток в сторону Луны и столько же времени в сторону Земли. Но на преодоление этого расстояния, как известно из учебников по астрономии, необходимо затратить время около 4 – 5 суток в зависимости от выбранных скоростей на трассе полёта.
Это время, конечно же, можно уменьшить за счёт увеличения скорости, что должно привести к дополнительному расходу весьма дефицитного топлива и необходимости гасить эту излишнюю скорость во время входа в плотные слои земной атмосферы.
Приведём некоторые данные  «N;SA» в этом отношении. Так, злополучный «Аполлон-13» 11 апреля 1970 года в 22 часа 13 минут  стартовал  к Луне.  Во время  полёта с кораблём случилась аварийная ситуация,  в результате чего была отменена посадка на Луну и дана команда возвращаться на Землю. В  12 часов 14 апреля была проведена коррекция орбиты и траектория полёта «Аполлон-13» после облёта Луны изменила направление корабля в сторону Земли. В 15 часов 53 минуты 17 апреля была проведена последняя коррекция орбиты перед  входом корабля в плотные слои земной атмосферы. В 21 час 08 минут капсула с астронавтами, пролетев над Австралией последние тысячи километров, приводнилась в Тихом океане. Таким образом, продолжительность полёта туда и обратно составила 142 часа 55 минут, а среднее время полёта в одну сторону – 71 час 27 минут, то есть  2-ое суток  23 часа и 27,5 минут! Так что, если  верить  данным НАСА, согласно книге Борисенко «На космических трассах и финишах», можно уверенно сказать, что, направляясь к Луне и обратно, скорость «Аполлона-13» значительно превышала безопасную скорость, необходимую для безаварийной посадки как на Луну, так и на Землю.
Интересны также данные и по «Аполлону-17».
Так, 7 декабря 1972 года в 11 часов 45 минут был осуществлён старт  с околоземной орбиты в сторону Луны и 10 декабря в 21 час 47 минут корабль вышел на окололунную орбиту. Полёт к Луне продолжался 3 суток 13 часов 14 минут, то есть 85 часов 14 минут.
Примерно неделю спустя, 17 декабря в 2 часа 35 минут корабль после стыковки с лунной кабиной перешёл на орбиту возвращения к Земле.
19 декабря в 21 час 25 минут капсула с астронавтами приводнилась в Тихом океане к югу от острова Самоа. Таким образом, на обратную дорогу «Аполлон-17 затратил всего 2-ое суток 18 часов и 50 минут!
Удивительней всего оказались данные о времени, начиная от момента старта  лунного модуля с Луны и кончая моментом его успешной стыковки над Луной с основным модулем корабля. 
К примеру, Янг с Дьюком, с момента старта с Луны до момента стыковки с основным блоком «Аполлона-16, на котором находился дежуривший на орбите ожидания Томас Миттингли, затратили всего 2 часа 9 минут, во что поверить довольно сложно.
Любопытно обратить внимание также и на время полёта «Аполлонов» в обе стороны. Нижеследующая таблица даст наглядное представление о продолжительности их полётов.



Год



Дата
Название
Время
старта
на Луну
Время
финиша
Время
вокруг,
или на Луне
Время
полёта
Время
полёта в одну сторону

 1968
21–-27
дек.
«Аполлон-8»
21 дек.
18ч42
мин
27дек
18ч51мин
20ч6мин
48с*
147ч
42с С  21 по 24дек до 13ч=66ч18мин= =2386580с. С  25дек  в.9ч10мин до27дек. 18ч51мин=57ч41мин=
=2сут9ч41мин = 207660с

1969
18–-26
 мая
«Аполлон-10»
22ч23
мин
26 мая
19ч52мин
61час
34мин
39с.*
192ч
3мин3c С 18 по 21мая  поздно ночью. Точных данных нет.
С 24мая в 13ч25мин до26 мая в 19ч52мин = 54ч27мин=
=2сут5ч27мин = 192420с.

1969
16--24
июля
«Аполлон-11»
Нет дан-
ных
24июля
19ч50мин
21час
36мин
21с**
195ч
18мин Старт к Земле в 3ч02мин
22июля  и до 19ч50мин 24июля=
=64ч48мин=2сут16ч48мин  = =233280с

1969
14--24
ноября
«Аполлон-12»
22ч09
мин 24ноябр.
23ч58мин
31час
31,5мин**
244ч
36мин
Нет данных

1970
11--17
апреля
«Аполлон-13»
22ч13
мин
17апреля
21ч08мин
Нет
данных
142ч
55мин С 22ч13мин до 12ч14 апреля =
61ч47мин=2сут13ч47мин=222420с.
С 12ч14апр. до21ч08мин 17апр.=
81ч8мин= 3 сут  9 ч 8 мин = 292080 с

1971
1—10
февр.
«Аполлон-14»
Нет дан-
ных
10февр.
00ч05мин
04с
33ч
14мин**
216ч
02мин
Нет данных

1971
26июл.
-7авг.
«Аполлон-15»
16ч34
мин
7августа
23ч46мин
67ч**
295ч
12мин С 26июля по 29июля. Точных данных нет.
С 4авгучта в 23ч30мин до 23ч46мин 7августа=72ч16мин=3сут0ч16мин=
260160с

1972
16-27
апреля
«Аполлон-16»
23ч54
мин
27апр.
22ч45мин
71ч
02мин**
263ч
32мин С 23ч13мин 16апр. до 23ч23мин
19апр.=72ч10мин=3сут0ч10мин=
=259800с.
Нет данных по времени старта с лунной орбиты.

1972
7--19
дек.
«Аполлон-17»
11ч45
мин
19 дек.
24ч25мин
75ч
01мин**
301ч
51мин
57с С 11ч45мин 7дек. по 21ч47мин 10дек
=82ч02мин=3сут10ч2мин=
295320с. С 2ч35мин 17дек. по 21ч25мин 19дек= 66ч50мин=
2сут18ч50мин=240600с

*Время нахождения космического аппарата на орбите вокруг Луны.
**Суммарное время пребывания лунного модуля с астронавтами на Луне. 

Итак, время полёта всех «Аполлонов» как в ту, так и в другую сторону существенно отличается от расчётных данных. Более того, в восьми из десяти случаев, время их полёта в одну сторону оказывалось меньше 4-х суток.
В этой связи следует ещё раз напомнить об аварии более современного космического корабля типа «СПЕЙС ШАТТЛ», который, обладая более совершенной тепловой защитой, не выдержал  скорости, меньшей, чем  8 километров в секунду.   
   Таким образом, ОДНОЗНАЧНО можно сказать следующее. Создаётся впечатление, что специалисты из «N;SA», представив слишком сложную и нереальную в осуществлении схему полётов, претворили в жизнь эту схему инкогнито на земной орбите, транслируя со стороны Луны заранее подготовленные синхронные записи репортажей с необитаемого космического аппарата, находившегося или в районе Луны, или, возможно, на геостационарной орбите, причём, одновременно, с задержкой в 1 – 2 секунды транслировали переговоры то экипажей с Центром управления полётами, то Центра – с экипажами…            
359.                Линдон Джонсон – 36-й Президент США (1963 – 1969г.г.); в 1961 – 1963г.г. был Вице-Президентом США, именно в то время, когда Джон Кеннеди впервые высказал идею любыми средствами опередить СССР в исследованиях Луны.  
Ричард Никсон – 37-й Президент США с 1969 по 1974 год. Именно в перечисленные годы при этих президентах претворялась в жизнь программа лунных полётов. Именно эти люди делали всё для того, чтобы выиграть «соревнование» с СССР любыми доступными средствами и оказаться первыми на Луне,  предполагая, что афера окажется успешной. Так и случилось. Даже в настоящее время американская сторона активно навязывает и рекламирует свои успехи в этом отношении, принижая достижения противоположной стороны. К сожалению, противная сторона, затратив немалые ресурсы в соревновании за первенство в освоении Луны, отказалась от дальнейших усилий в этом направлении, вплоть до наших дней, тогда как «победители» доныне стараются отвлечь внимание другой стороны на успехи в совершенно неосуществимых полётах Человека на Морс. И в случае разоблачения лунной аферы,  американской стороне легко будет честно признаться в обмане, потому как в те годы обе стороны являлись активными участниками так называемых «звёздных войн», в которых, благодаря афере, она стала равноценной Победе в «Лунной войне».
365. 366.           По  многочисленным наблюдениям с Земли и по данным измерений степени прогрева лунной поверхности, максимальная температура лунного грунта по разным оценкам составляет от 130 до 150 градусов Цельсия. Автор является сторонником такого утверждения, однако, имеются некоторые сомнения насчёт этого. Температурные отличия, и значительные, всё-таки должны наблюдаться.
Следует отметить, что земная поверхность на высокогорье, расположенном  не так далеко от космоса не прогревается до упомянутых температур.   
В этом-то весь парадокс. Возможно, что и поверхность Луны не так прогрета, как показывают измерения с Земли. Ответ на это можно получить только при измерении температуры непосредственно на самой Луне. 
В этой связи, полезно привести более подробное описание  того, как чувствовали себя Янг и Дьюк («Аполлон-16») во время первого выхода на открытую поверхность в условиях солнечной радиации и лунного вакуума. Интересно вообще, как они провели время, находясь в неприветливых и враждебных для человека условиях.
По данным  «N;SA», книги И. Г. Борисенко, по мнению автора, выделенному курсивом, 21 апреля 1972 года, в 19 часов 56 минут Джон Янг первым ступил  на поверхность Луны. Через 5 минут то же самое повторил Чарльз Дьюк. Впервые за всю историю лунных экспедиций, этот выход астронавтов не показывался по телевидению из-за неисправности остронаправленной антенны лунного модуля. Янг и Дьюк отметили, что слой лунной пыли оказался неглубоким и что примерно около 40% поверхности района посадки занимали камни. Астронавты установили научные приборы и привели в рабочее состояние лунный вездеход «Ровер». Сколько времени ушло на извлечение разобранных конструкций из модуля и на их сборку неизвестно; на Земле без скафандров на эти процедуры ушло бы не менее 2-х часов, а в скафандрах, не менее 4-х!
После сборки вездехода, к тому же, и конструкции бурильной установки, на что нужно было затратить ещё как минимум пару часов; они пробурили 3 скважины глубиной до 3-х метров, на что ушло бы так же порядка 3-х часов. Выполняя процедуру бурения, астронавты сообщали о хорошем самочувствии.
Некоторое время спустя, Янг пожаловался, что он мёрзнет даже при активной работе под солнечными лучами, в то время как Дьюку было жарко несмотря на то, что он включил на полную мощность холодильную установку скафандра. А время шло неумолимо. Было сообщено, что во время первого выхода температура лунной поверхности, освещаемой Солнцем, составляла плюс 46 градусов Цельсия, а в тени – минус 65 градусов.
Замеры частоты пульса у Янга оказались на уровне  140, а у Дьюка – 150 ударов в минуту. Астронавты провели испытания вездехода, (на что ушло  не менее получаса).
   Они совершили поездку протяжённостью 4,2 километра, во время которой Янг со  скоростью 12 километров в час, несмотря на многочисленные камни ( 40 % поверхности), управлял вездеходом и вёл его по замкнутому треугольному маршруту.
На это должно было потребоваться ещё не менее часа, имея в виду то обстоятельство, что во время поездки осуществлялись и крутые развороты, и остановки для фотографирования и прочих действий.
Итого, на осуществление перечисленных процедур требовалось немалое время, которого попросту не хватало, тогда как продолжительность первого выхода по данным «N;SA» составила всего 7 часов 12 минут.
Нелегко поверить, что они успели за это время выполнить столько процедур, находясь практически в абсолютном вакууме, во враждебных условиях лунной среды с пониженной гравитацией.
Что касается маневров и крутых разворотов, то при их осуществлении   пыль, как ни странно, быстро поднималась чуть выше уровня колёс  и тут же быстро оседала,  будто маневры проводились у нас на Земле.
 Вернувшись в Лунный модуль и отдохнув 8 часов, астронавты перезарядили ранцевую систему и в 19 часов 41 минуту 22 апреля начали второй выход на лунную поверхность. Здесь также уместно посчитать затраченное время на переодевание скафандров, когда астронавты уже находились в Лунном модуле, когда один астронавт обслуживал другого. Итак, от момента первого выхода до начала второго прошло 23 часа 45 минут. В это время они осуществили первый выход, который длился, как уже было сказано, 7 часов 12 минут. Вернувшись в Лунный модуль, им нужно было, помогая друг другу, освобождаться от скафандров, после чего принимать пищу, к тому же, отдыхать 8 часов как минимум.
 Далее,  нужно было осуществлять перезарядку ранцевых систем и снова облачаться в скафандры. Кроме них самих, помочь им в этом деле было некому. На все процедуры со скафандрами оставалось 8 часов 22 минуты. Нам неизвестно – находились ли астронавты в Лунном модуле в скафандрах во время отдыха или нет? Если да, то, каким образом без процедуры переодевания они  исполняли свои естественные нужды в атмосфере собственных скафандров.
А если они отдыхали налегке, то, как утомительно – трижды осуществлять проверку и перезарядку ранцевых систем, облачаться в скафандры, а после прогулок по Луне снова освобождаться от них в ограниченном пространстве Лунного модуля.
 В 19 часов 41 минуту 22 апреля был осуществлён второй выход на лунную поверхность. В этот раз по командам с Земли действия астронавтов показывали по телевидению. На «Ровере»  они отправились к горе, высота которой по их определению составила 500 метров. 
На вездеходе (среди камней) они поднялись на высоту около 230 метров, откуда открывалась панорама с лунным горизонтом на удалении 30 километров(!)  Даже в условиях Земли редко можно наблюдать линию горизонта на подобном расстоянии. За время второго выхода астронавты собрали 37,2 килограмма лунных образцов, проехали на «Ровере» 11,5 километров и находились на поверхности Луны в течение 7 часов 23 минут.
23 апреля в 18 часов 35 минут Янг и Дьюк в третий раз покинули Лунный модуль.
Находясь вне модуля, они осуществили поездку к кратеру, удалённому на 5 километров, (и опять-таки, среди нагромождения камней!)
Что они делали бы в пяти километрах от модуля и представить-то трудно – случись неисправность с вездеходом? Там, у подножия кратера они увидели множество ещё более крупных камней размером 10 – 15 метров. Собрав образцы грунта общим весом 41,7 килограмма и, сфотографировав кратер, через 28 минут, они на «Ровере» вместе с тяжёлым грузом вернулись обратно.  В 100 метрах от Лунного модуля они установили телевизионную камеру, чтобы она зафиксировала и передала на Землю их старт. Всего за этот выход они проехали 11,4 километра, а продолжительность выхода составила 5 часов 40 минут.
Итак, третий выход астронавтов Янга и Дьюка завершился в 0 часов 15 минут 24-го апреля. -
А в 4 часа 26 минут 24 апреля, то есть, спустя всего 4 часа 11 минут  взлётная ступень с Янгом и Дьюком стартовала с поверхности Луны.
Как упоминалось ранее, уже через 2 часа 9 минут они успешно (сказано вскользь, как будто это заурядная операция в космосе) состыковалась с основным блоком «Аполлона-16», где находился дежуривший на лунной орбите астронавт Томас Миттингли.
Как же астронавты Янг и Дьюк, в течение всего 4 часов и 11 минут, успели снять скафандры, подготовить их к дальнейшему использованию? Как они успели в течение указанного времени отдохнуть и подготовиться к самому ответственному и опасному моменту – старту с поверхности Луны, причаливанию к основному блоку с последующей самой сложной операцией лунной миссии – стыковкой с орбитальным отсеком без  лоций с Земли? Или они вообще всё время пребывания на Луне находились в скафандрах и как в таком случае они отправляли свои естественные нужды?
По данным «N;SA», при полёте корабля «Аполлон-16» астронавты впервые получили облучение  солнечной радиацией в результате небольшой солнечной вспышки.  Признались-таки!  В результате этой вспышки и вообще, от солнечной радиации, как сказано в стихах, в строфе № 359: «Но … НИКТО ЛУЧЕВУЮ БОЛЕЗНЬ НЕ ПОЙМАЛ!».
368.                «Луна-16»  –  автоматическая межпланетная станция, совершившая мягкую посадку на Луну и доставившая  лунный грунт на Землю в 1970 году. Это воистину научный материал, несопоставимый по ценности с грузом, якобы доставленным «Аполлонами» на Землю.
                Самое крупное кратерное образование на Луне – это так называемый «Океан бурь».
372.       На самом деле, при полетах к Луне и обратно, наблюдения солнечных затмений из космических аппаратов из-за ничтожно малой вероятности их попадания в земную тень всё-таки практически невозможны.
375.                Вслед за экспедицией автоматических межпланетных станций «Вояджер» был осуществлён проект «Кассини-Гюйгенс», названный в честь первых исследователей Сатурна – Кассини и Гюйгенса. Гюйгенс открыл кольца Сатурна и самый крупный его спутник – Титан, а Кассини впервые заметил тёмный промежуток в кольцах Сатурна (его называют делением Кассини),
Этот проект предназначен для детального изучения Сатурна, его колец и спутников, включая изучение Титана с помощью спускаемого аппарата.
376.     «Челнок» – имеется в виду космический челнок, или многоразовый пилотируемый транспортный корабль США.  Его основная ступень представляет собой крылатый пилотируемый блок, который после ухода с орбиты способен совершать спуск в «самолётном» режиме. Первый полёт  с астронавтами на «Челноке» был осуществлён в апреле 1981 года. Имеются модификации «Челнока», такие как «Спейс-шаттл», «Колумбия» и «Челленджер».
379. «Но по трассе, рассчитанной на недолёт…»   Между прочим, эта трасса действительно наиболее безопасна при перелётах к Луне и, если руководствоваться фразой «Прилунимся мы просто – куда попадёт…», (с целью упрощения повествования), то такая схема полётов самая простая,  потому как отпадает необходимость в Лунном орбитальном отсеке, в лунной посадочной и взлётной ступени; при этом отпадает необходимость в проведении самой опасной операции над Луной – проведении стыковки модулей без лоций с Земли. Поэтому, использование подобной схемы полёта на Луну представляет большой практический интерес, благодаря простоте и большей простоты при её осуществлении. Хотя осуществление такой схемы не вызывает трудностей, следует всё-таки руководствоваться  фразой «Здесь, однако, нам нужен точнейший расчёт…»    


Рецензии