А я живу... поэтическая миниатюра
А я живу то выдохом, то вдохом, то замираньем сердца, то слезой. Бывает хорошо, бывает плохо... а в общем-то, по жизни вьюсь лозой. Где не хватает чувства влаги - сохну, ныряю в страсть, дыханье затаив... но зависти запутанные лохмы мне не навяжут свой императив.
Копить не стану вымыслов для славы. И сожалений не сбираю пыль. Приходит новый день - рассвету Браво! Уходит - суету сдаю в утиль. По сути, только счастье жить - бесценно. Умея быть счастливым - грех не быть. Ведь только сами люди суверены судьбы, сдержав недоль и рока прыть.
Ступайте мимо глупые тетери. Вам ничего не стану объяснять. Моё спасенье от обиды в вере. Прощенье я освоила на ять. И что мне до плетей досужих сплетен: Недосягаема для них душа. Плюющий в спину Боженьке приметен... а для меня не стоит ни гроша.
05.11.2016
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Самоопределение лирического героя: принятие себя, внутренней свободы и ответственности за собственную судьбу; противостояние внешнему осуждению и сплетням.
2. Основная мысль
Счастье — в умении жить настоящим, сохранять внутреннюю независимость и не зависеть от чужого мнения. Человек сам — суверен своей судьбы.
3. Композиция
Три смысловых блока:
1;я строфа: признание невозможности быть всем приятным; акцент на самодостаточности («Советов не даю, когда не просят»).
2;я строфа: образ жизни «на пределе» (эмоциональные взлёты и падения), сопротивление зависти.
3;я строфа: философия принятия момента, утверждение ценности счастья и личной ответственности.
Заключительные строки: отрешение от сплетен и мелочных обид, утверждение духовной неприступности.
4. Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами повествования (динамика внутренних состояний).
5. Стиль
Художественный, с чертами философской лирики. Смесь разговорных оборотов («не стоит ни гроша», «на ять») и возвышенной лексики («суверены судьбы», «рока прыть»).
6. Средства связи
Анафора («то выдохом, то вдохом… то замираньем…»);
Параллелизм («Бывает хорошо, бывает плохо…»);
Лексические повторы («счастье», «жить», «судьба»);
Контрасты («хорошо»;–;«плохо», «сохну»;–;«ныряю в страсть»).
7. Средства выразительности
Метафоры:
«вьюсь лозой» (гибкость, жизненная устойчивость);
«зависти запутанные лохмы» (образ путаницы, навязчивости);
«суету сдаю в утиль» (отказ от ненужного).
Эпитеты: «ненасытную ораву», «недосягаема душа».
Сравнения: отсутствует явное, но есть образные сопоставления (жизнь;–;лоза, сплетни;–;плети).
Архаизмы/книжная лексика: «почив в бозе», «суверены», «рока прыть» (усиливают философский тон).
Ирония: «лавры мять» (снижение пафоса славы).
Антитеза: «приходит… уходит», «сохнуть… ныряю».
8. Ритмика и звучание
Свободный ритм, нестрогая рифмовка (переменная рифма, иногда неточная);
Интонационная неровность передаёт эмоциональную пульсацию текста;
Аллитерации на «с», «з», «ш» создают шелестящий, сокровенный фон («сохнуть», «запутанные», «сдаю в утиль»).
9. Образ лирического героя
Зрелый, рефлексирующий человек, принявший свою уязвимость и силу. Ценит искренность, не ищет одобрения, умеет прощать, видит счастье в самом факте жизни.
10. Общий тон
Мужественно-спокойный, с нотками стоицизма и тихой радости. Финал утверждает духовную независимость как защиту от внешнего хаоса.
Свидетельство о публикации №116110501174