Что без тебя мне этот город. Даниил и Алла Андреев

Что без тебя мне этот город,
И явь, и сны,
Вся ширь морей, поля и горы
Моей страны?
Не верю письмам, снам не верю,
Ни ворожбе,
И жизнь одним порывом мерю:
К тебе! К тебе!
Сегодня день рождения Даниила Андреева.
Судьба Даниила и Аллы Андреевых -один самых трогательных романов ХХ века.
Даниил Андреев познакомился с удивительной женщиной, которая оказалась способна понять и поддержать философа в его духовных и интеллектуальных поисках.
Из 22 лет супружеской жизни им удалось прожить вместе только 4 года. Помешали война, тюрьма, лагерь. Только через многие годы после смерти мужа Алла Александровна Андреева станет свидетельницей его славы и сможет, наконец, опубликовать бесценный архив.
Размышления о жестокой тоталитарной системе в России нашли отражения в творчестве Аллы и Даниила Андреевых.
Опыт насилия ХХ века был для них особенно жуток: Алла и Даниил провели больше 10-ти лет, она в – Мордовских лагерях, он – во Владимирской тюрьме. После смерти Даниила Алла Андреева сделала несколько зарисовок Воркуты. в своём творчестве она ориентировалась в том числе на знание и понимание произведений мужа. На протяжении всей жизни Даниил испытывал видения потустороннего мира, которые в период его заключения во Владимирской тюрьме были особенно ярки.
Моей мечтой был Рыцарь. Рыцарь, который сражается за правое дело, а я его люблю. И ничего от него не требую.
Алла Андреева
Ее жизнь, от начала и до конца, – это жизнь-служение, жизнь, прожитая лишь небольшой частью в нашем физическом мире, а основной и главной – в мире невидимом. Физическое свое выражение она использовала не для достижения (успеха, славы, денег), а для постижения: смысла, замысла, цели. Ее жизнь была творчеством, подчинялась закономерностям вдохновенного созидания. Не рационального, не по расчету, а того, которое снисходит и которое лишь высказывает, не придумывая ничего своего.
В детстве и юности она жила книгами и музыкой. Мечтала о рыцарях и о Священном Граале. Поэтому не удивительно, что с появлением в ее жизни Даниила Андреева она полностью погрузилась в те миры, которые он создавал. К тому времени она была замужем за художником Ивашевым-Мусатовым, училась в Институте повышения квалификации художников у В. Н. Бакшеева, Б. В. Иогансона и Крамаренко.
Со знакомства с Даниилом (познакомил их муж Аллы) и началась ее та самая жизнь, посвященная одной-единственной цели...
В своих воспоминаниях, написанных ею в конце жизни, она говорит о Данииле:
Люди этого строя воспринимали мир цельным, образным и нераздельно слитым с миром Иным. Для них религиозный, философский, поэтический и музыкальный лики Вселенной представали как единое целое, не поддающееся расчленению, нашей теперешней раздробленности
Такими бывают поэты, таким был Даниил Андреев в своей мечте о братстве и единении перед Богом всех живущих на земле. Он слышал Божью правду и Божье время, порой смешивая его с земным, потому что сам жил на некоей пограничной полосе. Думаю, что многое из того, что происходило за эти годы, иначе и не объяснить. И из этого пограничья ко мне, как из какого-то светлого тумана, приходят люди.
Даниил считал, что ее рисование – это просто способ общения с природой.
И к работам своим она относилась так же легкомысленно, как и ко всему внешнему – часто дарила их, не хранила. Это было как потребность – выразить себя на бумаге, а результат как предмет был не столь уж ценен. Главным был процесс.
Оказавшись в лагере, Алла Александровна, еще сильнее ограниченная во внешнем разнообразии и удобстве жизни, еще глубже погружается внутрь своего мира.
Жизнь в лагере на любом лагпункте одинакова, тупа и бессмысленна: подъем – поверка – развод – работа – поверка – отбой. (...) Оказалось, что с этим как раз и можно жить: ничего не ждать, ничего не хотеть, понять – вот горизонт, с четырех сторон забранный забором, и жить надо тут.
В лагере она начинает читать стихи. Разумеется, была лагерная работа, нужно было вырабатывать норму. Стихи, пьесы, театральные постановки – во время, оторванное от сна, от краткого отдыха, – вот то, чем жили женщины, подобные ей, в эти страшные годы.
Я не имела ни малейшего представления о том, о чем так много говорят сейчас: сколько минут человек может воспринимать стихи. Просто читала 25 минут «Евгения Онегина», и полный зал украинских крестьянок, прибалтийских девочек, русских, а в первом ряду – «граждан начальников», затаив дыхание, слушал. Я не представляла себе, что это была в какой-то мере моя победа. Просто читала, вкладывая в стихи все, что могла, а люди слушали. Думаю, именно поэтому самодеятельность была для нас так важна. На сцене мы жили, а якобы реальная жизнь превращалась в бред, каким бы длительным он ни был.
У нас отняли все: семью, свободу, нормальную человеческую жизнь. Но Пушкин был у нас. И все, что было прекрасного на свете, как бы концентрировалось в пушкинских словах – и было с нами.
В лагере, конечно, было не до этюдов... Все художественное творчество заключалось в изготовлении из подручных материалов театральных костюмов для постановок, рисовании поздравительных открыток. Ведь в лагере не было открыток, и нужно было их рисовать для всех – к рождеству и пасхе, ко дню именин и дню ангела... Бесчисленное множество нарисованных красных тюльпанов с зелеными листьями, желтых колосьев с синими васильками...
Это сейчас всего сколько угодно, в том числе и открыток. А там эти цветы были событием, чем-то особенным, и с какой радостью на них писали письма домой!
Жизнь после лагеря вся подчинена «Розе мира», которую Даниил Андреев писал в тюрьме и впоследствии тайно передавал Алле на свиданиях, а она вывозила черновики из тюрьмы и жадно читала их, еще сидя в автобусе по дороге домой…
Чтению стихов Даниила Андреева и объяснению «Розы мира» Алла посвятила всю свою оставшуюся жизнь…
В 1950-м году, находясь во Владимирской тюрьме, Даниил пишет, твердо зная наперед всю судьбу Аллы:
Нудный примус грохочет,
Обессмыслив из кухни весь дом;
Злая нежить хохочет
Над заветным и странным трудом.
Если нужно – под поезд
Ты рванешься, как ангел, за ним;
Ты умрешь, успокоясь,
Когда буду читаем и чтим.
И Алла добивалась этого. Всю свою жизнь добивалась и в итоге добилась...


Рецензии