Воистину Воскрес!
(Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры)
(продолжение)
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Сие же написано, дабы вы уверовали,
что Иисус есть Хрисстос, Сын Божий.
(Ин. 20:31)
Господь наш Иисус Христос проповедовал устно и Сам не написал ни одной книги. Его учение, некоторые из совершённых Им чудес и главнейшие события Его жизни записаны другими в четырёх книгах, называемых Евангелиями, т.е. (по-русски) Благовествованиями.
Евангельские Книги написаны в первом веке по Рождестве Христовом Апостолами Матфеем, Иоанном, учеником Апостола Петра Марком и спутником Апостола Павла Лукой.
Последний из них – Лука – не был очевидцем описываемых в его Книге событий, но он называет своё Евангелие повествованием о совершенно известных… СОБЫТИЯХ, записанных им так, как передали их бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова.
К таким очевидцам, несомненно, надо причислить Пресвятую Деву Марию, так как только от Неё одной Лука мог узнать подробности явления Ей Ангела-благовестника, свидания Её с Елисаветой, путешествия Её с Иосифом в Вифлеем, рождения Иисуса Христа, явления Ангела пастухам, поклонения последних Божественному Младенцу, встречи с Симеоном и пребывания двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалимском Храме, а также, пожалуй, и подробности рождения Иоанна Предтечи. В этом убеждает нас сам Лука, оканчивающий повествование об этих событиях таким пояснением: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём (Лк .2:51); выражение «слова сии» доказывает, что всё изложенное выше, то есть вся первая глава Евангелия с 5-го стиха и 51-й стих второй главы, содержат в себе слова Матери Его, которые Она сохраняла в сердце Своём.
Земная жизнь Иисуса Христа, совершённые Им чудеса, Его учение, смерть и Воскресение, а затем самоотверженная проповедь Апостолов по всем странам известного тогда мира, - это такие величайшие исторические события, о которых должны были много говорить и писать их современники и последующие поколения.
К сожалению, до наших дней дошло мало таких свидетельств, поскольку ожесточённые гонители, предавая казни исповедовавших Христа, истребляли с ними и все отбираемые у них христианские книги.
И всё же достоверность сказаний Евангелистов подтверждается, в главнейших чертах, и современными им языческими и иудейскими писателями.
Пилат донёс римскому императору Тиверию о том, что Христос был распят и воскрес из мёртвых, что об этом событии известно всем в Палестине, что Его почитают многие за Бога, и что сам Пилат слышал о Его чудесах.
Тиверий, получив это донесение, велел римскому сенату включить Иисуса Христа в число богов. Об этом свидетельствуют Тертуллиан и Евсевий, причём, Тертуллиан в своей «Апологии», обращаясь к правителям Рима, ссылается в подтверждении своих слов на документы, хранившиеся в их архивах: «Справьтесь с вашими летописями!». Надо заметить, что Тертуллиан писал в то время, когда христианство считалось зловредной сектой, и потому едва ли он решился бы так смело ссылаться на римские документы, если бы в них не было записано донесение Пилата. «Справьтесь с вашими летописями, - говорил он, - и вы увидите, что я говорю правду!». А что он действительно говорил правду о донесении Пилата, это подтверждается тем впечатлением, которое произвело это донесение на императора Тиверия: соглашаясь признать божество Иисуса Христа, Тиверий не приследовал христиан, и в его правление христианство распространялось беспрепятственно в пределах Римской Империи.
Тацит (язычник, римлянин, родился в 54 году по Р.Х.) занёс в свою летопись (15.44), что в правление Тиверия, при Понтии Пилате, Христос был казнён, что Христос – основатель христианской секты, быстро распространившейся по всей империи и вызвавшей против себя гонения Нерона.
Плиний Младший, современник Тацита, в письме своём императору Траяну свидетельствует о быстром распространении христианства в Малой Азии, о нравственной чистоте и твёрдости христиан, несмотря на жестокие преследования, и о поклонении их Христу, как Богу.
В Талмуде, сборнике устных иудейских преданий и раввинских объяснений закона, во второй его части, называемой «Гемара», составленной в Палестине около 390 года по Р.Х., говорится о том, что Иисус Христос, совершал чудеса, но чудеса те приписываются Талмудом действию злого духа. Талмуд относится вообще крайне враждебно к Иисусу Христу и, говоря о Нём, употребляет такие выражения: «Да погибнет имя Его и да исчезнет память Его!». При таком явном пристрастии Талмуда, лишающим его значения достоверного исторического исследования, для нас важно свидетельство его о том, что Христос совершал чудеса. Если составители Талмуда, заклятые враги Христа, не решились отвергать факта совершения Им чудес, а только приписывали их действию сатаны, то из этого надо вывести заключение, что совершение Иисусом Христом чудес – вне всякого сомнения!
Иосиф Флавий, иудейский историк, родившийся в 37 году по Р.Х. в своём сочинении «Иудейские древности» (кн. 18, гл. 3, отд. 3) так говорит об Иисусе Христе:
«Около этого времени жил Иисус, мудрый человек, если нельзя иначе назвать Его, как только – человек: ибо Он совершал дела чудные, учил тех, которые с охотой приемлют истину. Он приобрёл Себе много последователей, как из иудеев, так и из язычников. Он был Мессия (Христос). Несмотря на крестную смерть, на которую Пилат, по требованию старейшин народа, осудил Его, первые ученики Его не оставили прежней к Нему любви. Он явился им живым три дня спустя после Своей смерти, как предсказали пророки об этом и о других чудесах Его жизни; и до сего дня последователи Его продолжают существовать под именем христиан, которое они имеют от Него».
Приведённое выше свидетельство Иосифа Флавия об Иисусе Христе находится во всех рукописях его сочинения и приводится историком Евсевием (кн. 1, гл. 11) без всякого сомнения в подлинности, как несомненно принадлежащее Иосифу.
Первосвященники первое время не распространяли слуха о похищении тела Иисуса, и что, вследствии этого, подкупленным воинам не пришлось подтверждать его, это видно из Книги «Деяния Апостолов», написанной Евангелистом Лукой. В этой Книге ничего не говорится об этом слухе.
Значительно позже, когда проповедь Апостолов привлекала ко Христу множество людей во всех странах известного тогда мира, первосвященники (как удостоверяет Иустин Философ в своём «Разговоре с Трифоном-иудеем», гл.108), «разослали по всей вселенной избранных мужей (конечно, евреев) разглашать, что появилась безбожная и беззаконная ересь через Иисуса, какого-то Галилеянина, Которого мы распяли, но ученики Его ночью похители Его из гроба, где Он был положен по снятию с креста, и обманывают людей, говоря, что Он воскрес из мёртвых и вознёсся на Небо».
Итак, некоторые из охранявших гроб Господа римских воинов пришли к первосвященникам объявить о случившимся и, приняв от них довольно денег, обещали поддержать клевету о похищении тела Иисуса. А другие воины, охранявшие гроб, куда пошли? Если некоторые пошли к первосвященникам, как поставившим отряд на караул, то остальные должны были пойти к своему начальству, чтобы доложить о чудесном событии, свидетелями которого они были. И надо полагать, что они или прямо пошли к Пилату, или же были вызваны к нему после того, как доложили обо всём своему непосредственному начальнику, а этот последний доложил самому Пилату. Хотя Евангелист не поясняет, куда пошли остальные, кроме некоторых, воины, но мы, на основании других данных, можем утверждать, что Пилат узнал о свершившимся чуде именно от этих воинов. Ведь он донёс римскому императору Тиверию о Воскресении Христа и, конечно, не решился бы делать такое донесение на основании слухов, неизвестно от кого исходящих; если он донёс Тиверию о Воскресении Христа, как о свершившимся событии, то, несомненно, основал своё донесение на личном докладе ему тех воинов, которые были свидетелями чудесного события.
Вот и прямой ответ на вопрос: почему Пилат не казнил воинов, спавших будто бы при охранении гроба? Не казнил потому, что они в действительности не спали, охраняя гроб, и ничего преступного не совершили.
Такое исследование вопроса о воинах, охранявших гроб, доказывает не только полную несостоятельность мнения о похищении тела Иисуса учениками Его, но и действительность самого события Воскресения Христова. Но, не ограничиваясь этим исследованием, пойдём дальше.
Если бы действительно Апостолы украли тело Иисуса, то неужели озлобленные враги Христа не пожелали бы воспользоваться удобным случаем, чтобы сразу избавиться и от всех ближайших учеников Его? Неужели они не потребовали бы от Пилата и их крови? Ведь расследованием этого дела и казнью Апостолов они не только оправдались бы перед народом за отвержение Иисуса, но ещё и значительно окрепли бы в своём влиянии на него. Однако, ничего подобного синедрион не предпринимает. Мало того, через несколько недель, когда Апостолы своей проповедью о Воскресении Иисуса стали обращать к Нему тысячи евреев, и синедрион потребовал их к себе, то и здесь он не решился обвинить их в похищении тела Иисуса, а ограничился лишь запрещением проповедовать (Деян. 6:18).
Принимая такие предосторожности, как прикладывание печати синедриона к камню и приставление стражи, они, конечно, предварительно удостоверились – в гробу ли тело Иисуса, не украдено ли оно Его учениками в предшествующую ночь; если бы тела уже в то время не было в гробу, то незачем было и стражу приставлять. Поэтому следует признать, что первосвященники и фарисеи только тогда успокоились, когда увидели тело Иисуса Христа лежащим в гробу; только тогда они приложили к камню печать, поставили стражу и удалились.
Смелая проповедь Петра, прямое обвинение руководителей еврейского народа в убийстве Мессии должны были встревожить первосвященников и фарисеев. Если Пётр и другие Апостолы, на которых он ссылается, как на свидетелей, обманщики, то надо было немедленно изобличить их в обмане. Место погребения Иисуса было хорошо известно им: они же приложили к нему печать синедриона. Если Он не воскрес, если тело Его лежит в гробу, то достаточно было только повести эту, обращённую Петром, трёхтысячную толпу ко гробу, показать лежащее в нём тело Иисуса и обнаружить обиан. Но они молчат потому, что знают уже, что гроб пуст. Но где же тело Иисуса? Если его украли ученики, то надо было тотчас привлечь их к суду, уличить их показанием стражников, карауливших тело, и тем воспрепятствовать Петру ссылаться на свидетельство Апостолов.Но убийцы Христа и этого не делают, так как не уверены, что стражники поддержат на суде их клевету. Так где же тело Иисуса Христа, если гроб пуст и оно не украдено учениками Его? Где?
Вопросы это не могли не волновать членов синедриона. Они первые должны были всесторонне исследовать их, так как им принадлежало руководство иудейским народом в религиозно-нравственном отношении; на них же лежала ответственность за пролитую кровь Иисуса; и они, конечно, не преминули тщательно, хотя и негласно, убедиться в справедливости слов стражников, первых свидетелей чуда Воскресения. Трудно допустить предположение, что они оставили эти слова без проверки; правдоподобнее считать, что они лично, хотя и не в полном составе синедриона, ходили ко гробу Иисуса и видели его пустым. После тщательного исследования они не могли не признать, что Иисус Христос действительно воскрес. Но отчего же они постыдно молчали о том? Отчего всенародно не исповедали свой тяжкий грех? Отчего своим публичным покаянием не оградили народ свой от грозивших ему бедствий?
Да оттого, что этим развращённым людям блага земные были ближе, дороже благ Небесных. Они не надеялись покаянием получить прощение своего тяжкого греха; но, вместе с тем, они прекрасно понимали, что всенародное покаяние их в убийстве Мессии повлекло бы за собой немедленное избиение их камнями тем же народом, который был вовлечён ими в соучастие в этом преступлении. В страхе за свою жизнь они молчат, боясь преследования; они бессильны возражать Петру, собирающему вокруг себя народ и проповедующему о Воскресении распятого Христа; но крест и пустой гроб не дают им покоя; они хотели бы забыть даже имя Распятого ими, но не могут: молва о Нём в народе растёт, именем Его Пётр исцелил уже хромого от рождения, толпы идут к нему креститься, исповедуя воскресшего Христа… И вот убийцы Его, призвав Петра и Иоанна, оказываются бессильными сказать что-либо против события Воскресения и ограничиваются лишь приказанием «...отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян.4:18).
Таким образом, падают все возражения против чуда Воскресения Иисуса Христа; разбор же их выясняет, что чудо это действительно совершилось.
Итак, если главнейшее евангельское чудо, Воскресение Иисуса Христа, доказано, то падают и все возражения атеистов против достоверности Евангелий, основанные на том, что будто бы чудеса невозможны, что чудес не бывает.
(Из кн. «Толкование Евангелия» Б.И.Гладкова)
Свидетельство о публикации №116110200261