Современникам Пушкина

                «Певец»
              «Слыхали ль вы за рощей глас ночной
              Певца любви, певца своей печали?
              Когда поля в час утренний молчали.
              Свирели звук унылый и простой
                Слыхали ль вы?

              Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
              Певца любви, певца своей печали?
              Следы ли слёз, улыбку ль замечали,
              Иль тихий взор, исполненный тоской,
                Встречали вы?»          
                А.С.Пушкин
(Вдохновили строчки гения и написал тем же стилем)


А знали ль вы, что гений жил средь вас,
Певец любви, певец своей печали,
Когда с груди стихи ещё звучали?
Едва ль в шедеврах слог великих фраз
     Познали вы?

Смогли ли ль вы достойно оценить
«Певца любви, певца своей печали,»
Когда напрасно грязью поливали?
От злых людей надёжно защитить
     Смогли ли ль вы?

Приняли ль вы талант, природный дар
«Певца любви, певца своей печали?»
А сплетней лживой подло облачали!
Исподтишка завистников удар
     Приняли ль вы?

Не гнали ль вы, послушники царя -
«Певца любви, певца своей печали?»
Такого светоча оклеветали
И за протест в Сибирь, как бунтаря
     Не гнали ль вы?

Взгрустнули ль вы слезой... в последний миг
«Певца любви, певца своей печали?»
Когда прилюдно в храме отпевали
При возложении живых гвоздик
     Взгрустнули ль вы?

Травили вы в интригах чудный взор
«Певца любви, певца своей печали!»
И за спиной злорадно обсуждали,
За вольнодумство, критику, укор
     Травили вы!

Глумились вы, над святостью надежд
«Певца любви, певца своей печали!»
Слепою склокой лиру омрачали,
Как палачей приспешники невежд
     Глумились вы!


Рецензии
Блестящее сочинение, Виталий! Очень понравилось! Очень люблю Пушкина, читать Пушкина, читать про Пушкина, читать о Пушкине. Наша гордость и боль!

Полгода назад наткнулась на творение стихирянина Игоря Прицко, большой труд, серьёзный, фундаментальный, о Пушкине, в один присест не осилить. Прочитала с восторгом все главы. Может, и вам понравится, если вы фанат Пушкина. Называется "Пушкин - роман в стихах".Вот начало:

http://www.stihi.ru/2013/01/06/5959

Там и про Лермонтова шикарный труд, "Воспоминания о Лермонтове" называется, поэма, написано онегинской строфой. Обыгрывается версия не дуэли, а убийства поэта, согласно последним исследованиям. Вот начало:

http://www.stihi.ru/2014/03/31/3519

Оба творения легко читаются, на мой взгляд, хоть и массивны. Но вкусы могут быть разными. Во всяком случае, если начнёте, и не понравится, всегда можно бросить.

С уважением,

Светлана Сереброва   03.11.2016 06:12     Заявить о нарушении
А ВОТ ЭТО, ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ, НАДО БУДЕТ УДАЛИТЬ.

Не уверена точно, надо будет смотреть в и-те, но на первый взгляд, вот здесь

"Поняли ль вы, что гений жил средь вас"

вроде ударение в слове "поняли" не там. Если это так, легко исправить на типа "А поняли ль,..."

Виталий, это ни в коем случае не замечание, это информация к размышлению и только! Хозяин - барин! И автор всегда прав!

А ещё смутило там, что частицы "ли" и "ль" используются одновременно, вроде бы они одно и то же обозначают...

А ещё... Собственно, ради чего я вас разыскала... Сложилось мнение, что вы очень хорошо разбираетесь в теории поэзии, а пишущий эти строки - вообще в этом дуб...

Я очень прошу вас выступить арбитром. Три автора в своих рецензиях на моё новое сочинение: http://www.stihi.ru/2016/10/30/6774 указывают мне на одну и ту же ошибку в последней строке, будто бы там лишний слог. Трое - это слишком много! А я, как упёртый баран, не исправляю, так как не вижу там сбоя ритма, и с числом слогов там полный порядок, хотя я их никогда не считаю и уважаю только ритм. Вот и хотелось бы понять, в чём там дело... А то прям гвоздь в мозгу. Там понятно, что во многих местах с ритмом не очень, в смысле, он меняется, потому что, на самом деле, это скопировано обсуждение одного моего сочинения с одним автором в стихотворной форме.

Если соизволите, конечно... Буду премного благодарна.

Светлана Сереброва   03.11.2016 06:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана! Очень Вам благодарен за такую интересную рецензию. Я тоже большой поклонник и фанат, конечно, творчества Пушкина. Его мотивы невольно отражаются в моих стихах. Вечером после работы по Вашему совету (за что уже отдельно благодарен) обязательно зайду на страницы предложенных Вами творений Игоря Прицко.
А теперь о "Современникам Пушкина":
Отдельно благодарю Вас, Светлана, что обратили внимание на "исковерканное" мною слово!
Во-первых: у меня есть маленький недостаток в произношении (мне уже тыкали этим) - говорю "взЯла" вместо "взялА"; "дАла" вместо "далА"; "понЯл" вместо "пОнял" и т д. Это непроизвольно.
Ну, уж Вы простите мне этот маленький грешок. Тем более поэты в своих стихах самовольно могут иногда изменить ударение, это прослеживается и у классиков. А у Лермонтова, вообще - "оделася" вместо "оделась"; "счастием" вместо "счастьем" и многое др. В поэзии десятки тысяч слов, которые противоречат правописанию, не вписываются в правило, например, нет слова "решенье", есть слово "решение", (вдохновенье) и т д, но, они нам не годятся в конце строчки, ломают ритм.
Во-вторых: в слове "Поняли" у меня ударение падает на букву "я", а не на "о" и получается слово "ПонЯли ль вы..., а не "ПОняли... Получается, Светланочка, что Ваш вариант не подходит, тем более слово "вы" всегда здесь стоит на 4-м слоге, как в оригинале.
Для полной ясности приведу полный текст в стихах Пушкина "Певец", которые меня глубоко тронули, и я взял их за основу. Это не в коим случае не подражание, а из уважения к нему. Не хочу искажать его стиль не говоря уже о ритме. Ритм-то для меня это главное в стихах и мой конёк. К слову говоря, я даже посчитал себя, как бы, продолжателем творчества Пушкина, люблю онегинскую строфу и частенько пишу ею, (кстати, у меня тоже есть роман в стихах, который написан онегинской строфой):
"ПЕВЕЦ"
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
А.С.Пушкин

Приведу разбор стихов:
во всех 3-х куплетах (пятистишиях) катрены написаны 5-ти стопным ямбом с окольцованной (опоясаной) рифмой;
1-я строка с 4-й;
2-я с 3-й;
5-я подытоживающая написана 2-х стопным ямбом, которая повторяет начало первой строки, т е начало и конец каждого куплета, одним выражением;
2-я строка во всех куплетах одинаковая (не меняется).
Всё вышеперчисленное, я называю формулой (каркасом, основой) стихов, которую не в коим случае нельзя менять внутри произведения. А для меня шаг вправо, шаг влево, равносилен расстрелу. Единственное лирическое отступление, которое я позволил себе сделать - это в 2-х последних куплетах в 5-х строчках вместо вопросительного знака стоит восклицательный. Это из-за того, что вначале (в 5-ти куплетах) был задан конкретный вопрос тому дворянскому обществу, которое противостояло самому Пушкину, а в последних куплетах само поругание их, где раскрывается их низменная мелкая сущность. И по этому восклицание. Смысл второй строчки в каждом куплете - прямое противопоставление к ним. И в этом виде, и в этой роли, она ОЧЕНЬ кстати. Лучше, чем Пушкин и не скажешь, он здесь точно охарактеризовал себя, и это видется между строк, хотя обыватель и не догадается. Ведь Пушкин всегда умел преподносить подтекстный, междустрочный смысл. Эта строчка бьёт, как молот.
Вы меня очень заинтересовали, Светлана. Обязательно перейду по ссылке и поучаствую в обсуждении раз надо в качестве арбитра, уж тем более специально для этой цели разыскали меня. Это даже, как-то окрыляет. Раньше, когда было больше свободного времени, подробно и скрупулёзно разъяснял многим какие либо вещи.
С уважением!

Виталий Карибжанов   03.11.2016 14:14   Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Виталий, за ваш ответ!

Кстати, у Игоря Прицко сегодня Днюха. 56 лет. Сегодня только узнала из его резюме и поздравила.

По поводу неправильных ударений в поэзии. Гении могут. Однажды я тоже привела такой довод кому-то, что даже у классиков есть (что уже не помню), а уж я-то, простой человек, тем более могу (что-то там, не помню). На что мне ответили: "Потому им и можно, что они классики, а тебе - нельзя"...

Недели две назад я наткнулась на интересный сайт http://где-ударение.рф , теперь он у меня постоянно в закладках, там интересная игрушка, он-лайн тест, выскакивает слово, нужно поставить правильно ударение, так я была в панике, сколько неверных ответов я дала! Теперь тренируюсь, запоминаю, мне кажется, для стихосложения очень важно грамотно выражать свою мысль сразу, чтобы потом не ломать голову, как её привести в порядок.

Продолжение следует.

Светлана Сереброва   03.11.2016 17:03   Заявить о нарушении
Мне кажется, если читать хорошие стихи, то это способствует и твоему росту, как стихотворца. Я, например, быстро стараюсь сбегать со страниц, где стихи примитивны, на мой взгляд, этакая "любовь-морковь", я боюсь заразиться и опуститься до того же уровня.

Это я про что?

Светлана Сереброва   03.11.2016 17:11   Заявить о нарушении
Вот у меня всегда так, придёт когда-никогда в голову умная мысль, но там и сдохнет...

Светлана Сереброва   03.11.2016 17:19   Заявить о нарушении
Короче, мы должны расти, а потому читать классиков, чтобы формировать свой вкус и понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Вы достойно защитились. Я принимаю ваши доводы. Моей задачей было только указать вам на места, где я запнулась, как читатель, с тем, чтобы вы подумали об этом, обратили свой взор на эти строки. Но за автором всегда последнее слово.

Писать в пушкинской манере, считаю, не зазорно. Тут Прицко один автор осудил на полном серьёзе, что он плагиатор, оттого что написал Лермонтова онегинской строфой... Бред.

Светлана Сереброва   03.11.2016 17:36   Заявить о нарушении
Да, Светлана, Вы правы в том, что надо читать хорошие стихи и учиться на их примерах. Это, как у спортсменов - с сильным соперником набираешься опыта, а со слабым не достигаешь большого уровня.

Виталий Карибжанов   03.11.2016 18:16   Заявить о нарушении
Конечно, мне обидно, что у меня первое слово получилось не очень удачное, я конечно, ломал голову над ним, но не найдя более подходящего, оставил.
А на счёт спотыкача, это ведь, действительно - очень серьёзно. Два - три раз читатель споткнётся, и бросит читать, не дойдя до конца. Будет врея, я постараюсь заменить его, сейчас, просто, нечем.

Виталий Карибжанов   03.11.2016 18:25   Заявить о нарушении
А писать в Пушкинской манере не только не зазорно, но и похвально, и нужно. Я, например, написал про Бородино таким же стилем, как у Лермонтова (по той же схеме, как у него), но у меня свой текст, и не считаю плагиатом потому, что только стиль одинаков и тема, её-то не изменить, как и не изменить историю. Учитель, задаёт тему на сочинение и все-то пишут об одном и том же, но каждый-то своими словами. Певцы тоже поют одними и теми же нотами, другие не придумали. И у нас одни и те же схемы, что у Пушкина, что у начинающего стихоплёта. Набор слов другой.
Я сейчас уеду, а попозже поздравлю Игоря Прицко. А то, думаю, не успею.

Виталий Карибжанов   03.11.2016 18:42   Заявить о нарушении