Мода 1970-х годов, или время дурного вкуса

По тому, что носят и что считают "модным", зная психологические закономерности, можно составлять представление об эмоциональном состоянии общества.
Вчера я читала журнал о моде 1970-х годов*. Мода этого десятилетия вошла в историю как время "дурного вкуса". Эклектичность нарядов зачастую переходила в безвкусицу. "Что же произошло с обществом?", - можете спросить вы. Отмотаем немного назад "киноленту истории" и вернемся в 1950-е годы. Помните эти "приглаженные", я не побоюсь этого слова, "вылизанные" образы? После военных лет женщины устали быть "героями в юбках" и мечтали превратиться в изысканных принцесс. Дизайнеры тут же откликнулись и предложили новый стиль, способный удовлетворить запросы публики. Так появился "нью-лук" (англ. "новый стиль"). Во многом силуэты нью-лука напоминали рафинированные образы эпохи рококо. Но новый стиль не только воплотил мечту, он выдвинул к его поклонницам ряд жестких правил. Он диктовал строгий кодекс поведения, по которому женщина должна была выглядеть и вести себя безупречно в любое время дня и ночи. И "прекрасные принцессы" нью-лука постепенно стали заложницами безжалостного этикета и бесчисленных нарядов, требующих постоянной смены в зависимости от времени суток. Женщина должна была поддерживать образ идеальной жены, идеальной хозяйки, идеальной матери. Именно в этот период зародилось понятие "степфордские жены". Название оно получило чуть позже, в 1972 году, с выходом одноименного романа, герои которого приезжают в город, где все обитатели, и особенно женщины, идеальны.
Что же происходило в это время в мужской моде? У "прекрасных принцесс" должны были быть "прекрасные принцы". И дизайнеры пытались навязать мужчинам нью-эдвардианский стиль в одежде. Как известно, чем жестче требование, тем сильнее желание его нарушить. Мужчины повели себя более свободолюбиво, чем женщины. И наряду с шикарными костюмами "с иголочки", которые "продвигали" дизайнеры, мужчины начали вводить в моду образ уличного мачо из рабочего класса. Он не носит костюмов, предпочитая им смешение военной униформы и рабочей одежды.
Так что же произошло в 1970-е годы? Желая вырваться из оков жестких правил, общество искало новый стиль, способный дать ему свободу от них. Нарушение строгого дресс-кода началось еще в 1960-е годы и достигло своего апогея к 1970-м. Как известно, желание "свободы от" приводит лишь к установлению прямо противоположных правил. Поэтому мода 1970-х годов была так безвкусна. Для появления утонченного, гармоничного стиля нужно было не желание "свободы от", а желание "свободы для".

* При написании статьи были использованы материалы:
- журнал "История моды. 1970-е". 2016. № 11.
- журнал "История моды. 1950-е". 2016. № 1.


Рецензии