Спасти экипаж можно было

29 ОКТЯБРЯ 1955 ГОДА  В  СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ  БУХТЕ  ВЗОРВАЛСЯ  И  ЗАТОНУЛ  ГРОМАДНЫЙ ЛИНКОР  «НОВОРОССИЙСК» – ФЛАГМАН  ЧЕРНОМОРСКОГО  ВОЕННО-МОРСКОГО  ФЛОТА.

«Долгие  годы  эта  тема  была  запретной.  И  даже  в  самой  последней  исторической  книге-очерке  «Краснознамённый  Черноморский  флот»,  изданной  в  годы   «гласности»  и  «перестройки»,  вы  не  найдёте  ни  одной  строки  об  этом  скорбном  событии.   И  только  в  последнее  время  появилось  множество  публикаций,  описывающих  буквально  по  минутам  гибель  линкора  и  мужество  его  экипажа».               
                Газета  «Флаг  Родины»  за  26.09.1995 год.
 

СПАСТИ  ЭКИПАЖ  МОЖНО  БЫЛО

(28.10.2016)
Всю  жизнь  он  работал  на  малых  судах.
Когда  он  услышал  о  «Новороссийске»,
то  сразу  же  в  кратких  и  ёмких  словах
он  стал  говорить  о  нём,  как  об  убийстве.

Он  в  нём  лишь  Пархоменко  стал  обвинять,          1)
мол,  действовал  некомпетентно  и  глупо.
И  взялся  с  горячностью  мне  объяснять:
спасти  экипаж  было  вовсе  НЕ  ТРУДНО.               2)

Все  палубы  взрывом  пробило  насквозь –
огромность  пробоины  всем  очевидна!                3)
Комфлота!  Спасай  людей –  всё  для  них  брось!..
«НАВЕРХ  ВСЕХ!..»  – не  звали  ни  дудки,  ни  рында  4) 

Вмиг  150  человек  взрыв  убил.
Но  целых  четыре  часа  корабль  жил!
Вверх  дном  оказался  линкор  не  сразу.
ПОКИНУТЬ  его  не  далИ  экипажу!                2)

Итог:  смерть  600  человек  забрала –
они  жизнь  отдали  за  жизнь  корабля:
борьба  за  ЖИВУЧЕСТЬ  его –  их  работа,
такую  команду  отдал  им  комфлота.                2)
************
Линкор  опрокинулся.  Это  конец!
Не  слышно  «Варяга»  и  стука  сердец.                5)
Они  молодыми,  мальчишками  были  –
их  подло  свои  и  чужие  убили.
––––––––––––––––––––––––––––––––––
Примечания

1)  «…Лишь  Пархоменко  стал  обвинять» –
В. Пархоменко – командующий  Черноморским  Флотом.  Командир  корабля  был  в  отпуске.  Врио  командира  ночевал  дома.  «Старшим  на  борту  (за  командира)  остался  помощник   командира  корабля  капитан  2  ранга   З. Г. Сергунов – старый  опытный  моряк».
                Из  книги  Октября  Бар-Бирюкова  «Чёрный  день»

2)  «Спасти  экипаж  было  вовсе  не  трудно»;  «…Покинуть  его  не  далИ  экипажу»;  «…Такую  команду  отдал  им  комфлота» –
личный  состав  линкора – более   2000  человек.  Это:  экипаж  с  новым  пополнением  из  200  солдат,  переведённых  на  флот,  курсанты  (практиканты)  мореходных  училищ,  штаб  эскадры.  Часть  экипажа  съехала  на  берег  в увольнение.  На  момент  гибели  линкора  на  нём  находилось   более  полутора  тысяч  человек».
                А. Щербаков,  «Крымская  газета»,  06.05.2008 г.

«Командование  корабля  смогло  бы…  осуществить  своё  совершенно  правильное  намерение – ПЕРЕВЕСТИ   ЛИНКОР  НА  ОТМЕЛЬ  СВОИМ  ХОДОМ.  /линкор  стоял   от  берега  на  расстоянии  корпуса  корабля/   …Безусловно,  командование  линкора  сумело  бы  не  допустить  массовой   гибели  личного  состава.  Но  сделать  это  ему  по  существу  НЕ  ДАЛИ».
                Из  статьи  капитана  2  ранга  в  отставке   Лепехова,   
                опубликованной   в  газете  КЧФ  «Флаг  Родины»  02.04.1987 .

«…Хотя  «Новороссийск» захлебывался  водой, но  сохранялись  еще  шансы спасти  его, отбуксировав  на  ближайшую  отмель. Столь  разумному  шагу помешал  прибывший  по  тревоге  на  борт  командующий  флотом  адмирал Пархоменко.  Будучи  уверен, что  огромный  корабль  в  любом  случае  останется  на  плаву,  он  ОТМЕНИЛ  буксировку»!!!
                Александр  Добровольский.

3)  «… Огромность  пробоины  всем  очевидна»  –   размер  15 х18 (м)

4)  «… Не  звали  ни  дудки,  ни  рында»  – 
так  как  корабельная  звонковая  сигнализация   вышла  из  строя,  «сигналы  подавались  с  помощью  свистков  боцманских  дудок,  голоса  и  рынды – корабельного  колокола»
                «Севастопольская  газета»  за   25  октября  1995 г.

5)  «… Не  слышно  «Варяга»  –
водолазы,  работавшие  по  спасению  людей,  слышали  из  нижних  отсеков  корпуса  корабля  предсмертное  пение  «Варяга».  Спасти  их   уже   было      невозможно.

Точное  число  погибших  моряков  до  сих  пор  не  назвали.  608,  628,  657  –  это  приближённо.


Рецензии