Как возникает любовь

Почему мы любим? Разве не странно,
видеть в целом мире только одно су-
щество, иметь в устах только одно имя
(Ги де Мопассан)
 

  Возникновение любви. Это священное таинство. И, быть может, даже несколько дерзостно снимать с неё покровы. Как говорится - "нет чуда без покрывала". Но разве удержать человека. Так человек устроен. Небо тоже было для людей тайной, и их воображение населяло его десятками богов. А теперь в это верят разве что фанатики. Но мир от этого не стал хуже и не интереснее. Просто за каждой открытой тайной много не открытых, и всё более глубоких.

  Каждая любовь возникает по-своему, и в этом смысле она неповторима. "Если столько голов, столько умов, то столько сердец, столько родов любви" (Л. Толстой). Поэтому-то любовь и могла быть постоянной темой для поэтов, писателей, художников, скульпторов, композиторов. Проявления её многообразны, как и сама жизнь.

  Но любовь – это процесс, и, как каждый процесс, имеет некоторые закономерности, стоит только подольше пожить,  побольше почитать, увидеть и осмыслить, как много можно заметить сходного. Вряд ли бы мы зачитывались в своё время любовными романами, если бы ничего не могли сравнить со своей жизнью и любовью, с окружающей нас жизнью вообще. В этих сравнениях есть своя прелесть. И уже то, что каждый из нас имеет свою "философию" любви, пусть иногда самую доморощенную, доказывает то, что многие из нас не так уж невинны и на многих тайнах любви, если можно так выразиться, мы оставили "отпечатки своих пальцев". Поэтому, оставляя за каждой отдельной любовью право быть тайной (никто не вездесущ и не всемогущ), вообще в любви мы можем и имеем право многое понять.

  "Любовь начинается с глаз" – гласит русская пословица. И в этом есть большая доля правды. Любовь начинается с фиксации внимания. И это, так сказать, отправной момент каждой данной конкретной любви. Один-единственный случай проявления интереса ещё ничего не решает. Внимание должно фиксироваться ещё и ещё раз. Чаще всего после второй и третьей фиксации внимания интерес пропадает. Заинтересовавший нас человек не привносит ничего нового или просто не соответствует нашему первому мимолётному впечатлению. Гораздо реже бывает наоборот. И вот тогда, в очень небольшом числе случаев, когда интерес постоянно подогревается, и может возникнуть так называемая любовь "с первого взгляда" (нам так, по крайней мере, кажется). Конечно, она наиболее пленительна. Так как такой человек врывается в нашу жизнь подобно комете и всё затопляет своим светом. Он ни одного мгновения своего существования не был для нас обыденным, незаметным.

  Но бывает и по-другому. Внимание постепенно сосредотачивается на несколько лицах, давно знакомых. Всё время происходит переключение с одного лица на другое, предпочтение отдаётся то одному, то другому. И в этом случае мы находимся перед мучительной проблемой выбора. Иногда этот выбор так ничем и не заканчивается. Но бывает, особенно в юности, что какой-то человек, вроде бы ранее ничем особо не приметный, вдруг в короткое время заслоняет для нас всех остальных. Так это может быть. Но это всего лишь один из аспектов возникновения – нет, не любви, а только влюблённости, так сказать, только возможной прелюдии к любви.

  Каждый конкретный человек, как биологическое и социальное существо обладает большим количеством характеристик и качеств, как то: внешний вид (рост, ширина плеч, фигура, походка, цвет волос и глаз, принадлежность к той или иной расе), ум, способности, положение в обществе или группе, интересы, спортивные достижения, характер, темперамент, манеры, состояние, а так же - отношение к нам. Внимание может быть зафиксировано на каких-то отдельных качествах человека, и на всём человеке в целом со всеми его качествами (даже иногда недостатками). Причём, это чаще всего происходит неосознанно. Однако сам человек со всеми его качествами ещё недостаточен, чтобы внимание было на нём "замкнуто". Нужна необходимая обстановка, подготовленность и предрасположенность к влюблённости. Ведь "единственного человека" не существует, и миф о двух разобщённых половинках одной души, которые ищут друг друга в этом мире, так и остаётся мифом. То, что мы встретили и полюбили именно данного конкретного человека в известном  смысле случайность. Мы могли встретить и полюбить другого человека, быть может, чем–то похожего на него.

  Говорят: "Любовь слепа". И действительно предпочтение часто отдаётся человеку далеко не с лучшими моральными качествами и даже не самому внешне привлекательному ("Полюбится сатана пуще ясна сокола"). И это есть тайна любви. Но тайна не такая уж неразрешимая. "Сильная потребность любви часто принимается за самою любовь, если представляется предмет, на который она может устремиться, препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает" – писал В. Белинский. И другой великий знаток человеческого сердца (Р. Роллан) тоже считал: "Разве можно объяснить, почему кто-то в кого-то влюбляется? Часто здесь ни при чём ни та, ни другая сторона, а просто наступает такая минута, когда любая привязанность может застигнуть врасплох беззащитное сердце". И он же обронил, как бы шутя: "Бывают в жизни дни, когда готов влюбиться в козу, если на ней чепец". А вот Достоевский ещё далее отдаляет любовь от влюблённости. Он считал: "Влюбиться – не значит любить, влюбиться можно и ненавидя".
 
  Внимание, особенно в молодости, часто фиксируется не на самом существенном в человеке: эффектная внешность, умение одеваться, положение в данной группе… И даже люди постарше выбирают себе спутника жизни часто по тем же самым критериям. Если проанализировать брачные объявления, то первое требование, которое женщины предъявляют  соискателям их руки – это, как ни странно, рост (не ниже такого-то). Потом уже идёт всё остальное, казалось бы более существенное. Быть может, это имеет мало общего вообще с любовью, но тем не менее…

  Во всякой любви есть три возможности: любить любимого человека, любить себя в любви (перефразируя Станиславского), любить свои чувства, вызываемые предметом любви. Вероятно во влюблённости, которая сродни мечте, преобладают ещё вторая и третья возможности и ещё плюс фантазия.  Играют свою роль и отношение окружающих к нашей любви и к любимому нами человеку, возможные препятствия, затронутая гордость.

  Вероятно, в каждой любви должна быть известная доля самолюбия, иначе это была бы не любовь, а молебен. Поэтому и отношение к нам человека, на которого направлена наша влюблённость, играет далеко не последнюю, а иногда и решающую роль. При этом не только положительное отношение обостряет наши чувства, иногда и наоборот. Вот как пишет Стендаль, анализируя чувства своего героя Жюльена Сореля в романе "Красное и чёрное": "Безусловно, он не был влюблён в неё три дня тому назад, но всё мигом изменилось в его душе, как только он увидел, что они поссорились навеки. Его безжалостная память сейчас же принялась рисовать ему все малейшие подробности той ночи, которая на самом деле оставила его совершенно холодным". Сам герой восклицает: "Да может ли это быть? Ведь ещё несколько дней назад она не занимала в моём сердце никакого места! Никакого!" Так чувство, которое собственно и не было до конца любовью, что герой с предельной ясностью почувствовал, когда жизнь его поставила на краю гибели, обрело, казалось бы, несуществующую силу, когда была задета гордость этого очень честолюбивого человека. Это с обеих сторон была игра честолюбий, когда оба партнёра отдавали себе отчёт в достоинствах человека, на котором было зафиксировано внимание, но любить по настоящему не любили, и даже не были по- настоящему влюблены. "Он всех других презирает, и вот поэтому-то я не презираю его" – признаётся себе Матильда, героиня романа. "Однако" – пишет автор: "убедившись, что она любима, сразу же прониклась к нему полным презрением".

  Анализируя поведение героев М. Пруста, В. Днепров в своей интересной книге "Черты романа XX века" как бы подводит итог таких отношений между мужчиной и женщиной. "Извечная любовная игра теряет свой жизнерадостно-добрый и безобидный характер: она принимает в себя беспощадную борьбу самолюбий и сплетается с ней; извечное ускользание - настигание, удаление – сближение, сопротивление – овладение – одним словом, все присущие любви живые противоречия насыщаются ядом антогонистических отношений, и если позволено так выразиться, антогонистической формы привязанности".

  Другой, вероятно, не менее значительной стороной влюблённости, является влюблённость в свои чувства. Любовные чувства, какими бы они ни были, чаще получают положительную оценку, даже если они приносят страдания. Ведь страдание, как и счастье, никогда не бывает будничным. "В самой сильной и самой несчастной страсти бывают минуты, когда человеку вдруг кажется, что он больше не любит; это как струя пресной воды в открытом море. Он чувствует себя ещё более несчастным оттого, что всё в жизни утрачивает интерес. Самая печальная и унылая пустота сменяет состояние правда тревожное, но придававшее всей природе что-то новое, страстное, увлекательное" (Стендаль "О Любви")

  Мне кажется, что когда мы влюбляемся, то накапливается какой-то "фонд чувств". И даже если что-то сиюминутно в человеке, на котором мы остановили свой выбор, не устраивает, всё же остаётся какое-то остаточное, как бы реликтовое, сияние, воспоминание о первых встречах, первых любовных переживаниях, которые способны надолго привязать сердце. А если  эти чувства были самыми первыми, самыми свежими, то происходит явление, известное в психологии как запечатление. Утёнок запечатлевает первый движущийся предмет, и он становится для него мамой. Так место, в котором мы родились и провели раннее детство, становится для нас Родиной. Видимо такого же порядка и так называемая первая любовь, которая всегда с нами, кого бы мы не полюбили потом, пусть эта последующая любовь гораздо глубже.

  Безусловно, немалую роль играет окружающая обстановка.. Человек, ведущий активную жизнь, имеющий много друзей, многим интересующийся и постоянно чем-то занятый, более мобилен в своих чувствах. Через дружбу он постепенно переходит к влюблённости, от влюблённости к настоящей любви. Человек, ведущий более замкнутый образ жизни (замкнутость не говорит об ущербности), более подвержен внезапному наплыву чувств. Вспомним всем нам знакомую со школьной скамьи пушкинскую Татьяну. Среди бедного, ровного потока впечатлений внимание при встрече с человеком необычным фиксируется с особой яркостью и силой. Имея много досуга и мало возможности видеть любимого человека, воображение у Татьяны работало особенно лихорадочно. Недостаток информации подвигает на особенно активную фантазию.
 
  Даже один человек может быть совершенно разным в разные периоды своей жизни. Вспомним Наташу Ростову до встречи с Андреем Болконским и Наташу замкнувшуюся, одинокую в своём чувстве в период ожидания Андрея.  Быть может, это объясняет и оправдывает её увлечение Анатолем Курагиным. И, наконец, немалую роль играет вся предшествующая жизнь человека, его открытость любви, его положение (женат – не женат, за мужем – не за мужем), все предшествующие мечты и влюблённости, опыт в любви, разочарования в любви, его человеческая зрелость. Так же  книги и кинофильмы…

Рига, Огре,  1980 г.


Рецензии
Интересные размышления, Анатолий... Конечно, тема необъятная, но мне
понравились Bаши мысли. В какой-то момент показалось, что читала о себе :-)

Творческих Bам удач! С Новым Годом! Добра и благополучия Вам и Вашей семье!
С искренним теплом,

Ольга Хорнетт   31.12.2017 01:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля. В то время я много размышлял об этом. Много читал. Даже хотел написать целую книгу. Ведь о психологии чувств, в том числе любви, не так много написано интересных книг. Благодарю, что у Вас хватило терпения дочитать мои размышления до конца. Писал больше для себя, но всё же решил опубликовать. Многим молодым было бы полезно, как мне кажется, почитать. Но они такого не читают. Так же спасибо, что почитали мои старые стихи. Теперь мы лучше знакомы. Приятно, что Вам это было интересно... Так же ещё раз поздравляю Вас и ваших близких с наступающим Новым годом. Любви, понимания и добра в новом году. Анатолий.

Анатолий Возвышаев   31.12.2017 06:08   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Анатолий!

Ольга Хорнетт   31.12.2017 14:34   Заявить о нарушении