Награды Вознюка пропали

   
Вознюк. Капь Яр. Космос
Илья Токов
                       ПРИКАЗ
                  ВЕРХОВНОГО      
         ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО
     Генералу армии Малиновскому
   Войска 3 -го Украинского фронта,
в результате наступления, сегодня, 22 февраля,
штурмом овладели городом Кривой Рог и районом
Криворожских рудников  - крупным промышленным
центром Украины и важным опорным пунктом обороны немцев.
   В боях за овладение городом Кривой  Рог  отличились войска
генерал - лейтенанта ГЛАГОЛЕВА, 
генерал - лейтенанта ШАРОХИНА,
генерал - майора КОТОВА,
генерал - майора КОСОБУЦКОГО, 
генерал - майора КУЗНЕЦОВА,
артиллеристы генерал - лейтенанта артиллерии НЕДЕЛИНА, 
генерал - майора артиллерии АЛЕКСЕЕНКО, 
генерал - майора артиллерии ХИТРОВСКОГО,
генерал - лейтенанта артиллерии
В О З Н Ю К А
и летчики генерал - лейтенанта авиации СУДЕЦ 
и генерал - майора авиации ТОЛСТИКОВА.
   В ознаменование одержанной победы соединения и части,
наиболее отличившиеся в боях за освобождение города КРИВОЙ РОГ,
представить к присвоению наименования " КРИВОРОЖСКИХ "
и к награждению орденами.
   Сегодня, 22 февраля,  в 22 часа столица нашей Родины салютует доблестным войскам 3 - го Украинского фронта, овладевшим городом Кривой Рог, - двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.
   За отличные боевые действия ОБЪЯВЛЯЮ  БЛАГОДАРНОСТЬ всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение города КРИВОЙ РОГ.
   Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!
   Смерть немецким захватчикам!

            ВЕРХОВНЫЙ  ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ
                МАРШАЛ СОВЕТСКОГО  СОЮЗА
                                                                      И.  СТАЛИН

     {  Все награды В. И. Вознюка по желанию родственников были переданы на вечное хранение в музей Днепропетровска (Украина), где прошла молодость будущего военачальника, и в освобождении которого он принимал участие } .

   Одна из улиц Знаменска названа в честь генерал-полковника Василия Ивановича Вознюка.
В музее полигона «Капустин Яр» имеется отдельный зал, посвященный его жизни и деятельности.
25 декабря 2006 года в Волгограде на фасаде дома № 6 по улице Краснознаменской, в котором в конце жизни прожил генерал-полковник В. М. Вознюк, была торжественно открыта мемориальная доска в память о нём.
   
    В деревню Капустин Яр приехал он со своими офицерами 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Все были фронтовики, подобный быт считался нормой. А потом ведь, действительно, не стреляют! Конечно, видели они места и покрасивее этой голой степи, но приказ есть приказ. Вместе с гвардейцами Вознюка приехали военные строители маршала инженерных войск Михаила Петровича Воробьева. На третий день по прибытии они начали строить бетонный стенд для огневых испытаний двигателей. В сентябре - новое подкрепление: из Тюрингии прибыла БОН генерала Тверецкого. Следом за ними — два спецпоезда, сформированных в Германии. Кроме бетонного испытательного стенда, примерно за полтора месяца люди Воробьева, Вознюка и Тверецкого построили стартовую площадку с бункером, временную техническую позицию, монтажный
корпус, мост, провели шоссе и железнодорожную ветку, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград. Все строилось только для ракеты, - для людей ничего. Когда осенние холода стали вымораживать из палаток, начали расселяться по крестьянским домам, ютились по углам, в каждой щели. Офицеры приехали с женами, с детьми. Когда на следующий год построили два первых кирпичных дома, комнату давали семье, в которой было не менее трех детей.
- Вы когда-нибудь жили в квартире, в которой рядом с вами девять маленьких детей? — спросил меня Василий Иванович, когда в феврале 1970 года я приехал к нему в Кап.Яр.
   Место первого старта ракеты Р-1 18 октября 1947 г.
Сколько раз потом приходилось читать о самоотверженности наших воинов, которые "несмотря на чудовищные трудности", и т.д. Да при чем здесь самоотверженность?! Воин, он и есть воин: приказ командира - закон для подчиненного. Зубами скрипели, а делали и не делать не могли. Куда больше здесь не самоотверженности, а самодержавного сталинского бездушия и презрения к людям, не только удобства и здоровье, но самая жизнь или смерть которых давно перестали его интересовать. Впрочем, а интересовали ли когда-нибудь?..

Мы ходили с Вознюком по городу, и он показывал мне гостиницы, магазины, библиотеки, детские сады.
- А вы знаете, что первая елка, которую мы привезли черт-те откуда под Новый 1948 год для ребятишек, освещалась аккумулятором, снятым с ракеты? - говорил Василий Иванович, глядя на светящиеся вывески магазинов.

Как Петр I своим Петербургом, гордился Вознюк своим Кап.Яром. Василию Ивановичу предлагали очень высокие должности в Большом доме на Фрунзенской набережной, но он оставался верен своему полигону до конца жизни. Тогда, в 47-м, еле вытаскивая сапоги из липкой, цепкой грязи, он ворчал:
- Погодите, сейчас сюда присылают по приказу, но будет время - по блату будут присылать...
   В Капустном Яре он был полный и безраздельный хозяин, правда, не лишенный черт деспотизма. Он не позволял, например, книжному магазину продавать новинки до того, покуда сам их не увидит. По прибытии новой партии книг магазин закрывался, новинки раскладывались по прилавкам, после чего приезжал Василий Иванович и, как принимающий парад, обходил книжный строй, извлекая из него все то, что его интересовало. А интересовало его, выросшего в актерской семье, лихого командира гвардейских миномётов, опытнейшего испытателя новой техники, интересовало его всё! В его доме была огромная библиотека, а периодику он выписывал всегда не менее, чем рублей на двести пятьдесят...
   Да, книги он покупал "без очереди", но, пожалуй, он заслужил это право тогда, в пыли и грязи осени 47-го года: первая ракета стартовала через шестьдесят дней после приезда Василия Ивановича Вознюка в деревню Капустин Яр.   
   
   Заслуги генерала В.И.Вознюка в создании первого ракетного полигона как мощного научно-исследовательского и учебного центра - исключительные. Особое уважение и признание ракетчиков он заслужил тем, что был не только достойным начальником полигона, но и настоящим, рачительным хозяином своего детища: сделал все, чтобы испытатели жили по-человечески, в современном городе с парками и бульварами, магазинами и столовыми, детскими садами и школами, кинотеатрами и библиотеками, стадионами и бассейнами. Ветераны помнят: Вознюк первым начал сажать деревья, закладывать парки, вырастил у своего дома чудесный сад. Первую столовую назвал «Стряпухой», гостиницу - «Уютом», кафе - «Рідною хатою»...

Назначая В.И.Вознюка председателем Специальной комиссии по выбору места будущего космодрома Байконур, М.И.Неделин и С.П.Королев надеялись, что В.И.Вознюк возглавит и новый космодром, превратит его в такой же зеленый оазис, каким стал Капустин Яр. После длительных поисков место определили, утвердили, но Василий Иванович категорически отказался уезжать из Кап. Яра: «Силы уже не те, чтобы начинать все «с нуля». Вознюк, конечно, лукавил: он просто прикипел к своему детищу и гордился им.

Ему предложили высокую должность в столице - снова отказ.

Центр испытаний нового поколения ракетных комплексов переместился в Байконур, но «хозяйство Вознюка» не осталось без дела: появились новые разработки М.К.Янгеля, В.Н.Челомея, В.П.Макеева, А.Д.Надирадзе, М.Ф.Решетнева. И все они начинали путь со стартовых площадок Кап. Яра.

К приезду «главного ракетчика страны» готовились четыре месяца. Красили и перекрашивали все и вся. Приезжали на полигон очередные наследники графа Потемкина и выдавали новые указания: перекрасить, переделать, переасфальтировать...

От бессмысленной работы и сумасшедшего перенапряжения в августе 1958 г. у Василия Ивановича Вознюка случился инфаркт. До приезда «дорогого Никиты Сергеевича» оставался месяц. Темпы подготовки к операции «ТОПОЛЬ» (так закодировали приезд Н.С.Хрущева в Капустин Яр) не снижались...

В Капустином Яру Н.С.Хрущев пробыл три дня. Его сопровождал новый министр обороны СССР Р.Я.Малиновский, сменивший на этом посту Г.К.Жукова, которого Хрущев снял и отправил на пенсию. В первый день гостям показали пуски тактических, оперативно-тактических и стратегических ракет средней дальности; на второй день демонстрировали свое мастерство войска ПВО - стреляли зенитными управляемыми ракетами по воздушным мишеням; на третий день состоялся показ новейших самолетов, вооруженных ракетами класса «воздух-воздух».

Операция «ТОПОЛЬ» удалась: Н.С.Хрущев сиял! В часовой речи он стал воспитывать и поучать маршалов И.С.Конева, К.К.Рокоссовского, А.И.Еременко, легендарного авиаконструктора А.Н.Туполева, какой должна быть современная армия, какую технику надо иметь.

«Ни авианосцы, ни бомбардировщики нам не нужны! - горячился Хрущев. - Бомбардировщики до Америки не долетят - их собьют, корабли - потопят... У нас единственный выход - развивать ракетно-ядерную мощь! Ракета - это наш щит и меч!»

Так завершилась первая, но не последняя операция «ТОПОЛЬ»: в Капустин Яр Н.С.Хрущев приезжал еще несколько раз.

В госпиталь, где после инфаркта лежал Вознюк, передали две записки. «Дорогой Василий Иванович! У Вас все прошло хорошо. Освобожусь - заеду. М.Неделин». Вторая была написана рукой С.П.Королева: «Дорогой Василий Иванович! Желаем тебе скорейшего выздоровления, здоровья и многих сил для дальнейшей работы. Сожалеем, что не привелось встретиться, но эта встреча не за горами. Поправляйся и приезжай к нам в Москву. Крепко жмем руку. С.Королев, В.Глушко, М.Рязанский, Н.Пилюгин, В.Бармин. 10 сентября 1958 г.»

Выписавшись из госпиталя, Вознюк начисто забыл о советах врачей жить в щадящем режиме - работал, как и прежде, по 12 - 16 часов в сутки. Если бы в 1961 г. ему не присвоили звание Героя труда, в истории ракетной техники

В.И.Вознюк так и остался бы Первопроходцем и Героем.

На полигоне продолжались испытания новых, все более сложных ракетных комплексов и космических носителей. Опаленная ракетным пламенем степь Кап.Яра не раз слышала лай первых собачек, проложивших дорогу в стратосферу и открывших путь космическим полетам. С космодрома Капустин Яр стартовали первые днепропетровские носители «Космос» и «Интеркосмос», отсюда выведены на орбиты первые космические аппараты, созданные на берегах Днепра, в далекой Индии, других странах.

Каждый успешный запуск Василию Ивановичу Вознюку добавлял радостей, но и отнимал силы. 13 сентября 1976 г. его главный «двигатель», не отработав полный земной ресурс, внезапно остановился...

Первый из первых ракетчиков стал достоянием истории.






           <   Выдержки  из книги Я. Голованова "Королёв: мифы и легенды  > , из газеты "Известия" от 23 февраля 1944  года,  личных запасных книжек, собранных во время жизни на полигоне.


© Copyright: Илья Токов, 2015
Свидетельство о публикации №115030502454


Рецензии