Душа человека в вечности-2

ДУША ЧЕЛОВЕКА В ВЕЧНОСТИ

Эссе

(Продолжение)

*   *   *

Но последуем за душой, уходящей от земной жизни. В первые два дня душа остается с телом. Но это не совсем так. Она время от времени покидает его, чтобы посетить любимых людей и любимые места и навсегда попрощаться с ними. По воле Божьей душа потом сможет иногда посещать родных, чтобы сообщить им о чем-то важном, подсказать что-то. Однако это будут, в основном, короткие мгновения во снах человеческих. Видения, подобные беседе Григория со святой Феодорой, случаются весьма редко. И перед тем, как продолжить наши исследования,  заметим, что уход души Феодоры (возращаемся к недосказанной выше мысли) относитя к разряду душ праведных. У них общая, завидная для большинства из нас судьба.

В откроваениях святого Макария Александрийского читаем, что исход праведной души представляет совершенную противоположность исходу души грешной. Душа праведная по разлучении с телом принимается святыми ангелами, охраняется ими и относится в страну, исполненную света, радости и блаженства, поскольку уже на земле пребывала с ангелами.
А вот свидетельства святого Ефрема Сирина: «Делатели и совершенные подвижники радуются в час разлучения. Имея у себя пред глазами великий труд своего подвижничества, бдений, постов, поклонов, молитв, слёз, души их ликуют, потому что призываются они из своего тела войти в покой». Не в равнодушие и безмылие, а в покой без скорбей и горя, в покой вечного блаженства.

Но смерть человека грешного, как свидетельствует Сам Господь (Псалтирь, 33, 22) — люта. Почему такая страшная разница между судьбой грешника и судьбой праведника? Коротко мы уже ответили на этот вопрос, когда рассматривали основные варианты закона искушения, то есть разновидности взаимоотношения человеческих душ с Богом. Там отмечались формулы, присущие праведникам (вера — безверие — вера) и грешникам (вера — безверие — безверие).
В этом плане интересно высказывание Иоанна Дамаскина:
«Бог спасёт создание рук Своих, исключая лишь тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру, так что левая сторона весов слишком много перетягивает правую... при последнем издыхании дела человеческие как бы взвешиваются на весах и, если, во-первых, правая сторона возьмет перевес над левою, тот человек, очевидно, испустит душу между сонмом благих ангелов; во-вторых, если та и другая в равновесии, тогда без сомнения побеждает человеколюбие Божье; в-третьих, если весы преклоняются на левую, но мало, то милосердие Божье и тогда восполняет недостаток. Это три божественных суда Владыки: правосудный, человеколюбивый и преблагой. В-четвертх, когда злые дела берут весьма великий перевес, то спасенье Христово невозможно».

И всё-таки давайте с помощью святых отцов, знания которых не от своего земного ума, а от всезнания Святого Духа, разберёмся в понятии грешный человек, душа грешная.
Грешник, любого ранга и калибра, — это нарушитель закона Божьего, сознательный или бессознательный враг Его заповедей. Напомним главные из заповедей, или повелений Божьих (Синайское законодательство). 1. Чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и не служи ему. 3. Не произноси имени Бога твоего напрасно. 4. Посвящай субботний день Богу. 5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы долго жить на земле. 6. Не убей. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не воруй. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не желай ничего, что принадлежит кому-то.
Нарушение одного из этих повелений уже великий грех. А мы пренебрегаем заповедями каждый день, всю жизнь. А ведь совесть-то когда-то ужалит нас крепко! Приведём выдержку из книги «Загробная жизнь», когда-то настольной книги на Руси, написанной монахом Митрофаном:
«Как добродетель, обращаясь к совести, низводит на душу немалую радость, так точно — порок рождает страх ответственности. Смерть для грешной души люта, потому что еще в минуту самого исхода ее встречают злые духи, которым она безбоязненно служила на земле, и с которыми, равно как и с себе подобными грешниками, должна будет вступить в вечное соединение».
Вот еще один эпизод из этой книги, рассуждение Макария Великого:
«Когда исходит из тела грешная душа, тогда совершается некое великое таинство. К ней приступают полчища демонов, силы тёмные, и похищают душу в область свою. И не следует этому удивляться. Если человек, живя еще в этом мире покорился им и стал их рабом, тем более, когда исходит от мира, бывает ими пленён и порабощён».
Но не так всё однозначно при переходе в Божественную вечность. По свидетельствам святых, Господь иногда удостаивает перед сметью причащения людей не отличавшихся благочестием. Припоминаю, как матушка моя, не разу не посетившая церковь, была похоронена около часовни, где нашли приют священники и покровители нашей веры.
И напротив — за прежние грехи, очищенные покаянием, Христос лишает иногда  последнего напутствия и самого праведного праведника.

*   *   *

Но хватит отступлений. Продолжим исследование души, уходящей в вечность. О двух днях мы рассказали. Теперь о третьем дне. Начинается он с того, что душа навсегда покидает своё тело и материальный мир земли (за исключением тех нечастых моментов, когда ей разрешится Богом посетить родных и друзей). Она оказывается в воздухе, но не в том, что окружает землю, а в неизмеримом пространстве, отделяющем людей от Божественной вечности. Именно это пространство имеется в виду, когда Библия говорит о том, что воздух наполнен отверженными, падшими ангелами, которых увёл за собой первый большевик —  Денница.
Вот тут и начинаются душевные мытарства. Как рыбы оголодавшие за долгую зиму на кусочек хлеба, набрасываются они на душу, покинувшую землю. И хотя охранают её два ангела (ангел, данный Творцом при рождении, и ангел сопровождающий), невероятно трудно и мучительно приходится душе. В почти бесконечном воздушном море ей престоит пройти двадцать чёрных царств, двадцать бастионов безумных слуг сатаны, двадцать мытарств.

Первое мытарство, по свидельству преподобной Феодоры, представляет собой область воздуха, где обитают мытари, задачей который является разложение человеческой души словесными грехами. Это злобные гении многословия, пустословия, празднословия, сквернословия, насмешки, кощунства, пошлых песен, бесчисленных восклицаний, смеха, хохота и этому подобного. Они и в проходящей мытарства душе видят эти прегрешения, обвиняют ее и доказывают ангелам, что уже только по этим грехам душа должна считаться их собственностью и рабою. Ангелы, как мы видели, в пику атакующим полчищам приводят примеры, когда душа выходила победительницей в словесных страстях.

Второе мытарство — это владение тёмных сил, опутывающих земные души всеми видами лжи. Тут неискренность, обман, клятвопреступление, необоснованные презывания имени Божьего, нарушение обетов, данных Господу, утаивание грехов на исповедях.

Третье мытарство — во сласти падших ангелов, главное оружие которых клевета, точнее все разновидности этого греха: возведение напраслины на ближнего и дальнего, осуждение, уничижение, обесславление, поругание, насмешки при забвении собственных грехов и недостатков. Как мы любим перемывать косточки другим, без этого, пожалуй, и дня прожить не можем. Вот тут и находите, ангелы, оправдания в защиту грешной души! Но — находят. Недаром ангел-храитель и день и ночь с нами неотлучно.

Едва ли не самое коварное для души четвёртое мытарство, в котором изобилуют все грехи чревоугодия — объедение, пьянство, еда без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение, праздники, превращающиеся в безумные пиры... По сути, не чрево у нас на службе, а мы у него. С большим трудом отбиваются ангелы от сил зла в этой воздушной сфере.

С пятым мытарством связана наша поговорка «Лень-матушка раньше нас родилась. То проявляем мы ленность и нерадение в служении Богу, то вообще забываем молитву, то работаем с прохладцей, а порой и совсем не работаем (сколько сейчас в нашей стране тунеядцев! сколько инородцев наводят порядок в  захламлённых нами городах!). Водилась и в предках наших лень, да ведь не в такой адской степени!

С ленью на короткой ноге воровство — шестое мытарство. Откроем «Закон Божий», посмотрим, как он трактует это ужасное понятие, и попробуем найти среди воровского букета грешок-сорничок, которого в нашей душе нет.
«Виды кражи очень разнообразны:
1. Воровство, то есть похищение чужой вещи.
2. Грабительство — отнятие чужой вещи насилием.
3. Святотатство — присвоение вещей, освящённых принадлежностью Церкви.
4.  Взяточничество, то есть приятие от людей даров за работу, которая долна делаться по долгу службы.
5. Получение жалованья за работу, которая не исполняется.
6. Лихоимство — вымогательство денег с людей, попавших в беду.
7. Обман, то есть присвоение чужой вещи хитростью.
Итак, много ли мы нравствнных сорняков насчитали, которые бы не опорочили души нашей? И всё ли из обнаруженных исповедали перед Богом? Да и исповедуемся ли вообще?

*   *   *

За сколькие грехи бледнела, краснела и изошла лютым страхом душа, а ведь она еще и половинный рубеж не преодолела. Она приступила лишь к седьмому испытанию — обвинениям злых духов в скупости и сребролюбии. Не по разу, наверно, перечитывали мы маленькую трагедию Пушкина (ну, не маленькую, а великую!) с названием «Скупой рыцарь».  Не раз задумывались над этим местом:

Как молодой повеса ждёт свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Поражались, и великой супостью барона Филиппа, который от жадности готов был удавиться (скаредность запрещала ему выделить сыну даже мизерной суммы, чтобы купить заместо пробитого новый шлем), и больше всего точнейшим сравнением накопленного злата с развратницей лукавой или с обманутой дурой — ведь богатство  накапливалось поборами, скупидомством и обманом.
Наверно, говорили себе: вот уже кому ни за что не попасть в рай, как верблюду в иголкино ушко. Но, по большому счёту, и мы недалеко ушли от пушкинского барона. И нам грозит его участь. Часто лювлю себя на том, что подавая милостыню, нащупываю в кармане монетки попроще, подешевле. Нет, чтобы сотню дать бедному человеку. Правда, и у меня сотни перестали водиться. Но всё же — иногда можно было ради Царствия Небесного подкопить и не поскупиться. Может быть, поменьше бы маялась душа, проходя неизбежные мытарства.

Близко примыкает к седьмому дьявольскому царству восьмое — так называемое мытарство лихвы. Мы уже забыли смыл этого церковно-славянского слова. Лихва значит излишек, полученный нечестным путём, с помощью ростовщичества, вынужденного заклада по низким ценам, который чаще всего переходит в собственность, как мы говорим, жида.

По себе знаю, как нелегко избежать мелкоячейных сетей неправды. Вроде бы не хочешь расстраивать человека, говоришь ему щадящую ложь. А ведь ложь и есть ложь, главный грех девятого мытарства. Кстати, об этом и девятая заповедь Христова.
«Девятою заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь, как, например:
1. Показывать неправду на суде.
2. Делать ложный донос.
3. Наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать. Клевета есть дело истинно дьявольское, ибо имя диавол значит клеветник.
(К этим трём разновидностям неправды, лжи монах Митрофан добавляет еще две — обманы относительно меры и веса)...
Никогда не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому по своему положению и должности...
При этом надо помнить, что не осуждением, не укоризною или насмешками исправляется ближний, а любовью, снисходтельностью и добрым советом...
Необходимо также всегда обуздывать свой язык, то есть всегда говорить только правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия».

Думаю, читатели уже заметили, что чем выше поднимается душа, чем ближе она к вечности Божией, тем мытарства опаснее и яростнее, поскольку в основе их грехи, более губительные, более опасные. Десятое мытарство — обвинение во всех разновидностях зависти.

Одиннадцатое — разоблачение во всех видах гордости. Гордости, тщеславия, самомнения, самовозвеличивания, невоздаяния чести родителям, духовным и гражданским властям, неповиновение и ослушание им.
Неповиновение, ослушание и обличение позволяются только избранным душам. В их числе, искренне верующие в Бога и потому имеющие непосредственную связь с Духом Святым, пророки. Василий Великий, как мы уже говорили, расширяет это небольшое воинство за счёт поэтов, писаталей, философов, мыслителей, богословов. Но он и вменяет им в обязанность такую глубинную исповедальность в грехах, которая обычным смертным недоступна. Иначе неизбежно наказание, чаще всего в виде тяжёлых болезней.

Двенадцатое мытарство связано с яростью и гневом, которыми развращали людские души падшие ангелы на земле, но которыми здесь, в предвечном пространстве, пытаясь обвинить их в этих грехах, преследуют цель поработить бывших сподвижников окончательно на все безвечные века. В отдельных случаях, если перед ними отъявленные греховодники, им это сделать удаётся. В основном же — нет. Но, по провиденью Создателя, удастся сделать другое — перед вечностью в полной мере помочь душам прочувствовать, насколько они греховны, чего бы они могли сделать в земной жизни и чего они по безволию и неразумению не сделали.

А душа, сопровождаемая двуя ангелами Божьими набирает высоту, продвигаясь на восток, к Царствию Небесному, мучительно проносясь по областям мытарств. Сейчас ей престоит встреча с мытарями тренадцатого воздушного бастиона, знающими толк в злопамятстве. В цероковно-славянском языке этому понятию соответствовало слово злопомнение — памятование зла с намерением воздать зло за обиду. В этом грехе здесь будут обвинять нашу путешественницу полчища злобных духов, припоминая все случаи злопамятства, в которые, с их непосредственной помощью, вовлекалась на земле душа. Диапазон этого духовного несчастья, как впрочем всех остальных грехов, безгранично велик — от лёгкой обиды до жгучей ярости, требующей немедленного отмщения. Но самым страшным из них является обвинение Господа в том, что Он допустил, что тебя несправедливо обидели. Это уже грех смертный, непрощаемый, граничащий с оскорблением Духа Святого. Не дай нам Бог пасть так низко.

Четырнадцатое мытарство — за грех убийства. Многие оправдывают себя: я никого не убивал, не обманывал, не обижал, забывая, что можно убить, обмануть и обидеть неловко сказанным словом. И это тоже грех убийства. Мы порой не догадываемся о своих скрытых убийствах, а слуги Вельзевула знают их наперечёт. Поэтому и нам не помешает подробно расшифровать четырнадцатое мытарство.
Из «Закона Божия»:
«Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, то есть отнятие жизни у других людей и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом...
Самоубийство есть самый страшный из всех грехов, совершённых против шестой заповеди, так как в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается еще тяжкий грех отчаяния, ропота против Бога и дерзкого восстания против промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния...
Человек виновек в убийстве, если даже убил нечаянно, потому что в этом случае виновен в неосторожности...
Человек виновен в убийстве, если способствует ему или допускает других до убийства.
1. Судья, осуждающий подсудимого, виновность которого ему неизвестна.
2. Тот, кто помогает другим совершить убийство своим приказанием, советом, пособием, согласием, или кто укрывает убийцу и тем способствует новым убийствам.
3. Всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы сделать это.
4. Всякий, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет подчинённых, приближая их к смерти.
5. Тот, кто невоздержанием и пороками сокращает собственную жизнь...
Грешит и тот, кто желает смерти другому, кто не оказывает бедным и больным помощи, кто не живёт с другими в мире и согласии.
Грешит любой сильный, обижающий слабых.
Есть еще более страшные убийства — духовные».
Из множества подобных назовём лишь одно — совращение на путь порочной жизни. Думается, и этого хватит, чтобы замирать от страха и стыда, под натиском мытарей четырнадцатого сатанинского бастиона.

Чистосердечно признаюсь читателям, что никогда до работы над этим эссе не задумывался серьёзно, что ведь и мне, великогрешному, придётся пролетать сквозь великую чересполосицу мытарств. Что и мне придётся сгорать от стыда за свои земные безволие, лень и скудомыслие. Ведь знал же, что ждёт страшное испытания мытарствами, а жил как последний разгильдяй — верил в Бога, в Царство Небесное, а грешить продолжал по-земному. И, видимо, будет дан мне тот перелёт по тьмам и тьмам убивающих острыми, как меч, разоблачениями падших ангелов еще и для того, чтобы с неземной болью вспомнить, как беспрепятственно, без дьявольских нападок проносились по этим бесконечным просторам в рай Христос с душой ракаившегося разбойника, сокрестника Господа, как следом за первопрохожцами поднимались к таинственному востоку души тех, кого освободил Господь из ада, и позднее тех святых, которые удостоились этой высочайшей чести.... Что же я-то жил не в согласии с ними? Вот и майся теперь, окаянный!..

А наша душа, защищаемая ангелами, уже пересекает границу пятнадцатого мытарства. Первые же бесы обозначили тему ее истязания — волхование, колдовство всех видов. Сейчас сюда и астрологи с экстрасенсами, современными чародеями, входят.
Меня в детстве свела судьба с не очень пожилой заговорщицей, которую где-то выискала мать. Меня страшно трепала лихорадка. Ничего не помогало. И вот минусинская колдунья велела матери купить буханку хлеба, сказала мне, что надо встать в четыре часа утра, идти с хлебом, ни на кого не оглядываясь, к реке, благо она у нас под боком была, встать у воды и, отламывая и бросая кусочки хлеба, произнести слова заговора, из которого мне запомнились лишь начальные слова:
«Лихорадки, лихорадки, вас семьдесят семь, примите дар от меня, хватит вам всем...» И ведь с первого раза прошла тяжкая болезнь. Так приобщился я к бесовским силам, не думая о том, что этот случай припомнится мне в моих мытарствах. Дай-то Бог тебе, сегодняшняя мытарствующая душа, преодолеть все виды истязаний. А их еще  целых пять.

Шестнадцатое испытание — охватывает все отростки блуда. Их много. Но остановимся на тех, которые перечислил монах Митрофан в книге «Загробная жизнь»; вто есть на том, что относится к этой скверне: на мыслях, желаниях и самих делах; а это блуд людей, не связанных таинством брака; услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения. За каждый грешок — ярые нападки того или иного беса. Что-то найдут ангелы в оправдание странствующей сейчас души?

Когда-то Сергей Есенин написал: «Мелькают города, как буквы по бумаге». Но странствующая по воздуху душа такого мелькания не наблюдает, хотя, надо думать, летит со скоростью во много раз быстрее курьерского поезда. И всё-таки новые города в свою очередь возникают. Вот семнадцатое мытарство — за прелюбодеяния, несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу. 
Слова о падениях лиц, посвятивших жизнь Богу, заставили припомнить повесть Льва Толстого «Отец Сергий», кажется, нашумевшую в то самое время, когда автор книги о жизни души после смерти как раз над ней и работал. Возможно, он и имел в виду отца Сергия. Но, конечно, дело не в очевидной стыковке, а в том, насколько человеку трудно преодолеть блудные страсти. Даже уже далеко продвинувшемуся в служении Богу. Даже уже отрубившему все связи с делами земными.
И вот за каждый такой проступок, за каждый такой помысел держит душа человеческая ответ на первом своём судилище в вечности. Первый суд она, возможно, пройдёт, с большими оговорками, Второй, Страшный, — навряд ли.

Нетрудно заметить, что три последних мытарских сферы близки по своей основе. Насельники их — могучие спецы по блуду, прелюбодеянию и грехам содомским. Сюда, наконец, в восемнадцатый бастион зла, переместилась душа. Будем надеяться, что половых извращений она со своим телом избежала. Хотя как знать. И у этого гнусного греха значений немало.

Но посмотрите, по какой нарастающей следуют друг за другом мытарства. Только что миновала душа Содом жизни земной, скажем так, физической, как тут же оказалась в Содоме жизни духовной — в девятнадцатом мытарском царстве.  Бежать от единственно возможной Христовой Истины, по которой только и следует строить счастливое и свободное бытие — это ли не сумасшедшее решение, это ли не смертельная гордыня! Но бежим, бежим, бежим. Сначала во владение мытарей, а потом прямым ходом в ад, в геенну огненную, вечную. Человече, друг мой, давай, пока мы на земле, остановимся, смирим себя, грехи признаем и попробуем начать новую жизнь, которая поможет душе остаться вечной.
Однако и в области духа мы, за редким исключением, променяли Истину Христову на тысячи ересей — ложное мудрование о вере,  отступничество от православия, богохульство, «обновление» церковных традиций. И это тоже Содом.

 Ну, и наконец, последня мытарская пытка, двадцатая, завершающая и как бы объясняющая, почему стали возможны все наши предыдущие, по сути, бесконечные грехи. Если бы не наши немилосердие и жестокость — повод для последнего разоблачения души в цепочке земных прегрешений, — вряд ли стали бы возможны для нас грехи словесные, ложь, клевета, чревоугодие, лень, воровство, страсть к деньгам, лихоимство, ложь, зависть, гордость (гордыня), гневливость, злопамятство, убийство,  колдовство, блуд, содомские гадости, замена веры ересями. Будь в нас любовь и милосердие, а точнее Бог, никогда душа не позволила бы себе таких страшных падений. Ведь что значит жить в Боге? Значит соблюдать Его заповеди. А заповеди (это я понял во время нынешней работы — постижение Истины Господней беспредельно!) не что иное, как запрет на только что перечисленные грехи. Держись первой заповеди о верности православному Богу — и жизнь твоя будет безгрешной. Следуй второй заповеди —  не сотвори кумира! — никакая ересть не тронет твоего сердца. Третья заповедь — не произноси без надобности имя Бога — избавит тебя от всех грехов словесных, в первую очередь от болтливости. Четвёртая — трудись всю неделю, а в субботу молись Богу — поможет справиться с ленью, гордостью, завистью, ересями и другими грехами. Предлагаю вам самим довести это небольшое исследование до конца. Полезную совершите работу. А пока вернёмся к нашей страннице, направляющейся к вечности.

*   *   *

В конце третьего дня (после отделения от тела) душа представляется ангелами для поклонения Богу. Господь повелевает показать ей всю красоту рая, все святые обители. Из книги монаха Митрофана (заимствовано им у святой Феодоры):
«Хождение и рассматривание райских обителей продолжается шесть дней. Душа удивляется и прославляет Создателя всего — Бога. Созерцая же всё это, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений (блаженства. — Б.Е.) святых, начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как должно. После рассмотрения рая душа опять возносится на поклонение Богу...»
После второго поклонения Господь повелевает ангелам показать душе ад со всеми его муками. Она видит мучения грешников, слышит плач, стон, скрежет зубовный. Как тут не вспомнить семь кругов адских мучений, изображённых великим Данте в «Человеческой комедии». Понятно, что в эпической поэме, как в любом  гениальном произведении, кипит живым ключом творческая фантазия, но за ней — истина о месте мучений для грешников, о праведном воздаянии за грехи наши.
Тридцать дней сопровождающие ангелы водят душу по страшным закоулкам ада. Можно представить, что она испытывает при виде обители боли и страданий, о чем думает, о чем сожалеет. Ведь не искючено, что и ее участь будет ничуть не лучше. Можно представить и другое: во сколько раз адских обитателей больше, чем райских.
Наконец, в сороковой день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и Судья праведный определяет ей местопребывание по делам земной жизни. «Это частный суд Христов, — поясняет автор великолепного по полноте своей исследования загробной жизни, — определяющий судьбу души до Всеобщего Суда». Добавим только, что души, более продвинутые в вере, размещаются в пространстве около рая, а склонные к безверию — вблизи ада.

*   *   *

Пожалуй, настало время рассказать читателям, что такое рай и ад, в какое время они созданы и о них ли идёт в Библии речь. Если мы читаем о рае, где жили Адам и Ева, то этот ли именно имеется в виду рай, где блаженствуют в своих обителях святые прошлых и нынешних времен?
Как известно из Книги Книг, весь мир был создан Господом за шесть первых в вечности дней. На седьмой день Бог Сын отошёл от работы и потом уже только вершил деяния, связанные с Промыслом жизни Вселенной. Надо предполагать, что  рай, упоминаемый в перых главах «Бытия», создан был в тот самый миг, когда из небытия появилось Небо. Тогда же и ангелы возникли. И, возможно, вся первоматерия, заключённая в огромной сфере Неба. Однако вспомним, каким был рай — дивным садом с чудесными фруктовыми деревьями. Не было там никаких обителей. Они просто не нужны были Адаму и Еве. А ведь рай теперешний, находящийся на первом Небе (по крайней мере их, Небес, не менее семи) — это не только сад, но и прекрасные обители, жить в которых одно удовольствие. Когда же они там появились? Ведь после шестого дня Господь ничего нового не создавал.
Стало быть, и нынешний рай, был сотворён впрок в тот же миг, когда началась нерукотворная постройка материального мира. И, можно предположить, когда возник ад. В то время, когда шло созидание Господом нашей матушки Земли. Ведь именно в её недра спускался Христос, чтобы вызволить из ада патриархов рода людского и святых, души которых попадали в ад после того, как заканчивался земной ритуал прощания с телом.
А второй рай? Что же, пустовал, что ли, до того, как Христос вызводил заключённых в подземелье? Но припоминается пророк Илья, вознесённый вместе с телом и колесницей на Небеса. Встаёт в памяти другой пророк — Енох, которого ангелы Божьи тоже вознесли в рай. Вместе с телом, Господь забрал из могилы апостола Иоанна Богослова. Думаю, и другие ученики Его, кроме Иуды-предателя, избежали адской участи. Хочется думать, что многие святители тоже сейчас в райских обителях. Да ведь и разбойника, сокрестника Христова, забывать не надо. И святого Василия Нового и его помощницу святую Феодору, которая, как мы знаем из ее откровений, и в раю продолжает помогать преподобному Василию, по его ходатайству поселённая в обитель святого.
Впрочем, и нынешние рай и ад уступят место своим приемникам в Новом Мире, созданном Богом Сыном после Страшного Суда. Но об этом чуть позже.

А пока предварительное подведение итогов. После разлучения с телом душа два дня проводит на земле; в третий день возносится ангелами на поклонение Господу, проходя в воздушном (космическом) пространстве мытарства; затем шесть дней знакомится с раем; снова поклонение Христу; тридцать дней проводит в аду: и опять встреча с Богом, на которой решается предварительная судьба её — либо место возле рая, либо — около ада; окончательно место определится на Страшном Суде.
Годовщину нахождения души в вечности, как три дня, девять и сорок, христиане отмечают службами в церкви и днями поминовения. Со следующего года этот день называют днем кончины. Дни рождения и именины отмечают как памятные дни. Традиционный закон продлится до Суда Христова, который резко переменит не только этот порядок, но и весь материально-духовный мир.
Впрочем, до Апокалипсиса могут пройти века, поколения будут сменяться поколениями, ушедшие души одного поколения сотрутся в памяти последующих, и, как нехитро пророчествовал Гавриил Державин:

Река времён в своём стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

Так обстоят дела на грешной земле. Мы уже прадедов своих не помним. Однако не так в памяти Божьей. В ней все души — ушедшие в вечность, живущие на земле и еще не появившиеся на свет. Они все на счету. Им всем гарантировано бытие. И тем, которым суждено ждать Всеобщего Суда.

(Окончание следует)


Рецензии