Миры Михаила Врубеля

Алый мир,  лиловый и палевый,
Золотого мира свечение –
Демоническое и  сакральное,
Несказанного воплощение.

В том, что линией не досказано,
Там, где  цвета душа   трепещется,
Где сердца не  разбудишь фразами,
Океанский размах  мерещится:

В ускользающей мимолетности
Выраженья лица тревожного
На пределе одухотворенности
И за хрупкой гранью возможного.

Цветовые тона насыщенны
И мерцаньем  красок  пронизаны,
Словно души в поисках истины,
Что откроется лишь для избранных -

В беспредельности мироздания
И конечности жизни каждого,
В мире символа как познания,
В сферах зыбкого и миражного…

Удается выразить замысел,
Вникнуть в душу цветов и раковин,
Будто в амфоре алебастровой
Поселился вселенский вакуум,

Пламя ,  искрой души зажженное,
На картине мерцает бликами.
Красотою завороженные,
В этот мир мы входим владыками.

 


У Блока есть 2 интересные статьи - "Памяти Врубеля" И "О современном состоянии русского символизма". В них он классифицирует миры по цвету и говорит, что "в противовес суждению вульгарной критики о том, будто "нас захватила революция", мы противопоставляем обратное суждение: революция совершалась не только в этом, но и в иных мирах; она и была одним из проявлений помрачения золота и торжества лилового сумрака, то есть тех событий, свидетелями которых мы были в наших собственных душах. Как сорвалось что-то в нас, так сорвалось оно и в России".

"Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено".
                А.А.Блок

У Врубеля как ни у кого другого отчётливо проявлено символическое многомирие: скажем, Царевна-Лебедь - не только героиня сказки Пушкина и оперы Римского-Корсакова - это еще и реальная женщина в оперном костюме, певица Н.И.Забела-Врубель (жена художника). И воплощение Вечной Женственности, и символ северной красоты... Все эти "миры" накладываются друг на друга, и получается многослойный образ-символ.
                Лина Чирко    
 


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.