Да, преподобный Максим Грек писал об этом (не совсем об этом, но какую-то отдаленную смысловую связь можно выявить).Преподобный Нил Сорский тоже был сторонником "литургического минимализма".Но победили все-таки иосифляне, и это хорошо, хотя я не могу объяснить почему. Просто чувствую. Конечно, современному человеку трудно понять и принять византизм как явление.Он иначе воспитывался, на другом жизненном, идейном и эстетическом материале. Константин Леонтьев много писал на эту тему, и писал гениально, но его замолчали и идеологически затоптали (и Розанов, и Бердяев, и даже о.Павел Флоренский). Но старец Амвросий Оптинский говорил о Леонтьеве, что "он наш". А о Достоевском он мимоходом только бросил: "кающийся...". А казалось бы...
Старец не осудил кающегося Достоевского (что просто невозможно), но как бы сказал, что он еще в начале пути, неофит.
Достоевского очень любил известный митрополит Антоний Храповицкий, который считал писателя чем-то вроде учителя Церкви в современном варианте. Русская эмиграция возвращалась в православие через Достоевского, так как святоотеческую литературу воспринимать не могла. Бердяев... Интересно, что после появления Декларации митрополита Сергия, он остался в юрисдикции Русской Церкви. Таких в Париже была небольшая кучка.Кажется, его (Бердяева) духовником был архимандрит Киприан Керн.
Виталий, я Вам пишу "лекции", может быть, это не информативно для Вас, но такая уж у меня метода коммуникации.Как пишут в письмах из офисов, "надеемся на Ваше понимание".
С уважением
Напротив, информативно. В этих вопросах я мало сведущ. Мне ближе творцы нежели историки, богословы, ученые. Вы прирожденный лектор и мне интересно Вас слушать.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.