Подвиг во льдах

                Памяти В.А.Ткачёва
                и моряков д/э"Обь"

К Берегу Отса, где полярники ждут,
Советский корабль с грузом держит маршрут.
Сквозь стужу и шторм,
Сквозь метельную скорбь
Средь Балленских льдов пробивается "Обь".

Дрейфует меж айсбергов электроход
И до Ленинградской никак не дойдёт.
На многие вёрсты тяжелые льды
Торосит пурга... И не видно воды.

Ледовое поле... Метель стала тише.
А над горизонтом встаёт солнце ниже.
Иголками колется крепкий мороз.
Вдали величаво парит альбатрос.

К зимовью летит корабельный Ми-8,
Людей не оставит в полярную осень.
И "аннушке" взлётка готова во льдах.
Полярников жизнь вся в пилотских руках.

Под натиском льдов прочный корпус трещит,
И "Обь" левым бортом почти что лежит,
В отсеке открылась опасная течь,
Но люди сумеют корабль сберечь.

К радисту слетаются радиограммы.
Волнуются жёны и дети, и мамы.
Но будьте спокойны, -- "Обь" не подведёт,
В ледовых объятиях не пропадёт.

В безмолвии белом, в ледовом плену
Моряк вспоминает семью, дом, страну.
Он рад и гостям...Лишь утихнут метели,--
Придут к кораблю вновь пингвины-адели.

Три месяца дрейф...
Сколько важных открытий!
Здесь каждый моряк -- учёный-мыслитель.
Отваги людской всё ж не выдержал лёд.
Штормит океан. Но корабль идёт!



      Дизель-электроход "Обь" был построен в 1953г. в Голландии под наблюдением советских инженеров. 5 января 1956г. "Обь" первым из советских судов, а также первым в мире кораблём прибыла к берегам Антарктиды. Всего "Обь" совершила 19 экспедиционных рейсов к берегам ледяного континента, перевозя полярников, учёных, научные станции, различное оборудование, технику, разборные дома. Корабль за время плавания побывал на всех континентах, посетил десятки стран. "Обь" была первым советским кораблём, который посетил затерянные в океане остров Пасхи и остров Святой Елены. В 1958 и 1966г.г. "Обь" совершила кругосветные плавания с научными целями вокруг Антарктиды.

      В апреле 1973г. корабль попал в ледовый плен и пробыл более 90 суток в дрейфе. За это время экипажем, непрерывно боровшимся за жизнь судна, было совершено множество важных научных открытий. Экипаж корабля с честью вышел из этого сурового испытания. Во главе экипажа находился капитан Сергей Иванович Волков (1933-1983).

      25 лет отслужив верой и правдой под флагом Родины в Мурманском Морском Пароходстве, потрудившись во славу Отечества во льдах Арктики и Антарктики, "Обь" была выведена из состава Морского Флота СССР.

      До 2009г. "Обь" находилась в заброшенном состоянии на береговой отмели посёлка Бугрино у острова Колгуев, где была разграблена, подвергнута мародёрству. В 2009г. изуродованный до неузнаваемости корабль "Обь" был отбуксирован в свой последний путь в г.Архангельск, где был окончательно уничтожен.

      Корабли как люди, - рождаются в муках на заводских верфях, получают крещение и имя при рождении, живут в трудах, разделяя в бедах и радостях судьбы своих экипажей, и каждый из них имеет свой характер и свою собственную судьбу, и как часто бывает в жизни, - с кораблями также обходятся часто несправедливо, как впрочем, и с людьми...

      Одним из таких кораблей останется в нашей памяти
д/э"Обь"(1953-2009).
      Будем об этом помнить.



Внизу страницы есть ссылка на видео клип, посвящённый памяти легендарного корабля "Обь".



               


Рецензии
До глубины души тронута Вашим посвящением легендарному героическому экипажу и кораблю!С уважением

Татьяна Щербачёва   15.01.2022 09:37     Заявить о нарушении
Герои с ледокола Георгий Седов
Татьяна Щербачёва
Арктика. Здесь в Полярных высоких широтах
Северного Ледовитого Океана
Дрейф ледокола «Седов» советского флота –
Подвиг и точка отсчета в северных планах.

Скованный льдами восемьсот двенадцать суток,
Шёл «Георгий Седов» с неполным экипажем…
Дрейфовать с повреждённым рулём – не до шуток, -
Работать и выжить сможет тот, кто отважен.

Капитан - Константин Сергеевич Бадигин –
Человек ответственный и моряк отличный,
Сто пятьдесят три сжатия льдов и их сдвиги
Выдержал пароход и с ним капитан лично.

Кромешная тьма. Ветер и ледяной скрежет.
В год один закат и один восход. Две зимовки…
Сделан ремонт руля – загнутый угол срежут-
Ура морякам! - готов пароход к швартовке.

Но ещё много миль до Гренландского моря,
И ещё в науке много новых открытий
Экипаж совершит, с непогодою споря.
Это наши герои легендарных событий!..

Минута в ледовом плену стоила жизни.
Координаты, промеры, метеосводки –
Послужат в трудные годы войны Отчизне
Для северных конвоев проводки.

Три тысячи триста семь миль до воды чистой
И небо с северным восторженным сияньем,
С бегущим куполом ветров энергии лучистой
И с долгим любящему сердцу ожиданьем…

Спешит на помощь ледокол «Иосиф Сталин»
Тринадцатого января сорокового,
И встреча! Морякам преградой льды не стали…
Героям слава, Родине и Слава Богу!

Татьяна Щербачёва   15.01.2022 09:39   Заявить о нарушении
Сколько героических судеб знала страна!

Татьяна Щербачёва   15.01.2022 09:40   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Татьяна, за отзыв и за "Георгия Седова"! Очень рад!

Иванов Виктор   16.01.2022 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.