О слышании

   автор: митрополит Антоний Сурожский.

Мы друг друга слушаем поверхностно, невнимательно; нам порой бывает страшно услышать то горе, которое звучит в непроизнесенных словах; нам бывает страшно вслушаться в человеческую речь, потому что услышать - это значит отозваться, и не только на одно мгновение, а сердечным трепетом, не мимолетной мыслью, но отозваться навсегда; как Христос Бог отозвался на человеческое горе и ужас обезбоженности и стал человеком навсегда. Мы боимся слушать именно из-за этого, и мы не умеем друг-друга встретить, и потому наши отношения остаются поверхностными - завязываются и распадаются. На мгновение кажутся они вечными и потом оказываются мимолетным сном.
 Так слушаем мы и голос нашей совести; мы не внимаем ему, мы не хотим слышать каждый ее упрек или каждое её внушение, мы не хотим того вдохновения или вразумления, которое совесть может нам дать. Нам и тут страшно, и мы слышим только то, что хочется, а забываем остальное, и проходим мимо себя самих, мимо того, что мы знаем о жизни, о себе, о людях; вместо того, чтобы вырасти в полную меру возможностей, быть всем тем, чем мы можем быть, мы мельчаем и уродуемся.
 А что сказать о Слове Божием? Сам Бог говорит в ЕВАНГЕЛИИ, Дух Святой веет в Нем; одного такого слова, если его воспринять глубоко, честно, серьёзно, достаточно было бы, чтобы преобразить нашу жизнь, чтобы она разверзлась и стала такая же глубокая, как жизнь Божия, такая просторная, что в ней вместилось бы все человеческое, такая же чистая и огненная, чтобы она не боялась осквернения и могла бы сжечь все плевелы.
Но мы слушаем слово Божие изо дня в день, из недели в неделю и из года в год, и остаемся такими холодными, потому что и тут мы не хотим слышать.
Мы хотим услышать то слово, которое нам желанно, но когда Господь говорит Свои слова, мы поступаем так, как афиняне поступили с апостолом Павлом: "одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17,32)
И жизнь остается мелкой и бедной, двухмерной жизнью времени и пространства, без глубины, без вечности и без вдохновения...
 Вот почему жизнь бывает такая тусклая, почему она медленно, тоскливо течет, когда она могла бы бить ключом - и уже на земле бить ключом в жизнь вечную...  Обратим внимание на то, как мы СЛУШАЕМ,  и окажется, что нам откроется путь к тому, как жить.

Митрополит Антоний Сурожский.


Рецензии