Итоги - Версификация Нота Слог 3

  Здравствуйте, авторы-участники и гости ТМ "Гуси-Лебеди"!

Объявляются итоги по конкурсу "ВЕРСИФИКАЦИЯ: НОТА=СЛОГ 3"",
на который было принято 7 либретто + 2 вне конкурса.

ИТАК:

1-2 МЕСТО (9 баллов) разделили два автора:

ВЛАДИМИР ОСИПЁНОК !!!!!
№6. "На склоне жизни" http://www.stihi.ru/2016/09/13/9345
и
БАБКА ЁШКА !!!!!
№7. "Звёздная элегия" http://www.stihi.ru/2016/09/25/2096

*****

и 3-4 МЕСТО (8 баллов) разделили два автора:

ЯРОСЛАВ ДОБРЫЙ !!!!!
№4. "Как в неосознанный полёт" http://www.stihi.ru/2016/09/14/8593
и
ТАМАРА БАРЫШЕВА !!!!!
№5. "Медитация" http://www.stihi.ru/2016/09/24/2390


Шорт-листы приведены в таблице. Наградные дипломы перед вами :))
Пост голосования, где ссылки на ВСЕ конкурсные версификации здесь -
 http://www.stihi.ru/2016/10/09/6257


ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ и переходим к раздаче призов:

Володя И Наталия получают по 1000 серебряных дирижёрских палочек
и поцелуи Крылатой Ники - http://www.stihi.ru/2012/03/23/7114,
а Ярослав и Тамара - по 500 хрустальных пюпитров.


Всем СПАСИБО за участие в конкурсе и до новых встреч!

СПАСИБО Гольгерсу за идею конкурса и кропотливую работу с каждым конкурсантом.

с вами слушала  The Human Abstract - Elegiac
http://www.youtube.com/watch?v=28xQmzJpLjg
Лана Сноу


Рецензии
О Конкурсе. Прежде всего хочется поблагодарить Олега Гольгертса за знакомство с прекрасной музыкой. Эта "говорящая" мелодия ещё долго будет звучать в голове... К сожалению, не нашла автора... Интересно, о чём думал композитор, что хотел рассказать слушателям? Лишь наше воображение может дать ответ...

. . . Чтобы в итоге получился связный текст, соответствующий темпу, музыкальным акцентам, паузам – нужно прослушать каждую фразу в отдельности несколько раз. Останавливая звук, постараться записать карандашом на бумаге каждое "слово" – условными значками или так: /тА... та тАта / тата татАта / тата татАта // тА татАта / тататАта // ... и т. д.
. . . Если возникает некая картина, слышатся какие-то слова, их нужно вставлять в эту "шифровку" – они определят тему. Далее начинается самое интересное – муки творчества! Сложно подбирать слова, подходящие по размеру, и при этом вкладывать какой-то смысл... Потом нужно проговорить текст под музыку (каждую фразу!) и проверить – нет ли где "недостачи" или "излишков"?
. . . Ведущий терпеливо наставлял "либреттистов" на путь истинный, заставлял "вышивать" по предложенному трафарету. Каждый слог должен равняться каждой ноте! "Канва"-то заполнена... но получено ли эстетическое удовольствие от такого "рукоделия"? Невозможно пробормотать скороговорку под те ноты, которые и сосчитать трудно... Их длительность не соответствует человеческой речи.
. . . Не хочу спорить, но всё-таки не нужно так жёстко детерминировать процесс версификации. Главное – чтобы текст "поудобнее лёг" на музыку. Если будет больше свободы для творчества – появится желание услышать, понять язык звуков. Соответственно, и слух станет острее. Да, сразу не получится, ну и что? Все Конкурсы носят развивающий, познавательный характер. А такие, которые заставляют "серые клеточки" потрудиться – нужны непременно!
. . . Некоторые авторы не рискнули "версифицировать" предложенную мелодию, ссылаясь на свою некомпетентность... А чего стесняться? Конечно, частушки писать проще. Но если у человека есть желание чему-то научиться, повысить своё мастерство – результат порадует!
)))
Для сравнения представленных текстов с рекомендованной схемой составила таблицу. Интересно, что у всех ритмически точно совпадают начальные и последние строчки... Поясню, почему не выбрала в "тройку лучших" произведения этих авторов:
- - - - -
2. Марта Журавлева http://www.stihi.ru/2016/09/21/9355
Размерность в норме, но "скрепляют клочья" не очень сочные "как" и "же", причём – под ударением:

- ! - ! - ! !
- ! - ! - ! - ! - !

"судьбу на прочность? - Как) в сад,
влетев в поток мгновений сочных - как?"
. . .
"нужна дорога - где (же)
им столько сил найти - взлететь, простить?

Красочных картин,
вместо льдин строгих,
улыбки видеть, трогать... - Сон?"

Почему "им", а не "нам"? И чего трогать-то – "картин вместо льдин", "улыбки"... "сон"?
- - - - -
3. Роман Башаев http://www.stihi.ru/2016/09/09/4235
В некоторых местах не хватает ещё одного слога:

"А мы узнали их (слог!)
Учившими летать в который раз…"
. . . аналогично:
"А мы любили их (слог!)
Учившими прощать в который раз…"

. . . вместо:
"пепел (и) крики… (лишний слог)
звучит нелепо,
но мы привыкли.
здесь (.) ветер
приправлен ядом,
и свет – И...нОгда в нАграду." (выделены ударения)

. . . лучше бы так:
"крик и пепел…
звучит нелепо,
но мы привыкли.
здесь (слог!) ветер
приправлен ядом,
иногдА свЕт в нагрАду нам."
- - - - -
4. Ярослав Добрый " http://www.stihi.ru/2016/09/14/8593
Придираюсь: к "жизнь из утра" и к "нетактичным" переносам (лишний слог)

- ! - ! - ! !
- ! - ! - ! - ! - !

"И забываем о не-(взго)-
дах прошлого, но, всё-таки, порой"
. . .
"Так не хватает пере-(ры)-
ва хоть на миг, и кажется - вот-вот"
. . .
"Как фантом, (за)светятся"
- - - - -
Да, эта музыкальная фраза оказалась самой трудной...

"тот поудобнее лечь
в последний раз имеет все права.
И не торопясь,
я спою воем вам –
кому нужны теперь слова?"
(О. Гольгертс)
- - - - -
Перевела 1000 баллов Мари Поляковой за "Элегию несбывшейся мечты" – один из самых лучших текстов.
Всем спасибо за участие и разнообразные версии! )))
С уважением – Наташа.

Бабка Ёшка   12.10.2016 18:25     Заявить о нарушении
Наташа, и "как" и "же" мной взяты в скобки. Почему? Ну, я там внизу пояснила. По мне так их просто НЕТ в музыке - ни ударных, ни безударных.
Я их вписала, уступив схеме - чтобы был некий "общий знаменатель", раз схема принята как "знаменатель" на конкурсе.
Но это мое единственное расхождение со схемой. Остальное вписывается (чего, к сожалению, не могу сказать о большей части работ)

В целом, наверное, согласна с Олегом.
Нет смысла спорить о слогах, если мы их слышим по-разному.

И ПОВТОРЕНИЕ МОЕГО ИСХОДНОГО ПОЖЕЛАНИЯ - брать музыку с более очевидно выделяющейся мелодией.
Иначе только расстройство...

Марта Журавлева 2   12.10.2016 18:37   Заявить о нарушении
Марта, вот поэтому я и против насильной, уродующей смысл подгонки под "прокрустово ложе", о чём и сказано выше.

Бабка Ёшка   12.10.2016 18:47   Заявить о нарушении
Наташа, тут НЕТ никакого "прокрустова ложа"!
Есть просто нечеткость записи, позволяющая слышать вместо одной ноты две, принимать ноты аккомпанемента за ноты мелодии и т.п.
Есть множество мелодий, где вероятность разночтений минимальна.

Но, я вижу, Олег сник, разуверившись в возможностях подобных конкурсов.
И если честно, я его понимаю!

Ценность конкурса в по-нотном облечении музыкального текста в словесный.
Итог?
Участников мало, разночтений много.
(Смысл?)
Да и вкусы музыкальные такие разные...

Марта Журавлева 2   12.10.2016 19:14   Заявить о нарушении
В моей строчке "И свет иногда в награду" мы с Вами просто паузы по-разному предположили, отсюда и сдвиг ударений.)) А по конкурсу, я бы лично предложил, во избежание разночтений (из-за "разнослышаний"), не так понотно версифицировать мелодии, а просто писать на них тексты, которые потенциально можно спеть. Тут и простора для мысли больше, и вариантов. Правда суть конкурса меняется...

Роман Башаев   12.10.2016 20:20   Заявить о нарушении
И интерес теряется, и смысл.
Как минимум, мы любим разную музыку.
И "просто текст" лучше писать на то, что выбрал сам.
Здесь-то интересное, необычное техническое+художественное задание.
Да и как при голосовании понять, как именно автор предполагает пропевание своего текста?
Фонограмму попросить?
Тогда участников будет один-два (и это в лучшем случае!))

Марта Журавлева 2   12.10.2016 20:35   Заявить о нарушении
Детей учат читать стихи "с выражением". Не бубнить "сно-ва-солныш-ко-взо-шло", а подчеркнуть интонацией главное слово – "снова сОлнышко взошло"! То же самое и в музыке. Сначала ученик по нотам разучивает пьесу, в том числе и мелизмы – без учёта длительностей. Потом монотонный стук по клавишам сменяется смысловым акцентированием, музыкальной фразе придаётся движение, выразительность. Россыпь "нечётких", вспомогательных звуков исполняется в размерности, соответствующей расположенной рядом ноте. Быстрые трели, форшлаги, группетто и пр. виртуозно блещут, украшая мелодию! В этом и заключается мастерство музыканта. )))

Бабка Ёшка   12.10.2016 20:42   Заявить о нарушении
Наташенька! Спасибо огромное за АП и оценку моего текста.
Многие позиции комментария к конкурсу поддерживаю. И согласна с определением "прокрустово ложе". Я попыталась в него умоститься как можно точнее, но и при моем музыкальном образовании это оказалось сложной задачей. Я уже говорила, что мне показался не слишком "удобным" музыкальный материал. Вполне возможно, что это связано с аранжировкой (вторая часть перенасыщена и мелодия улавливается смутно).
Но мне было интересно, смогу ли я справиться с поставленной задачей, тем более, хотелось, чтобы еще и смысл какой-то был.
В любом случае, это был интересный опыт, за что и благодарю Олега.

Наташа! Еще раз спасибо, очень благодарна за поддержку.

Мари Полякова   12.10.2016 20:55   Заявить о нарушении
Конечно, Роман, спеть мелизмы человеческим языком невозможно! Главное – чтобы текст не противоречил мелодии.

Бабка Ёшка   12.10.2016 20:56   Заявить о нарушении
Все здорово, но при чем тут версификация?))
Кто-то сказал, что стихи не должны быть выразительными?))
Но мы друг друга тем более не поймем, если будем писать по собственным схемам!
А я так просто не буду - есть чем заняться...

Наташ, тут и без того проблем хватает - касающихся восприятия!
Ну вот ты видишь, что я за твою версификацию проголосовала. Красиво же получилось, кто спорит? Но меня убей - не привяжу твоего настроя к тому надрыву, который (лично я) слышу в музыке. Для меня она трагична.
А будь еще и схема другая...
Вообще не останется ощущения общности материала творчества!

Тогда лучше просто писать стихи - и все!
"Школа" же предполагает "задания"...

Марта Журавлева 2   12.10.2016 20:57   Заявить о нарушении
Мари, поэту не обязательно иметь музыкальное образование. Но не слышащему гармонию звуков и слов трудно написать хорошие стихи. А ты молодец! )))

Бабка Ёшка   12.10.2016 21:05   Заявить о нарушении
Марта, "схему" задаёт сама музыка. Это и есть "общность материала" – для творческого осмысления и словесной интерпретации в силу своих возможностей.

Бабка Ёшка   12.10.2016 21:13   Заявить о нарушении
Наташ, да разве с этим кто-то спорит? (Я про образование)
Но тут конкурс такой!
И потом, я изначально говорила о необходимости более четко выраженной мелодии - ну вспомни! Слух, обычный, человеческий, у всех есть? При чем тут образование?

Олег предложил соединение художественного с техническим: интерпретируем музыку, вживаясь в нее со всеми ее ритмическими тонкостями.
Говорим как бы от имени самой музыки и при этом ее же нотами!
Идея-то прекрасная!..
Но это требует общего слышания ритма, да и самой мелодии (на которую накладываются ноты аккомпанемента).
Если сомневаемся - доверяем (!) кому-то создать схему и принимаем ее как задание.
Или ищем очень ясное и красивое произведение, не допускающее разнослышаний...

Марта Журавлева 2   12.10.2016 21:14   Заявить о нарушении
Чисто технически даже в арифметике есть дроби. Но 4/4 = 1. И мелизмы "технически" вписываются, приплюсовываются к длительности ноты...

Бабка Ёшка   12.10.2016 21:29   Заявить о нарушении
Да дело не в длительности! А в том, ЧЕТЫРЕ это ноты или ОДНА.
Четыре ноты - четыре слога, если принимать "условия игры".
А произнести или пропеть их можно быстро или медленно - не об этом разговор.
(Что ты сейчас хочешь сказать - мне непонятно... То, что общий размер музыки остается неизменным? В этом кто-то сомневается?..)

Марта Журавлева 2   12.10.2016 21:33   Заявить о нарушении
Мелизмы, исполняющиеся как украшение перед нотой, ритмически считаются с ней за одно целое – т. е. это один слог.

Бабка Ёшка   12.10.2016 21:48   Заявить о нарушении
Не обязательно.
В нашем случае мелизм был "медленным", его никак нельзя было считать за одну ноту.
Вот так бы точно все только запутались...

Марта Журавлева 2   12.10.2016 21:51   Заявить о нарушении
Не нужно путать с разными длительностями нот: "го-о-ло-ос" (4/4) и "голос сердца" (2/4+2/4) – по размерности будет одно и то же.

Бабка Ёшка   12.10.2016 22:08   Заявить о нарушении
Ну вот и будешь всем объяснять, что ты имела в виду - или тебе это спеть придется, запись выложить.
Что можно так исполнить, кто же спорит? В итальянских ариях и по тридцать-сорок нот могут так распеваться, одним слогом.
Но там есть ноты: показал - и все поняли!
То, что у нас без распеваний только облегчает задачу понимания.
(И то сплошные вопросы)

Марта Журавлева 2   12.10.2016 22:12   Заявить о нарушении
Итак, по поводу "мелизмов".
Ещё в юности, когда никаких компьютеров не было. Практически, все музыканты
разучивали "снимали" сложные гитарные соло своих любимых исполнителей.
Разумеется, никто по нотам не играл, а в помощь был только индивидуальный слух.
И тогда в особо трудных "быстрых" местах приходилось просто переключать
скорость бобинного магнитофона с 19-той на 9-тую, а в особо трудных случаях,
даже на 4-тую. Сейчас это можно сделать при наличии специальной программы
в звуковом редакторе, там можно вообще любую скорость выставить.
Теперь к вопросу КАК эти место "спеть".
Понятно, что в "живую" едва ли кто-то будет это делать. Речь идёт о мысленном
воспроизведении. Предполагаем, что мелодию вы уже знаете наизусть.
Возьмите каждый свою версификацию и пропойте её в своей голове со скоростью,
например, в два раза НИЖЕ оригинала.
По сути, "быстрое" место здесь только одно и тогда в замедленном варианте
у вас всё ровно и "безболезненно" должно прочитаться.
Теперь, что касается общей мелодии.
На самом первой версификации участники были отпущены на "вольные хлеба"
и ритмических разногласий было ничуть не меньше. Реально различен музыкальный слух у людей,
даже в простейших, музыкальных фразах.
В данном случае, мне показалась привлекательной идея версификации именно
в драматическом ключе "Элегии", как философского размышления.
Тем более, с обусловленностью по строфам, частям и финалу. Далеко не каждая
инструментальная
композиция обладает столь ярко выраженной драматургией, которую возможно было
поддержать ещё и фонетически.
Ну а чего я наслушался от "доброжелателей" за такую попытку - известно.
Из серии "посмотрим, сказал слепой, включая телевизор".
О

Гольгертс   13.10.2016 10:29   Заявить о нарушении
Добрый день.. у меня вопрос к трём участниками проголосовавшим .. за мою работу.
Коим я очень благодарна...
(было ли удобно про певать нарушенную схему?
(не хватало ли слогов?
(или были лишние?

Катерина Крыжановская   13.10.2016 11:32   Заявить о нарушении
Олег, понятно Ваше желание помочь участникам конкурса расслышать все, даже самые быстрые, короткие звуки. Речь о том, нужно ли "уравнивать в правах" разные длительности. Если каждую "промелькнувшую" ноту приравнять к слогу, полученный текст невозможно будет произнести под музыку. Так уж устроен наш речевой аппарат. Да, можно замедлить скорость воспроизведения "музыкального сопровождения" в несколько раз, чтобы "безболезненно" успеть бормотнуть в нескольких местах... а прочие слова при этом ра-а-а-астя-а-а-а-ну-у-у-уть... Многие знают о "ржачном" эффекте искажения звука при изменении скорости прослушивания. А ради чего впихивать невпихуемое? Каждый участник должен стремиться к тому, чтобы текст при чтении вслух конгруэнтно накладывался на основную мелодию. В этом и заключается задача музыкального Конкурса. Ведущий поможет, конечно, если возникнут затруднения. У кого лучше получилось, тот и молодец. Приз в студию! )))
- - -
Катерина, Вы лично пробовали прочесть свой текст вслух, под музыку? Он существует как бы сам по себе...

Бабка Ёшка   13.10.2016 12:45   Заявить о нарушении
Наташа, чем больше сейчас споров подобного плана, тем меньше вероятность того, что Олегу (и не только ему...) в принципе захочется проводить что-то подобное (или участвовать в нем).
Предложены правила игры. Оправданные. Разумные.
И то сплошные разночтения - сначала брыкания, потом подобные дебаты...
Сейчас подольем масла в огонь - и загорится оно все синим пламанем!
Я столько сил не вложила, сколько вложил Олег. И то устала по сто двадцать пятому кругу об одном и том же...

Марта Журавлева 2   13.10.2016 13:08   Заявить о нарушении
Олег, Марта и все, кому интересно! Как вы относитесь к идее – написать текст "Лунной сонаты" Людвига ван Бетховена?
Там есть над чем поразмышлять... http://www.youtube.com/watch?v=C5WTGOdOek0
Мелодия понятная, вступление и аккомпанемент можно не учитывать. Впрочем – на личное усмотрение "либреттистов".

Бабка Ёшка   13.10.2016 13:59   Заявить о нарушении
Я, наверное, никак.
(Видимо, "накушалась")
Кстати, "Лунная соната" многоголосна...

Марта Журавлева 2   13.10.2016 14:14   Заявить о нарушении
Практика показывает, что "ритмические разногласия" возникают ДАЖЕ, когда
мелодия состоит преимущественно из ЦЕЛЫХ нот.

То автору хочется заполнить паузу, то усилить безударную долю и наоборот,
а всё оттого, что лично его, авторская "мысля не влезает".
Зачем мучиться, варианты перебирать, когда можно заявить: "я так слышу?".
Но, что характерно, нечто подобное происходит и, казалось бы, в объективной,
по сути "математической" силлабо-тонике пяти основных размеров.

Гольгертс   13.10.2016 14:34   Заявить о нарушении
Ну, это уж совсем крайний вариант, почти патология... Все-таки у нас народ адекватный))

Марта Журавлева 2   13.10.2016 14:47   Заявить о нарушении
Олег, это ещё один аргумент в пользу предоставления большей свободы для творчества. Не нужно объяснять участникам, что они должны слышать. Подробная инструкция приводит к "ритмическим разногласиям", а особо въедливые, пользуясь терпением Ведущего, могут "мозг вынести", споря по мелочам, доказывая свою правоту... Главное – конечный результат.

Бабка Ёшка   13.10.2016 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.