Ашин

В древнейших тюркских текстах слово тюрк означало «союз десяти племен» (он ок бодун), далее тюрк бодун — в смысле "племенной союз", "совокупность племен тюрков". Термином тюрк эль ("странатюрков") называлось государство, созданное этими племенами.
А по поводу значения слова "тюрк" — или "турк" Л.Н.Гумилев пишет: «Само слово «тюрк» значит «сильный, крепкий». Согласно А. Н. Кононову, «это — собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения... Слово «тюрк» за 1500 лет несколько раз меняло значение. В V веке тюрками, как мы видели, называлась орда, сплотившаяся вокруг князя Ашина и составившая в VI-VIII веках небольшой народ, говоривший уже по-тюркски». Тюрки считали своими предками волка. Слово «Ашина» значит «благородный волк». Известно, что золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах.
В русских летописях наряду с названиями кочевых объединений берендеев, печенегов, половцев упоминание племени торков (тюрков) встречается с 985 года. Однако о генетическом или генеалогическом родстве тюркских племен и, следовательно, языков было заявлено именно в арабоязычной научной литературе.

*Ашин, Атилла, Чингиз хан
сшибались в криках Ураган
Урра Урын знамён Ашин,
сшибались звучно на таран!
Ур - ра не русские слова,
а возглас тюркский непреклон!


Рецензии
не просто имя термин Тюрк,
союз племён, союз народов,
звучало гордо испокон:
исстарь во времени, как Грек!
не гнул колени на поклон -
Ашин по волчьи непреклон!
столь долго времени строка:
с великих Он сложён из слов
исстарь, из тясячных веков!
когда вздымалась тюрков кровь!
ещё задолго то того,
когда и Саки, и Кипчаки,
когда кангы, Уйсунь не лги..
коня вздымали на просторах
с степных просторов и до Гор
в упор сражался и казах,
в ряду из самых молодых,
потомок тюрков и монгол, тот самый
истинный монгол, кого любил и уважал,
в далёком прошлом и, - Москаль!
Хазаров предок гордый Сын
о чём свидетельству - Аттил!

Сак Тан   12.10.2016 23:34     Заявить о нарушении
сплотившаяся вокруг князя Ашина и составившая в VI-VIII веках небольшой народ, говоривший уже по-тюркски». Тюрки считали своими предками волка. Слово «Ашина» значит «благородный волк». Известно, что золотая

да Ашин - не ьольшой народ, монголы и того меньше, которыфе полностью ассимировыались в России вот такие ассимилированные басурмене, главное удобно, но казахи не ассимилировались, хотя Сталиным, была предпринята попытка уничтожить их, истребить, сувекренные их территории были отобраны, Сибирь, Алтай, где казахов обозвали авлтайцами и полностью закрыли границы Монголии, видимо помятуя прошлое!, присоединили участки земель по приграничной территории с Монголией, которая также отошла к России - это безпамятство казахской власти, оставивший проблемы для будущих потомков, ничято не вечно, никто не вечен, надежда, подкреплённая исторической справедливостью остаётся в душах кипчаков, найман, кереев, вошедшие в состьав казахского этноса!

Сак Тан   12.10.2016 20:15   Заявить о нарушении
Уважаемый Мурад-ага!

Я под колоссальным впечатлением от "Азиатской Европы". До этой вашей работы мои представления об истории были разрозненными, противоречивыми. Благодаря вашим размышлениям основные кусочки мозаики, наконец, сложились в одно целое. В частности, стал понятен феномен родного казахского менталитета (о чем горестно писал великий Абай). А после работ Люсьена Мюссе и Луи Альфана и, в особенности, совсем недавних работ Уве Топпера, я просто нахожусь в потрясении от осознания масштабов фальсификации истории....

На смену шоку пришло отчаяние – что делать? Невозможно изменить психологию людей за несколько лет и даже десятилетий (или можно?). С другой стороны, не остановить процесс самосознания и самоидентификации de novo целых наций – феномен усиления Востока.

В связи с этим, каким вы представляете дальнейшее развитие этого процесса? Удастся ли тюркам объединиться, хотя бы на социо-ментальном уровне? Если да, то на какой основе? Тенгрианство стало архаикой... Буддизм мог бы быть привлекателен, но народ вряд ли проникнется им.

У нас в семье жива легенда о том, как мой прадед Абдыкалык, отвечая на каверзные вопросы о том, почему он редко совершает намаз, говаривал: "Казаху некогда пять раз в сутки совершать намаз – кто же присмотрит за табунами! Верь в Таныр – и можешь молиться ему в любое время, хоть в седле, хоть в юрте". Такой он был последовательный тенгрианин. А мы?

И еще, позвольте поделиться мыслью – назрела необходимость форума по тюркологии, где удалось бы объединить интеллектуальные и духовные усилия выдающихся тюрков. Это имело бы далеко идущие последствия для научной и социально-политической мысли.

В заключение своего эмоционального письма хотела бы поблагодарить вас за гигантский труд. Поверьте, это не лесть – я хорошо представляю тот объем информации, с которым вам пришлось иметь дело, анализировать, наконец, синтезировать новое знание. Еще раз хочу сказать спасибо и пожелать здоровья. К этим пожеланиям присоединяется вся наша семья, где ваши работы чрезвычайно ценят. И, конечно, была бы благодарна за ответы на вопросы – в той мере, в какой вам позволит время и силы.

С уважением,
Алия Аринова.
Казахстан. Декабрь, 2007
Ответ Мурада Аджи

Здравствуйте, уважаемая Алия!

Мне приятны ваши добрые слова и ваши вопросы. Конечно, ответить на них я не смогу, потому что, как и вы, не знаю ответа. Не уверен, что удастся возродить былое, вижу, никому до этого нет дела. К сожалению, в постсоветском пространстве победил дух наживы, что заставляет вспомнить горькие строки Абая. Радует лишь то, что еще встречаются такие люди, как вы, одержимые мыслью, не безразличные к судьбе нашего народа.

Однако надо признать, что больше, чем сказал в своих книгах (особенно в последней - "Дыхание Армагеддона"), сделать я не смогу. Она – как вопль отчаяния, глас вопиющего в пустыне. Эту пустыню особенно остро ощущаю в Москве. Работать становится все труднее.

Впрочем, что тут говорить, читайте, сами ищите ответы и вспоминайте нашего великого Абая.

О, казахи мои, мой бедный народ!
Ус, не ведавший бритвы, скрывает твой рот.
Кровь за левой щекой, жир за правой щекой.
Где добро и где зло, ум ли твой разберет?

С глазу на глаз приветлив и добр, но потом,
Как торгаш, ты меняешься сразу лицом.
Не внимая другим, ты твердишь про свое,
А твои пустозвоны гремят языком.

Ты владеешь добром? Ты об этом забудь,
Днем угрюм, по ночам ты не можешь уснуть.
Кто завистлив и волей не тверд, тот всегда
Легковесен во гневе иль радости будь.

Все ничтожества бредят славой мирской,
Суетятся, шумят, нарушая покой.
Сомневаюсь весьма в исправленьи твоем,
Коли воля твоя стала волей чужой.

Из-за мелочи ближний обидчив навек,
Будто разума Богом лишен человек.
Нет единства, согласья, нет правды в душе,
Потому табуны твои тают как снег.

Все не впрок: и богатство, и ум, и родство,
Только зависть съедает твое естество.
Изживи этот старый порок, а не то
Разорвешь на лоскутья себя самого.

Ты тягался с другими умом и добром,
Ты себя надорвешь в состязаньи таком.
Если вовремя свой не исправишь изъян.
Ты останешься низок всегда и во всем.

И тебе никогда не утешиться впредь,
Если горки не можешь в пути одолеть.
Переменчивы все, нет опоры ни в ком.
Ну, скажи, что за польза в веселье таком?

Если мудрый наставник придет, то его
Очернят за спиной потайным шепотком.

Перевод Ю. Кузнецова

В этом переводе я бы заменил слово «казах» на слово «кумык», однако суть сказанного от этого не изменится. Ведь такими стали татары, башкиры и другие тюркоязычные. К сожалению. Меня и всех, кто говорит правду, тоже «очерняют за спиной потайным шепотком» в первую очередь тюркоязычные, которые никогда не станут тюрками.

Сак Тан   15.10.2016 08:57   Заявить о нарушении