Черная Палата

                «Мы работали как одержимые»  Э.Низамов.
Идея «Черной Палаты» о трагической  истории Булгар эпохи Тамерлана (14 век)  вынашивалась с 2012 года. Постановка планировалась еще в 2013, и не на обычной сцене, а непосредственно на месте рождения легенды о несгораемой царевне и негибнущей любви и чести - в Булгаре.  Режиссер Георгий Ковтун мыслил свою историю в живых руинах древнего города, у стен «Судной Залы» /Черной Палаты, как ее еще называют/, на фоне волжского пейзажа, в атмосфере шума волн и криков чаек -  образ этих птиц стал лейтмотивом трагического либретто Рената Хариса. (В этом замысле, кстати, просматривается параллель и с другой «Чайкой» - с хрестоматийным новаторским приемом Чехова, который  уже в 1896 году  вывел театр за пределы сценической коробки, из условной конструкции  - в реальную среду, обыгрывающую повествование. И идея эта на много лет предвосхитила искания русского и европейского театра). 

Воплощение захватывающего проекта «Черной Палаты» (получившего жизнь по инициативе Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры РТ), первоначально был отодвинут в связи с Казанской Универсиадой. Как бы то ни было, замысел обещал стать событием – и ожидания эти осуществились: 20 января 2015 года зритель увидел премьеру «Черной Палаты» в стенах драматического театра им. К. Тинчурина. Татарская сцена обогатилась новым серьезным произведением, сделанным в традициях академической оперной музыки, но раздвинувшим рамки жанра;  произведением, способным украсить любой театр богатой палитрой образов и возвышенной героикой. По существу, это настоящий памятник национальному духу, созданный композитором Эльмиром Низамовым. Накал драмы «Черной Палаты» определяет щемящая лирическая линия главных героев, противопоставленная дикому неистовству разрушителей Великих Булгар - воителей Тамерлана. Дуэты Турыбатыра и Наргизы являются жемчужинами «Черной Палаты». Безупречно справились со своей задачей солисты -   Рузиль Гатин и Гульнара Гатина. Колоритны характеры героев-злодеев Артура Исламова, Дениса Ханбабы. Не уступают им и остальные артисты: все 22 исполнителя действуют как единое целое, создавая на компактной сцене Тинчуринского театра иллюзию грандиозной постановки. Достоверно найдены типажи защитников Болгара и ордынских завоевателей, сподвижников Тамерлана. Дикие пляски, имитирующие сшибку всадников и игрища силачей, представляют собор набор силовых трюков - типичных для арсенала художественных средств режиссера «Черной Палаты». Как и в других постановках Ковтуна, особенностью задачи актеров стало соединение оперного и драматического искусства со сложной  хореографией и каскадерскими трюками. И если к пластическому рисунку ролей есть некоторые вопросы, то музыка «Черной Палаты» просто покоряет. И тут нужно отдать должное как композитору Эльмиру Низамову, создавшему это сложное эпическое полотно, так и Георгию Ковтуну, чье  самозабвенное горение замыслом воспламеняет и подстегивает работу всех, вовлеченных в процесс. Ковтун умеет превратить сценическое действие в мощно заряженное поле с эмоциональным взрывом в финале. А срабатывает этот  «динамит» благодаря полной отдаче и филигранной слаженности – и музыкантов камерного оркестра «Новая Музыка» (дирижер  Анна Гулишамбарова) – и артистов. Техническое мастерство труппы с честью выдержало самое серьезное испытание, какое и не снилось тем оперным певцам, для которых сцена -  возможность продемонстрировать свою великолепную статику и пышность костюма. Достаточно сказать, что исполнитель главной роли - Рузиль Гатин  поет свои партии и со стоящим у него на спине Карабатыром, приподнимаясь с этим грузом на одних руках;  и  вися под колосниками вниз головой, растянутый на веревках.
Между прочим, выяснился и другой феномен «Черной Палаты»: костюмы золотоардынцев практически горят на артистах – ведь партии воинов – сплошной «танец с саблями». Невероятно интересные по фактуре и разнообразию, их одеяния и антураж хочется рассмотреть вплоть до малейших деталей, понять, «как это сделано».
Костюмы к спектаклю разработаны художником Асель Исмагиловой. Это тот случай, когда работа художника смыкается с изысканиями этнографов и реконструкторов. Исторически достоверные, с тонкими деталями и этническими элементами, они пополнили нишу исторического костюма татарского театра. Иных критиков смутило то, что одежды девушек выглядят «слишком новенькими» - однако приближенным дочери булгарского правителя – как и самой Наргизе, невесте Туры Батыра - по статусу положено служить украшением для взора (не случайно англичане подшучивают над просватанными невестами и новобрачными, которых узнают по стерильной чистоте каждого аксессуара).   
Аскетичная сценография «Черной Палаты» принадлежит главному художнику Казанского театра оперы и балета им. М. Джалиля - Владимиру Самохину. Основная архитектурная конструкция установлена на  сценическом кругу, что позволяет менять мизансцену по ходу пьесы. Главным художественным приемом в решении образа спектакля стала голографическая проекция, преображающая  сцену. Картины цветущей весны, рокового боя, зарево пожара, мятущиеся силуэты птиц – всё решено с помощью проекции и мастерской работы со светом. Это дает и убедительность, и необходимую художественную условность постановке. Единственный промах – недостаточный размер экрана, не покрывающий задника сцены. Идея явно требовала простора, раздвинутого вширь и ввысь, горизонта,  масштабности. Поскольку именно  вселенское пространство  и было инструментом образного решения происходящего на сцене, образом цветения и гибели мира…
Узлом пьесы является образ Судной Палаты, которая проходит все стадии своего расцвета и трагической гибели: от драгоценного райского Чертога – к  укрепленной цитадели, и, наконец, от каземата до обугленного руинированного остова, покидаемого душами погибших. Такова судьба исторической родины наших предков – и она не может оставить равнодушным ни одного, сидящего в зале. Музыка Эльмира Низамова передает всю остроту трагической гибели красоты и доблести ради сохранения личной чести и святости своего отечества. Катарсический финал вызывает ком в горле.
 « Века горят… Миры горят…Только доброе имя не сгорает».
…А идея осуществить пьесу непосредственно в Булгаре, в живых декорациях его башен и усыпальниц, непосредственно у стен Судной Палаты,  получившей прозвание Черной, все-таки ждет своего воплощения.
                январь 2015 г.



Спектакль «Черная Палата» награжден республиканской театральной премией «Тантана»-2015 в номинации «Событие года»,  а так же вошел в Long list Золотой маски в сезоне 2014-2015.
12 октября 2016 г. состоится показ оперы в Москве, на сцене  Малого театра на Ордынке. Событие произойдет в рамках  75-летнего юбилея автора либретто «Черная Палата» поэта, лауреата Государственной премии Российской Федерации и премии Республики Татарстан имени Г. Тукая  Рената Хариса.
...
Фото : Рамис Назмиев (http://ramis-nazmiev.livejournal.com/44740.html)


Рецензии
в лицедействе каждому дано услышать и увидеть и узнать
своё не состоявшееся я
может потому у кого хватает денег и смелости идут в театр
создают театр живут театром
потому что по нынешним временам это роскошь
круче чем Leksus
золотой соловей
умеющий мыслить по щелчку пальцев
мне печально
ты достойна большего

воробей

стряхнувший позолоту в луже стихов

в которую все гадят а потом идут отмываться

Юрка Вамэтонадо   05.11.2016 04:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Юра, за это белое стихотворение. Кончился завод у соловья - иначе здесь была бы другая мелодия.

Анна Акчурина   15.11.2016 17:32   Заявить о нарушении