В. Солоухин о сонете
ВЕНОК СОНЕТОВ
Со студенческих пор я знал, что существует такая форма - венок СОНЕТОВ. Она мне казалась недостижимой. Каждое стихотворение рождалось внезапно. За полчаса до его написания я и не подозревал, что оно, откуда ни возьмись, появится на бумаге. Начиная стихотворение, нельзя было предугадать, как оно будет развиваться и каково будет его завершение. Оно возникало как зов, и оставалось только откликнуться.
Строгая форма сонета, как такового, хотя и пугала, но все же не казалась недостижимой . . . Но венок! И вообще - заданность. Стихотворение, его форма и содержание рождаются одновременно. Их нельзя отделить друг от друга, как нельзя отделить молнию от ее зигзага, от ее рисунка на темном небе. А тут получалось, что нужно сначала прочертить, нарисовать на небе зигзаг молнии, а потом добиться, чтобы живая молния уложилась в этот заранее приготовленный зигзаг.
Но, с другой стороны, я понимал, что в пределах своей профессии нужно уметь решить любую задачу.. . С мая по октябрь среди владимирских перелесков. . . я бубнил, между делом, мужские и женские рифмы, стараясь их чередовать в соответствии с предписанными СТРОЖАЙШИМИ законами сонета.
Предварительно я рискнул заглянуть в энциклопедический словарь.
"Форма сонета восходит ко времени труверов, которые, быть может, заимствовали ее у арабов. Мы находим ее в Сицилии в 13 веке, и хотя сонеты писал еще Данте, изобретателем ее считается Петрарка, в сущности только доставивший известность этой форме. . ."
"Сонет. . . небольшое стихотворение, состоящее из двух четверостиший (катренов ) на две рифмы и двух трехстиший (терцин ) на три рифмы; к этим правилам строгая теория прибавляет ещё некоторые условия: рифмы в четверостишиях должны чередоваться в порядке. . .женские рифмы должны сменяться мужскими, так что. . .обязателен пятистопный ямб, так что. . . воспрещено. . . должна состовлять. . . лишь соблюдение всех этих требований дает, по указанию Буало, сонету ту ВЫСШУЮ Красоту, благодаря которой. . .
"Особую форму представляет венок сонетов; он состоит из 15 сонетов. Последний, 15-тый сонет, называемый м а г и с т р а л о м, связывает между собою все части "венка "; первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала ; второй сонет начинается вторым стмхом магистрала второй(то есть, значит, последним стихом предыдущего сонета. - В.С.) и кончается третьим стихом предыдущего и т.д. . .,14-тый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждого сонета, последовательно развивающего идеи и образы магистрала. "
Понятно, хе, хе. Поэтому мой венок сонетов много моей кровинушки выпил.
Владимир Солоухин
Аргумент
1972
Свидетельство о публикации №116100803357