С Адама Смита всё и началось

Из цикла «Нарезки»


Оптимизация
                и
                Парацельс


В.В. …

С Адама Смита всё и началось —
от рынка к современному базару
мы и пришли… Физиократам грош
цена уже за то, что оказались
в глубокой заднице! Так значит хлеб
уже не средство, а скорее прихоть
кремлёвского суда?! Авемелех! —
вот кто здесь нужен мне: извлечь и впрыснуть…
Чего иль что? Да толику ума,
последнего так не хватает власти!
Я всё сказал. И да придёт номад,
который
                и решит всё
                в одночасье!


* * *

«
Создание стольких позитивных наук, появление литературы, замыкание философии на своем собственном становлении, возникновение истории одновременно и как знания, и как способа бытия эмпирического — все это лишь знаки некоего глубинного разрыва, знаки, рассеянные по всему пространству знания и наблюдаемые то здесь, в филологии, то там, в политической экономии или биологии. Они рассеяны также и во времени; (…) однако в каждой из изучаемых областей можно заметить две последовательные фазы, которые сочленяются друг с другом где-то около 1795–1800 гг. В первой фазе основной способ бытия позитивностей не меняется: человеческие богатства, природные виды, слова, из которых состоят языки, пока еще остаются тем, чем они были в классическую эпоху, — удвоенными представлениями — представлениями, роль которых в том, чтобы обозначать сами представления, анализировать, соединять и расчленять их, чтобы выделить в них одновременно с системой их тождеств и различий основной принцип порядка. Только во второй фазе слова, классы и богатства приобретают способ бытия, несовместимый со способом бытия представления. И напротив, что изменяется уже очень рано, начиная с исследований Адама Смита, А.-Л. де Жюсье или Вик д'Азира, в эпоху Джонса или Анкетиль-Дюперрона, так это очертание позитивностей; способ, которым внутри каждой из них элементы представления функционируют относительно друг друга, посредством которого они осуществляют свою двойную роль обозначения и сочленения, посредством которого в игре сравнений они достигают установления порядка.
»
Слова и вещи. Археология гуманитарных наук
Мишель Фуко


Рецензии