Я голову свернул себе

Из цикла «Нарезки»


Соперничество
(aemulatio),


В.В. …

Я голову свернул себе,
споткнувшись на восьмеростишьях…
И ладно бы, да только Бес,
как сотворил, так и не вышел!
И ты, мой князь, не обессудь,
что Парацельс стал шибко резвым:
на то и Бес, и ЖИДкий стул —
и блажь…
                и Стол твой
                на протезах!


* * *

«
Здесь имеется в виду нечто подобное тому, как если бы пространственное сочленение было бы порвано и звенья цепи, разлетевшиеся далеко друг от друга, воспроизводили бы свои замкнутые очертания согласно сходству, без всякого контакта между собой. В соперничестве есть что-то от отражения в зеркале: посредством соперничества вещи, рассеянные в мире, вступают между собой в перекличку. Издавна человеческое лицо соперничает с небом, и как ум человеческий несовершенным образом отражает божественную мудрость, так как глаза с их ограниченным сиянием отражают великий свет, распространяемый в небе солнцем и луной. Рот — это Венера, так как ртом передают поцелуи и слова любви; нос в миниатюре представляет собой скипетр Юпитера и жезл Меркурия.[22 - U. Aldrovandi. Monstrorum historia, p. 3.] Благодаря этому отношению соперничества вещи, находящиеся в разных концах Вселенной, могут уподобляться друг другу без их сцепления и сближения. Посредством своего удвоения в зеркале мир преодолевает присущий ему феномен расстояния; тем самым он торжествует над местом, предписанным каждой вещи. Какие же из этих отражений, наполняющих пространство, являются исходными? Где реальность и где отраженный образ? Зачастую это невозможно определить, так как соперничество является чем-то вроде естественного удвоения вещей. Оно порождается сгибанием вещи, оба края которой сразу же противостоят друг другу. Парацельс сравнивает это основополагающее удвоение мира с образом двух близнецов, «которые совершенно походят друг на друга, так что никто не может сказать, который из них дал другому его подобие».[23 - Paracelse. Liber Paramirum, Paris, 1913, p. 3.]
»
Слова и вещи. Археология гуманитарных наук
Мишель Фуко


Рецензии