Русская душа

Я часто думаю: что такое "русская душа" и почему, родившись в России и прожив там лет сорок, я таковой душой, по большому счету, не обладаю.
Вот, Владимир Владимирович Путин говорит, что русских отличает прежде всего стремление к справедливости. Не буду спорить, ему известно лучше. А что, с моей точки зрения, составляет содержание "русской души"? Попробуем разобраться.
С моей точки зрения, "русская душа" - это:
1) Приверженность чему-то очень большому и великому. Если оперировать категориями геополитики, то "русскую душу" примеры благополучной, но маленькой Швейцарии или, скажем, Австрии не убеждают. Да, благопристойно. Но мало. А нужно, чтобы было широко, пусть и не так благообразно. При этом высокий уровень жизни в маленькой стране попросту меркнет по сравнению с большой, но менее благополучной территорией.
2) Еще важно в этом смысле, чтобы твою страну боялись и уважали. Не за уровень жизни, конечно. А за количество танков и возможность за трое суток дойти до Ла-Манша. Ведь вопрошал же самый русский из русских И.В. Сталин: "Папа Римский? А сколько у него дивизий?" Жизнь в Советском Союзе была, мягко говоря, незатейливой, но его в мире боялись и силу советскую уважали. Вот ведь были времена! Причем просторы Родины - это еще не означает бережного отношения к ним. Главное, чтобы много.
3) Стремление утопить все невзгоды и подвижки души в спиртосодержащей жидкости. Кому что: от водки и вина до самогона и пива. Но - часто и много. Не пьешь - значит, не наш, со всеми вытекающими...
4) Монархия. Все решает один человек, коллегиальность власти - это неконкретно. Рано или поздно, но именно ОДИН человек возносится на Олимп. И культ личности - это не извращение или партийная болезнь; это - имманентно присущая "русской душе" категория. Власть худо-бедно с годами меняется, а культ личности благополучно кочует от одного лидера к другому.
5) Справедливость - да, но какая-то однобокая. На уровне бытовом стремление к справедливости еще работает, а на уровне государственном - уже нет. Справедливым считается приращение чужих территорий и недопущение "майданов", неизбежно инспирируемых извне. Но вот возможность каких-либо волнений внутри страны (конечно, подогреваемых "печенюшками" госдепа) - это по отношению к родной стране несправедливо. С высоты интересов государства "русская душа" в принципе руководствуется пунктом (1).
6) Неизменно поражаюсь тому, насколько драматически ошибались большевики в попытках насадить общественную собственность, за что пострадали миллионы людей. "Русская душа" очень индивидуальна, она никогда не мыслит категориями "если не я, то кто?". И горы мусора в самых разных местах, и принцип "скажи, где ты работаешь, и я скажу, что у тебя дома" (иначе говоря, желание все растащить, чужое ли или общественное) - все это свидетельствует о крайнем индивидуализме "русской души". Организация общественной собственности с этой точки зрения - признак вопиющего непонимания сути "русской души".
7) И вот еще, пока не забыл. Великое понятие "халява". Кто не постиг великий смысл этого понятия, тот никогда не сможет понять потаенных струн "русской души". Это великое слово надо бы растолковывать на всех ведущих языках мира как ключ к разгадке сложного и неоднозначного понятия "русская душа".

Сентябрь 2016


Рецензии