Дорогая Елена, запах мускуса от морской воды - это гипербола или где-то действительно так пахнет море? Мне вспоминаются мускусные запахи на Багамах, но не на побережье. Ещё помню, как пахло то мускусом, то лавандой на полях между Нагорьем призраков и Ливадийским лесом в Крыму; больше нигде такой запах на меня не накатывал. "За плотную чадрой" - очевидно, опечатка.
Игорь Стешенко 18.09.2017 14:09
Заявить о нарушении
Дорогая Елена, меня чрезвычайно обрадовали Ваши записочки в ответ на моё "критиканство". И по Вашим стихам, и по фотографии я почувствовал, что Вы - настоящий собеседник для тех, кто имеет счастье общаться с Вами лично. Хочется, конечно, писать о поэзии, "не ковыряясь" в деталях. Но без этих деталей, едва заметных штрихов, обертонов, спрятанных мотиваций - настоящей поэзии, по-моему, не бывает. Я - тугодум. У меня долгий период вчитывания, мелких соображений, нередко возражений. Но потом я стряхиваю это с себя, как травяное крошево, которым усыпана грудь, когда собираешь луговой букет, а букет остаётся. И всё-таки с молодости осталась тяга "дойти до самой сути" - до предела воспоминаний, ассоциаций, почти бессознательных отправных точек, от которых начинается движение к конечному тексту. Это было с детства, ещё задолго до лингвистических штудий (моё первое образование - языковедение, и в молодости я увлекался структурной, математической лингвистикой, искусствометрией; как иронизирует Писатель в "Сталкере" Тарковского, ходил с "душемером" в кармане). Поэт, разумеется, волен царствовать в своих текстах, сгибать язык, как лук, в нужную ему сторону. У Пушкина и Блока, правда, такого не помню, а у Лермонтова и поэтов новейшего времени, начиная с символистов, предостаточно. В таких случаях мне, однако, порой не хватает намёка на осознанность этого поступка, отражения его (на мой вкус, лучше - зашифрованного) в контексте всего стихотворения. Безусловно, любое слово в стихотворении - метафора, но мне всегда интересно, как к этому слову, к этой метафоре пришёл человек, ведь путь-то зачастую в годы, а то и в десятилетия. Вот она, цена одного слова. Я позавидовал, что Вы познали тайну лета, которое пахло мускусом. Тоже живу с обострённым собачьим ощущением жизни на нюх. Мне кажется, такое восприятие мiра бывает отражено даже и в музыке, у лучших, по моим меркам, композиторов. Например у Вячеслава Александровича Овчинникова, особенно в его 6-й сюите для симфонического оркестра или в музыке к "Андрею Рублёву". Может быть, Вам захочется переслушать эти произведения на сайте музыкального архива: classic-online.ru
Игорь Стешенко 21.09.2017 09:15
Заявить о нарушении