Гуманистическая концепция образования М. Пселла

 
 
 

Изучение истории юридического образования является необходимой предпосылкой его модернизации и совершенствования в плане содержания и организации. При этом целесообразно руководствоваться известным положением Гегеля о том, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее. В соответствии с выдвинутым им принципом историзма любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и «самодвижении», что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Обращение к опыту прошлого, ценностям образования и мировой цивилизации предполагает выявление их преемственности с современностью, вооружает преподавателя историческим видением своей повседневной работы, ориентирует в разнообразии ее вариантов, открывает ретроспективу образовательных целей, методов, средств и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой профессиональной деятельности.

Историко-педагогические исследования в сфере юридического образования призваны решать ряд научно-теоретических и социально-практических задач:

— изучать закономерности юридического образования как общечеловеческого и социального феномена, его зависимость от изменяющихся потребностей общества и государства;

— раскрывать связь целей, содержания и организации юридического образования с уровнем социально-экономического развития и государственным устройством общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;

— выявлять рациональные и гуманистически ориентированные модели педагогической деятельности;

— раскрывать пути развития юридического образования, характер взаимодействия теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в прошлом;

— на каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически верную картину состояния юридического образования;

— влиять на формирование исторического сознания юристов и преподавателей всех уровней, способствуя дальнейшему совершенствованию юридического образования.

Юридическое образование возникло с появлением университетов в Западной Европе в XI—XIIIвв. и регулировалось уставами этих университетов. Известны отдельные попытки создания своеобразных учебников по юриспруденции выдающимися мыслителями разных стран и эпох, как правило, в единственном экземпляре для одного учащегося (наследника монарха).

Один из ведущих ученых Византии XIв. Михаил Пселл(1018—1078) написал энхиридий (учебное пособие) «Обозрение законов» для обучения и воспитания Михаила — наследника византийского престола, старшего сына императора Константина X Дуки.


Рецензии