Нарядиться в День учителя
Приближался День учителя и приоритеты были ясны, как очередные задачи Советской власти: три урока, линейка и гала-концерт в виду накрытых столиков.
Маленькая деталь: уроки проводили одиннадцатиклассники. Это называлось самоуправлением. (Кто-нибудь знает, где живет Кузькина мать?)
В назначенный день учителя блистали нарядами и парикмахерскими изысками.
Широкие плечи и свободный покрой напоминали одежду кавказских горцев. На щеках цвели не розы, но персики, благодаря густому слою тонального крема. Но обувь и тонкие чулки почти у всех были великолепны. Завхоз Наталья презрительно щурила глаза с поволокой и была преступно хороша. Информатика, как наука, казалась сущим вздором и померкла перед шикарным видом Светланы Николаевны. На голове у нее было тоже что-то авангардное. «Я лежу головой в луже облака» - говорил военрук entre nous.В приемной ходила из угла в угол секретарша Пашковская тоже нарядная, как Алла Пугачева на пике славы. Тут же за столом, сидела филолог, Зинаида Петровна и демонстративно составляла какую-то справку. Зинаида Петровна работала в школе очень давно, чуть ли не со времен раздельного обучения мальчиков и девочек. Своим видом она как бы говорила: « Вам весело, а мне – нет. Я работаю!»
Мелким торопливым почерком она исписывала страницу за страницей. Она была похожа на Крупскую в черно-белом документальном фильме. Казалось, вот-вот она встанет и начнет обличать современную школу, полную вредных антимарксистских тенденций. Иногда мне хотелось треснуть ее по голове словарем Ожегова.
«Не спешите говорить о себе. Разговор о вас начнется, как только вы уйдете» - сказал кто-то умный. Но я скажу.
Мысль украсить себя к празднику, как обычно, посетила меня в самый последний момент. А именно – накануне вечером
Вооружившись краской для волос «Питание плюс натуральный стойкий цвет, я опрометчиво нанесла ее на волосы и стала ждать. Через положенное время, смыв краску, я подошла к зеркалу. Получился не просто радикальный черный цвет.
Из зеркала на меня настороженно смотрела морально неустойчивая ворона.
В панике я бросилась осветлять волосы: «капуччино, лесной орех, сияющий блонд» и т.д. Поочередно мои волосы принимали фиолетовый, зеленоватый и апельсиновый оттенки. Наконец, они приобрели устойчивый и скандальный цвет хологенной диареи. Сиять они и не думали. Больше краски в доме не было. Я посмотрела на часы – два часа ночи.
Итак, калоши счастья в очередной раз взмахнули крыльями и улетели, оставив меня босиком. Положение не могло спасти даже новое платье. Я заранее угадывала сочувственные возгласы коллег и особенный блеск в глазах химички. Ночью мне снилось, что химичка пережгла волосы краской и была вынуждена скопировать последнюю стрижку Дианы Арбениной.
«Оп-па – ошеломленно приветствовал меня Цезаревич, первым попавшийся мне на глаза в школьном коридоре - пойдем покурим?» -
-« Поздно, - сказала я - обезьяна надела смокинг и свою роль будет играть до конца.» -
-« Не понял – оробел он - ты чего?»
Но тут на нас налетели восьмиклассники с цветами и поздравлениями. Праздничный вихрь то и дело угрожал переродиться в торнадо.
«Ура-а-а! не своим голосом закричали близнецы Роговы - Ирина Владимировна! Вы похожи на инопланетянку!!!»
« Круто! - подхватили со всех сторон восторженные голоса. Больше всех веселился трудновоспитуемый Маслов из 8-в, негодный мальчишка!
Чтобы предотвратить дальнейший рост популярности, я натянула на голову суконный берет.
Прозвенел звонок. Старшеклассники разобрали журналы и степенно разошлись по кабинетам. Через каких-нибудь два часа они будут рассказывать о проделанной работе и о том, что никогда не выберут профессию учителя.
Можно было пойти в столовую, выпить чаю. Я люблю по-казахски – много заварки, подогретое молоко, наливать неполную пиалку. При наличии отсутствия его легко можно вообразить. Так. Отлично!
Жизнь только начала налаживаться, как на пороге появилась секретарша Пашковская: «Светлана Николаевна и Евгения Дмитриевна, вас просят зайти к директору!»
Подруги, которые только что уселись пить кофе, встали:
«Зачем?» -
-«Не знаю» - запыхавшаяся Пашковская развернулась на коротеньких ножках и зацокала каблучками по лестнице.
В столовой стало тихо. Одуванчик побледнел и вышел. «В медпункт- машинально отметила я- измерять давление". Учителя постепенно возвращались к обсуждению чужих проблем, обновок, самодурства директора и т.д.
На перемене я спустилась узнать, как дела в моем классе и поставить цветы в воду.
Пересчитав детей, я убедилась, что явка была стопроцентная. У нас очень строго следили за посещаемостью.
После этого социальный педагог попросила меня подежурить вместо нее на первом этаже, пока она бегала в аптеку. Минут десять я тупо изучала расписание звонков, пока в дверях не появился томный Одуванчик:
«Я знаю, зачем их вызвали к директору» -
- « Откуда?» -
- « Сатек сказал.» Сатек, наш историк, всегда обращался к детям на « вы» и «друзья мои»
Вообще-то я всегда знала, что мужчины гораздо успешнее нас разносят сплетни. Талантливее. Даже такие интеллигентные, как Сатек.
«Ну, говори» -
- «Они в воскресенье напились у Евгении и стали приставать к родителям.» - Одуванчик округлил и без того круглые глаза горчичного цвета.
-«К каким родителям?» -
-« К отцу Кости Парджанадзе из 10-а –
- «Где они его взяли?» -
-« Он мыл свою машину во дворе. Они увидели его через окно!»
Все ясно. Наша физичка живет в двух шагах от школы. Светлана часто остается у нее ночевать Обе разведены. И вообще у них много общего.
«А как они приставали? Через окно?» -
-«Нет, ну конечно, открыли, высунулись, стали делать неприличные комментарии, приглашали в гости, послушать музыку, обещали спеть «Сулико» на грузинском языке. Любовь Петровна их отчитала за аморальное поведение.» -
- « Ну, дуры! Он что, пожаловался? Откуда она-то узнала?» –
-« Откуда?- переспросил Одуванчик и внезапно замолчал. Прошло несколько минут.
-« Алле! - забеспокоилась я- ты чего?» Но он не реагировал. Спит, что ли. Мне стало не по себе. Что это с ним? Хоть бы кто-нибудь пришел!
Но тут он очнулся: «Откуда?- Оттуда! Это была химическая реакция, вот откуда!»
Ах да… В доме напротив живет химичка, которая ходит курить в противоположном от нас направлении, с директором, социальным педагогом и красивой Натальей.. И если бы сейчас был 37-й год, мы бы все давно уже сидели.
Мимо быстрыми шагами прошла завуч второй смены с огромным альбомом. Ее прическа была устроена каким-то особым квадратно-гнездовым способом. Примерно, как у сенатора, Валентины Петренко. Кстати , говорят, что она по специальности тоже педагог. Учитель химии и биологии. И мне стало легче.
-« А мне казалось, что они все втроем дружили.» -
- «Знаешь, как бывает. Плывет черепаха, на ее спине змея. «Сброшу - укусит» - думает черепаха. «Укушу - сбросит» - думает змея. А со стороны крепкая женская дружба.
Я взглянула на него с интересом.
Потом я посидела немного у Цезаревича ( « Забудь» – говорил мне он, думая о своем)
Потом участвовала в девчоночьих разборках в своем классе. ( Правда, недолго)
Потом разглядывала праздничные стенгазеты – популярный у нас вид народного творчества. ( Вот, что значит ручная работа)
Потом перестала.
А праздник все никак не заканчивался.
По лестнице на бледных курьих ножках медленно поднималась Зинаида Петровна.
Было видно, что ей страшно хочется сказать кому-нибудь: « Я же говорила!»
Свидетельство о публикации №116092804806
больше никогда не хочу называть Вас Айрени. помнится, Вы упоминали, что взяли такой псевдоним по созвучию с иронией, но мне всегда казалось что Айрени - это Ирен из Саги о Форсайтах, красавица с волосами цвета опавших буковых листьев, железная как утюг, - от английского iron. но теперь - нет! после прочтения этого Вашего замечательного, воздушного, милейшего рассказа о временах когда всё что Вы написали было правдой! - я их помню, эти времена.
(и Ваш цвет волос после окрашивания - в Вашем замечательном рассказе он тоже замечательный, кстати, как раз в тон опавших буковых листьев, разве нет?.. сочувствую, что Вы так хорошо знакомы с цветом хологенной диареи... ох)
словом, Ирина (а можно без отчества?), хочу особо отметить, что Ваш портрет(рисунок на иллюстрации) безусловно удался - передаёт желание художника изобразить комплиментарно. и сходство явно отлично схвачено, хотя и неумело нарисовано. впрочем, по-моему, это художница скорее. юноша не стал бы так выводить каждую ресничку. неважно. Вас любят дети, ученики - чувствуется, что взаимно любят - несомненно Вы очень любили свою работу.
Вы что преподавали? не инглиш в спецшколе? или литературу в литературном лицее? или?..
...а я Вас всегда представляла такой, какой увидела на заставке впервые - какой-то профиль такой с картины, не уверена что Ботичелли, но что-то типа того; и немного индийские мотивы. почему Вы сменили заставку, Ирина?.. или, вернее, почему именно ту заставку поставили сначала? какому внутреннему самоощущению она соответствовала?..
заболталась я... прониклась...
когда я впервые открыла Ваши стихи, то первое что я увидела - мамы моей покойной книжку, которая у меня как раз перед этим пропала - не книжку даже, брошюрку карманного формата, старую синюю, Манон Леско аббата Прево (я погуглила - нету, не гуглится)... на пустом месте, безотчётное предубеждение возникло, каюсь. но полагаю, меня можно понять. и принять мои извинения.
а стиха не помню. о чём тот Ваш стих был, Ирина?..
с ув.,
О.
__________________
P.S.
особенно мне зашло упоминание о причёске сенатора Валентины Петренко! - интересно, "завуч второй смены с огромным альбомом" на портрет Анны Цетлин работы Серова вот отсюда
http://m.likeness.ru/blog/tag/валентина+петренко/2/
в тот момент не была похожа?
завершить своё многословное излияние хочу стихом:
http://www.culture.ru/poems/47790/ironicheskii-chelovek
Иронический человек
Мне нравится иронический человек.
И взгляд его, иронический, из-под век.
И черточка эта тоненькая у рта —
иронии отличительная черта.
Мне нравится иронический человек.
Он, в сущности, — героический человек.
Мне нравится иронический его взгляд
на вещи, которые вас, извините, злят.
И можно себе представить его в пенсне,
листающим послезавтрашний календарь.
И можно себе представить в его письме
какое-нибудь старинное — милсударь.
Но зря, если он представится вам шутом.
Ирония — она служит ему щитом.
И можно себе представить, как этот щит
шатается под ударами и трещит.
И все-таки сквозь трагический этот век
проходит он, иронический человек.
И можно себе представить его с мечом,
качающимся над слабым его плечом.
Но дело не в том — как меч у него остер,
а в том — как идет с улыбкою на костер
и как перед этим он произносит: — Да,
горячий денек — не правда ли, господа!
Когда же свеча последняя догорит,
а пламень небес едва еще лиловат,
смущенно — я умираю — он говорит,
как будто бы извиняется, — виноват.
И можно себе представить смиренный лик,
и можно себе представить огромный рост,
но он уходит, так же прост и велик,
как был за миг перед этим велик и прост.
И он уходит — некого, мол, корить, —
как будто ушел из комнаты покурить,
на улицу вышел воздухом подышать
и просит не затрудняться, не провожать.
...не удержалась, скопировала целиком. злоупотребила Вашим вниманием. хочу, чтобы Вам совершенно ясно-понятно было, что/как я не права - во всём не права. и насчёт иронии, и насчёт Ирэн, и вообще. люблю Левитанского.
Ольга Ленивос 16.11.2025 09:55 Заявить о нарушении
Я не знаю, о каком стихотворении Вы говорите. Что касается Ирен, я невысокого о ней мнения вообще и, в частности, ознакомившись в свое время с ее прототипом, Адой Голсуорси, нашла тому подтверждение. С уважением,
Айрени 18.11.2025 19:25 Заявить о нарушении
ну вот. наконец-то консенсус. жаль только, что Вы со мной так немногословны, Ирина.
я теперь прям и не знаю... Вы же читали там у меня кое-что, поняли наверное что я люблю пространные эссе накатать на тему образовавшихся у меня с интересными мне авторами полемик. некоторых авторов я даже не спрашиваю - мне нравится кого-то и без спроса в соавторы взять. Вы - другое дело. Вы про мои похвальбы насчёт гипотезы Римана изволили насмехаться. поэтому я не хочу без спроса Ваше "Нарядиться..." у себя использовать. а простую ссылку оставить - раньше да, раньше я бы не задумываясь ссылку тиснула и дело с концом. ныне другие времена. всё написанное пером и тО исчезает, глазом не успеваешь моргнуть как трансформируется, подвергается усушке и утруске - не уследишь. а уж сетевая литература... эфемерней наверное нет ничего...
опять же, Ваше "Нарядиться..." взять, - у Вас ведь тоже, я заметила, там лакуны какие-то... походу и Вас люстрировали, хотя странно канеш... а с другой стороны, где поясняющая фраза про Одуванчика там у Вас в рассказе? почему такое прозвище у этого учителя? он старый, да? "из бывших", да? это тот самый преподователь ОБЖ, знаток французского, нет? почему про него изъяли абзац? - оппозиционер он, да? он жив, надеюсь...
я из Ваших стихов так пОняла, что Вы с Казахстана откуда-то?..
не рядом с Байконуром где-то та школа, где Вы по распределению после педвуза подвизались?..
кароч, если Вы не против, то я у себя о математике, о космологии и астрономии немного порассуждаю на основе Вашего рассказа... да? нет? можно, Айрени? я не хочу здеСь слишком загромождать...
я про Ирен ещё чучуть продолжу лучше... вот, у Галича в прекрасном стихе есть пара слов про Ирен...
так чт, да, согласна с Вами, - люди, которых никогда в буквальном смысле не насиловали мужья, они обычно к Ирэн без сочувствия (я не исключение):
САЛОННЫЙ РОМАНС
Памяти Александра Николаевича Вертинского
"...Мне снилось, что потом
В притонах Сан-Франциско,
Лиловый негр Вам подает пальто..."
И вновь эти вечные трое
Играют в преступную страсть,
И вновь эти греки из Трои
Стремятся Елену украсть.
А сердце сжимается больно,
Виски малярийно мокры
От этой игры треугольной,
Безвыигрышной этой игры.
Развей мою смуту жалейкой,
Где скрыты лады под корой,
И спой, как под старой шинелькой
Лежал "сероглазый король"
В беспамятстве дедовских кресел
Глаза я закрою, и вот -
Из рыжей Бразилии крейсер
В кисейную гавань плывет.
А гавань созвездия множит,
А тучи - летучей грядой!
Но век не вмешаться не может,
А норов у века крутой!
Он судьбы смешает, как фанты,
Ему ералаш по душе,
И вот он враля-лейтенанта
Назначит морским атташе.
На карте истории некто
Возникнет подобный мазку,
И правнук "лилового негра"
За займом приедет в Москву.
И все ему даст непременно
Тот некто, который никто,
И тихая "пани Ирена"
Наденет на негра пальто.
И так этот мир разутюжен,
Что черта ли нам на рожон?!
Нам "ужин прощальный" - не ужин,
А сто пятьдесят под боржом.
А трое? Ну, что же, что трое!
Им равное право дано.
А Троя? Разрушена Троя!
И это известно давно.
Все предано праху и тлену,
Ни дат не осталось, ни вех.
А нашу Елену - Елену
Не греки украли, а век!
(с)
Ольга Ленивос 19.11.2025 07:28 Заявить о нарушении
Айрени 19.11.2025 21:38 Заявить о нарушении
"Одуванчик сравнительно молодой мужчина." давайте подумаем... кто бы это?.. из троих кудрявых, с "по-негритянски вьющимися волосами" иноагентов, которые лично у меня на слуху - кто кто ктО мог бы быть прототипом?.. они все канеш не старые, эти иноагенты... нуу... подумаем,
мело по всей... и волны с переплеском...
в окне маячит твой кудрявый силуэт...
а за окном - театр военных... и бурлеском
ирония судьбы: пока не кончен бой, в нём проигравших нет.
из всех про кого я думаю, - самый нестарый Варламов... сплетник? - да, похож...
Макаревич?.. - "сравнительно молодой", да... сердечник, отправился в медпункт лекарство пить при малейшем волнении... да, похож... или нет?..
Венедиктов! - единственный из всех троих работал учителем...
какая любопытная загадка!.. мне даже текстами Вашими пользоваться расхотелось по своему усмотрению... отложу эту тему пока... мне не к спеху...
лучше ещё один вопрос задам... неприличный...
почему Ваше "Спасибо за Галича, Ольга." прозвучало как упрёк?.. я пальцем в небо попала?.. если Вы генеральская дочь, то снова извините, ради Бога, Ирина. что за напасть! я не хотела быть бестактной... я хотела просто выведать секрет - как получать рецки, много рецек, не прилагая к этому никаких усилий, просто за то, что стихи понравились?..
заранее спасибо, если ответите.
и пожелания самолучшего примите, самособой.
с ув.,
О.
Ольга Ленивос 20.11.2025 05:51 Заявить о нарушении
