История Моей Санавиастанции
Создание санитарной авиастанции следует
считать 14 июня 1939 года, когда был дан приказ
Наркомздрава РФ. До 1947 года санавиастанция
считалась самостоятельным подразделением и
подчинялась непосредственно Красноярскому
крайздравотделу. В 1947 году САС переведена в ве-
дение краевой больницы для более оперативного
решения вопросов при разговоре с районами, более
ускоренного выделения необходимого специалиста
для оказания помощи районам края. В дальнейшем,
после прошедшего Всесоюзного съезда организато-
ров здравоохранения в г.Красноярске, приказом Ми-
нистерства здравоохранения РФ санавиастанция
была переименована в отделение экстренной и планово-
консультативной медицинской помощи.
Создание санитарной авиации на территории Красно-
ярского края диктовалось не только большой ролью
авиации в деле оказания медицинской помощи населению
края , но в первую очередь ,особыми географическими
и территориальными условиями, к которым относятся
большая протяжённость (более 2750 км) с севера на юг
и более (700 км ) с востока на запад ,разница по плотности
населения в регионах и связанная с этим большая разбросан-
ность населённых пунктов; отсутствие или слабое развитие
дорожной сети для наземного транспорта, ограниченное
использование его (водный, железнодорожный); наличие
трудно доступных населённых пунктов, расположенных в
горах, тайге, в тундре.
Первым заведующим санавиастанции ,ставшим основа-
телем санитарной авиации был Пётр Елизарович Зайцев,
врач-хирург в последующем заведующий кафедры топогра-
фической анатомии и оперативной хирургии КГМИ, доцент.
С 1946 года заведующим САС стал Аронов Вениамин
Львович, хирург, ветеран ВОВ, проработавший до 1986 года.
С 1986 года по 2002 год заведующим САС работал врач
анестезиолог-реаниматолог Медведь Владимир Клементьевич.
С 2002 года по 2005 год заведующим САС работал врач-
кардиолог Масленников Александр Витальевич.
С первых дней создания санитарной авиастанции для
оказания медицинской помощи районам края привлекались врачи
не только краевой больницы, но и краевых лечебно-профилактических
учреждений, городских больниц и кафедр медицинского института
(ныне медицинской академии).
Работа санавиастанции организована круглосуточно,
что обеспечивается круглосуточными дежурствами
диспетчеров- медицинских сестёр и фельдшеров: двоих днём,
в течение лётного светового дня для сопровожения транспор-
тируемых больных в районы и из районов. Диспетчерами дежурят
медицинские работники первой и высшей квалификационных
категорий .
До 1963 года в штате санавиастанции кроме диспетчеров
и заведующего состояли хирург, гинеколог, педиатр. С 1963 года
в штат санавиастанции были введены специалисты «узких» специ-
альностей :нейрохирурга, невропатолога, кардиолога ,анестезиолога-
реаниматолога , торокального хирурга, травматолога и других.
Кроме оказания экстренной хирургической и другой помощи,
по инициативе главного врача Сологуб В.К. совместно с оргметод-
отелом санавиастанция принимала участие в комплектации бригад
врачей для оказания планово –консультативной помощи ,которая
заключалась, при выезде или вылете бригады, в приёме и консультации
больных специалистами, разборе жалоб и писем от населения районов,
рекомендациях специалистов по организационным вопросам, вопросам
диспансеризации больных, вопросам работы «узких» специалистов
районных и городских больниц.
Планово—консультативная работа осуществлялась под руковод-
ством организационно—методического отдела, которым анализировалась
консультативная работа, а также состояние всех видов помощи в районах.
Этот анализ позволял рекомендовать направление работы при вылето—
выездах бригад в районы края.
Большой вклад в этот вид работы вносили заведующие отделениями,
такие как Ховес М.М.- зав.хирургическим отделением, в последующем
Гринько В.И., Шецер М.С.- зав.неврологическим отделением, Грохотовой
С.Г.- зав.крадиологическим отд. и многие другие заведующие отделениями.
Борт—врачами работали преимущественно врачи первой и высшей
квалификационных категорий . Многие годы в санавиции работала замеча-
тельный врач Кокорина А.А.
В 40-е и 50-е годы санитарные задания выполнялись на самолётах
По-2,Як-12,Ан-2, в средине 50-х годов появились вертолёты Ми-1.Дольше
всего использовались Як-12.В 80-е годы для санзаданий стали использоваться
самолёты Л-410.В последующие 90-е годы стали использоваться вертолёты
Ми-8, которые используются по настоящее время , несмотря на дорогую сто-
имость лётного часа.
Всегда санавиастанция заключала договоры с авиаотрядами Красноярского
подразделения «Аэрофлота»,которые выделяли необходимое количество летающей
техники. Пилоты санитарного звена были подготовлены для подбора площадок
для посадок на Як-12 и Ан-2 в тех районах, которые не имели подготовленных
посадочных площадок и аэропортов.
С началом перестройки стали закрываться многие аэропорты, которые были
хорошо оснащёнными и имели диспетчерские службы. В настоящее время лишь
немногие из них сохранились в прежнем виде.
Многие врачи , работавшие в санавиастанции совмещали работу в отделениях
краевой больницы , набираясь клинического опыта...
Свидетельство о публикации №116092810797