Он не убийца

(картина Николая Рериха «Сострадание»: https://gallery.facets.ru/show.php?id=793)


Он не убийца – невежествен, слаб, неразумен.
Стрелы, колчан – вот нехитрая в жизни поклажа.
Где-то вдали возвещает о голоде бубен,
здесь и сейчас только это охотнику важно.

Он не убийца – он просто не может без жертвы.
Горы немы и посевам отчаянно чужды.
В лицах камней его подвиги в красках воспеты,
трудится он, не надеясь на милость иль чудо.

Он не убийца. Но только не вышло однажды:
дрогнуло что-то, добычу стрела не скосила.
Здесь, среди гор, ошибиться не выпадет дважды,
значит, иссякла в охотнике прежняя сила.

К Смерти подранок прижался, и понял добытчик –
там, на стоянке, по нем возвестит старый бубен.
К предкам своим уходить предстоит ему нынче,
раз бесполезен в долине он стал теперь людям…

«Сострадание», написанная в 1936 году, — одна из самых значительных, одухотворенных работ мастера. Лама-отшельник спасает косулю, которая ищет укрытия от охотника: стрела попадает в руку спасителя. Здесь Рерих говорит о первом этическом законе Будды, до сих пор живущем в сознании восточных буддийских народов: о благожелательстве ко всем живым существам. Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя..." - вот, как прочитывают многие исследователи эту картину.

Но, на мой взгляд, есть в полотне и другой не менее важный план - охотник, задача которого накормить свой род. Этот охотник показался мне промахнувшимся, поскольку совсем не заметил ламы, слившегося с горой. Значит, глаз охотника уже не остер. Значит, он уже не сможет быть полезен своему племени. Именно мысли охотника я и запечатлела в своих строках.

У каждого из нас - свои ассоциации, свои символы, вызванные созерцанием великих полотен Рериха. Они могут разниться, противоречить друг другу, однако главным останется то, что бессмертное наследие великого художника ведет нас по тропинкам поиска смыслов и истин.


Рецензии