Школа Жизни Пифагора. Часть 3

Добрый вечер, уважаемые судари и сударыни!

Я продолжаю знакомить Вас с основами жизни Пифагорейского Ордена,
С основами его учения, с основами развития познания мира...

Школа Жизни Пифагора Часть 3. ( Число. Теогония. Продолжение. )

В прошлый раз мы познакомились с Первым из всех Начал, с числом Единица, которая содержит в себе Безконечность ( от слов без и конечность ), имеет имя Отца ( Вечно- мужественное ), и обозначается знаком - живой огонь, символ Духа...

А сейчас мы рассмотрим,- Как же проявляются божественные способности Единицы, божественные способности Монады?

Пифагор говорил, что великая Монада действует посредством творческой Диады. С момента проявления Бог двойствен: неразделимая сущность и разделимая субстанция; начало мужское активное, животворящее, и начало женское, пассивное, или пластическая живая материя. Диада представляет таким образом слияние Вечно- Мужеского и Вечно- Женственного в Боге, два основные божественные свойства.
Орфей поэтически выразил эту мысль в стихах:
"Юпитер одновременно и Супруг и Супруга."

Все системы политеизма владели интуитивно этой идеей, изображая Божество то в мужском, то в женском образе.

И эта Природа, вечная, одушевлённая, эта великая Супруга Бога - не только та земная природа, которую мы видим, но и невидимая небесная природа, недоступная нашему плотскому зрению, Мировая Душа, первозданный Свет, поочерёдно- Майя, Изида или Цибелла, которая вибрирует под божественным воздействием, содержит в себе сущность всех душ, идеальные типы всех существ.
Она же Деметра, земля, проникнутая жизнью, со всеми заключёнными в ней телами, в которые воплощаются все души. Она же Женщина, подруга Мужчины.
В человечестве - женщина представляет собой природу, и совершенным подобием Бога является не человек, но мужчина и женщина. Отсюда- их непреодолимое, могучее и роковое влечение друг к другу; отсюда и упоение любви, в котором проносится мечта безконечного ( без и конечного) творчества и светлое предчувствие, что Вечно- Мужественное и Вечно- Женственное достигнут совершенного слияния в недрах Бога.

"Отдадим же честь женщине на земле и на небесах,- говорил Пифагор.- Она даёт нам понимание Великой Женщины- Природы. Да будет она её освещённым образом и да поможет она нам постепенно подняться до великой Души, которая зарождает, сохраняет и обновляет; до божественной Цибеллы, которая в своей светотканной мантии влачит за собою безчисленные ( без и численные ) сонмы душ."

Монада изображает сущность Бога. Диада- его производительное свойство. Последние вызывают к жизни вселенную, это- видимое раскрывание Бога в пространстве и времени.

Проявленный мир- тройствен, ибо как человек состоит из трёх различных элементов, сплавленных вместе, из тела, души и духа, так же и вселенная делится на три концентрические сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный.

Таким образом, Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и истинный ключ жизни. Ибо он снова и снова встречается на всех ступенях лестницы жизни,- начиная с органической клетки, он проходит через физический строй животного тела, через всю деятельность кровеносных сосудов и спинно- мозговой системы, до сверх- физической организации человека, вселенной и самого Бога включительно.

Ключ этот раскрывает, как по волшебству, перед изумлённым разумом внутреннее строение вселенной. Он же указывает и на безконечные соотношения между макрокосмом и микрокосмом. Закон этот действует подобно свету, который, проходя через предметы, делает их прозрачными и заставляет все миры, и малые и великие, светиться подобно волшебным фонарям.
Попробуем выяснить этот закон путём аналогии между человеком и вселенной.

Пифагор признавал, что человеческий дух в своей безсмертной ( без и смерти ) , невидимой и абсолютно- деятельной природе, происходит от Бога. Ибо дух есть то, что двигается само по себе. Пифагор называл тело- его смертной, делимой и пассивной частью. Он полагал, что то, что мы называем душой, тесно связано с духом, но состоит из третьего посредствующего элемента, который происходит от космического флюида. Поэтому душа подобна эфирному телу, которое дух ткёт и образует для себя. Без этого эфирного тела материальное тело не могло бы развивать живых сил и было бы инертной массой без жизни.

Душа обладает формой, сходной с телом, которое она оживляет, переживая его после смерти и распадения. Она становится тогда- по выражению Пифагора и Платона- лёгкой колесницей, которая увлекает дух в божественные сферы, или же низвергает в мрачные области материи, смотря по её свойствам, хорошим или дурным.

Организация и эволюция человека повторяются на всех ступенях жизни и во всех сферах бытия. Подобно тому, как человеческая Психея бьётся между духом, который её привлекает, и телом, которое её задерживает, так и человечество развивается между миром естественным и животным, в котором оно погружено своими земными корнями, и божественным миром чистых духов, где скрывается истинный источник, к которому оно и стремится.

И то, что происходит в человеке, повторяется и на всех планетах и во всех солнечных системах, лишь в различных соотношениях и в постоянно возобновляющихся видах.

Растяните круг до безконечности и постарайтесь охватить в едином понятии все безграничные миры. Что же найдёте вы в них? Творческую мысль, астральный флюид и миры в процессе эволюции: дух, душу и тело Бога. Приподнимая покров за покровом и измеряя свойства самого Бога, мы увидим в Нём Диаду и Триаду, которые облекаются в неисповедимые глубины Монады, подобно звёздам, возникающим в безднах безконечности.

Уже по этому краткому изложению можно судить, какое первостепенное значение придавал Пифагор закону троичности. Можно сказать, что закон этот представляет краеугольный камень всей эзотерической науки. Все великие создатели религий знали этот закон, все теософы предчувствовали его. Оракул Зороастра говорит:

"Число три царствует повсюду во вселенной,
Монада же есть начало его."

Великая заслуга Пифагора состояла в том, что он формулировал этот закон с ясностью греческого гения. Он сделал из него центр теогонии и основу всех наук.

Уже прикрытая покровом в экзотерических писаниях Платона и совершенно непонятная позднейшим философам, идея эта была постигнута в новейшие времена лишь немногими посвящёнными в оккультные науки.

Из этих оккультистов на первом месте стоит Фарб д`Оливье "Золотые стихи Пифагора". Это живое понимание сил вселенной не имеет ни чего общего с умозрениями чистых метафизиков, как например: теза, антитеза и синтез Гегеля, которые представляют собой чистейшую игру ума.

Из всего сказанного ясно, какую широкую и прочную основу давал закон всеобщей троичности, как для классификации наук, так и для построения космогонии и психологии.

Подобно тому, как мировая троичность сосредотачивается в единстве Бога, так и человеческая троичность сосредотачивается в самосознании и воле, в которых все способности тела, души и духа сливаются в одном живом единстве.

Человеческая и божественная троичность, заключённая в Монаде, образует священную Тетраду.

Но человек осуществляет своё единство лишь условным образом. Ибо его воля, влияющая на всё его существо, не может действовать одновременно и совершенно во всех его трёх проводниках, то есть в инстинкте, в душе и в интеллекте.

Вселенная и сам Бог представляются ему поочерёдно и последовательно отражёнными в этих трёх зеркалах. Во первых, видимый через инстинкт и через калейдоскоп чувств Бог многообразен и безконечен, как его проявления; отсюда- политеизм, в котором число богов неограничено.
Во вторых, отражённый в разумной душе, Бог- двойствен, то есть состоит из духа и материи; отсюда- дуализм Зороастра, Манихеев и некоторых других религий. В третьих, отражённый в чистом Разуме Бог- тройствен, то есть является духом, душой и телом во всех проявлениях вселенной; отсюда культы Троицы в Индии ( Брама, Вишну, Шива ) и Святой Троицы в христианстве ( Отец, Сын и Святой Дух ).

И наконец, познанный волею, в которой сливается всё, Бог является Единым и отсюда исходит герметический монотеизм Моисея во всей своей строгости. Здесь нет уже олицетворения, нет воплощения. Здесь мы выходим из пределов видимой вселенной и вступаем в царство Абсолютного. Предвечный царствует один над миром, обращённым в прах.

Различие религий происходит от того, что человек постигает Бога через призму своего собственного существа, условного и конечного, тогда как Бог неустанно осуществляет единство трёх миров в общей гармонии вселенной.

Это уже само по себе указывает на магическое значение Тетраграммы в порядке идей. В ней заключены не только основы наук, закон существ и способ их эволюции, но и источник различных религий и их верховного единства. В ней скрывается действительно всеобщий ключ. Отсюда- энтузиазм, с которым Лизис говорит о ней в Золотых стихах и в этом же можно видеть причину, почему пифагорейцы кля `лись этим великим символом:

"Клянусь тем, который запечатлел в наших сердцах
Священную Тетраду, величавый и чистый символ,
Источник Природы и образец Богов."

Пифагор шёл ещё дальше в своём учении чисел. В каждом из них он определял тот или другой принцип, тот или другой закон, ту или другую активную силу вселенной. Он говорил, что главные основы содержатся в четырёх первых числах, ибо складывая или помножая их между собой, можно найти и все остальные числа.

Точно также и безконечное разнообразие существ, образующих вселенную, происходит из сочетания трёх первичных сил: материи, души и духа, под творческим импульсом божественного единства, которое их смешивает, дифференцирует, сочетает и даёт силу им.

Вместе с другими учителями эзотерической науки, Пифагор придавал большую важность числам семь и десять. Состоя из трёх и четырёх, семь означает соединение человека с божеством: это- число адептов, великих посвящённых и так как оно выражает полное осуществление всего, проходящего через семь ступеней,- оно является изображением закона эволюции. Число десять, образуемое из сложения первых четырёх чисел и заключающее в себе число семь, есть совершенное число, ибо оно выражает собою все начала Божества, сперва развившиеся, а затем- слившиеся в новом совершенстве.

Заканчивая преподавание своей теогонии, Пифагор показывал своим ученикам девять Муз, олицетворяющих науки, сгруппированные по три вместе,- Муз, соответствующих тройной троичности, проявленной в девяти мирах и образующих вместе с Вестой, хранительницей первичного Огня, священную Декаду. ( автор: Эдуард Шюре "Великие Посвящённые" Калуга. Типография Губернской Земской Управы. 1914 год, стр 256- 260 ).

Познание Единицы.

- Скажи мне, о мудрец великий,
Зачем живу я на земле,
Забыв любви святые лики
И позабыв огнь во мгле?
- " Останови ума теченье
Чтобы познать в тиши мгновенье.-
Ответил речью тихой он
И передал в ней веры звон.-
Послушай в музыке сердечной
Любви святые берега,
К которым гневная рука
В суетной жизни скоротечной
Не прикоснётся никогда
Сейчас и в дальние года."

- Что ж помешает прикоснуться?
-" Низкие помыслы ума."
- Что же позволит обмануться?
-" Рассудка дерзкого тюрьма."
- Как выйти из тюрьмы познанья
И обрести самосознанье?
- "Ум успокоить в тишине
И ощутить любовь вполне.
Ум своевольный и капризный
Не может путь найти во тьме
И осознать любовь вполне,
Поскольку верит в царство тризны
И почитает день один,
Как полнокровный господин."

- Как же подняться над мышленьем
И выйти за предела сна?
-" Развить души своей стремленья
В которых царствует весна."
- Душа очищенная выше
Ума, который её ниже?"
- " Она в поступках золотых
Напоминает чистый стих
И в чистой страсти пробужденья
Стремиться к духу твоему
И силой рвёт ума тюрьму.
Она в единстве вдохновенья
Напоминает мне огонь
И света чистого ладонь."

- Зачем же Бог её терзает
В мирах страданием очей
И погружаться заставляет
В огонь безумия страстей?
-"В твоих словах звучит ошибка.
Бог не терзает душу зыбка.
Он радит ей познанья миг
И возвращенья ясный крик.
Её основа- Дух подвижный,
Единство пламеных речей
И пробуждение вестей,
Дающих свет познанья пышный,
Вселенский негасимый свет
В огне страданий новых лет."

- В душе единство светит ярко?
-"Оно блистает, как алмаз
И поражает разум жарко
Гранями знаний много раз."
- А что потом в конце познанья?
-"Радужный отдых для сознанья."
- А после отдыха что есть?
-"Опять любви святая весть.
Творец Вселенной - Разум Божий
Себя разбрызгивает сам
И побуждает тут и там
Познанья след души хороший
Соединиться в силе вновь
И осознать, что есть Любовь."

Примечание: Картина из интернета.


Рецензии