Тарас бульба No comment s

Второй курс; экзамен по русской литературе первой половины XIX века; принимает Сергей Николаевич Пяткин. Мы до сих пор влюблены в него самой платоническо-платонической любовью.
Иринка, некогда Тимофеева, садится отвечать.
- Что у Вас? - усталым голосом спрашивает Сергей Николаевич, проводя ладонью по своему лицу от лба до острого подбородка. Привычка такая.
- Гоголь. "Тарас Бульба"! - звонким голосом отозвалась Иринка.
- Давайте, - отозвался преподаватель.
Иринка заерзала на стуле, принимая удобное положение. Начала так:
- Жил-был Тарас. И было у него два сына: Остап и Андрий. Была война...
Тут она замолчала. Задумалась. Сергей Николаевич продолжает смотреть на нее спокойным взглядом. И тут она воскликнула, радостно осознавая, что в голову пришла умная мысль:
- А! Потом Тарас говорит младшему сыну: "Я тебя породил, я тебя и убью". Тут он достал пистолет и голову ему отрубил!..
Эта фраза студентки заставила Сергея Николаевича поднять брови и сделать удивленно-ошарашенный взгляд. Остальные студенты в аудитории невольно захихикали. Иринка продолжает, в том же порыве:
- А старшего сына колесили.
Сергей Николаевич, оказался человеком рисковым, и поинтересовался у студентки:
- Что значит "колесовали"? - и улыбнулся, думая, что этот вопрос заставит ее память привести пример из текста: этот страшный момент казни сына на глазах отца.
- А! - махнув рукой, ответила Иринка.
Сергей Николаевич уже пожалел о своем вопросе, но отступать было некуда. А Ирина с помощью жестов стала объяснять:
- Берут человека, - Иринка, изображая руками что-то продолговатое, -  Берут колесо, - последовала фигура колеса при помощи жестикуляции, - Человека к нему привязывают, дубинкой машут и..., - аудитория насторожилась в предчувствии апогея, - и только ошметки во все стороны летят!
Бедный, бедный Сергей Николаевич! Он откинулся на спинку стула и приложил руку к лицу. Казалось, что закурить он готов прямо в аудитории. Студенты, сидевшие над своими билетами, забыла про свои вопросы. Сергей Николаевич, как человек верящий в добро и красоту, решил уточнить:
- А от чего ошметки? От колеса?
- Нееет!.. - Иринка была безжалостна, - От человека, конечно.
Студенты, пишущие экзамен, точнее уже не пишущие, не могли остановиться. Но это обстоятельство, походу, не очень ее и волновало, потому что Иринка, как хорошая актриса, решила довести эту трагикомедию до кульминации. Конфликт спектакля, зрителями которого мы были, ждал своего часа.
- А потом они побежали от какой-то крепости,  - Ирина продолжала, - а за ними побежали ни то шляхи, ни то ляхи...
Сергей Николаевич просто уронил свои обессиленные руки на стол. Но тут же выпалил на всю аудиторию, вытаращив при этом глаза, сверля ими и Иринку и нас:
- Ладно еще не шлюхи!
Мы не знали то ли смеяться, то ли, как говорится, плакать. Особенно мне. Ведь я шла следующей. Однако итоге все, конечно, засмеялись. Экзамен я сдала на "отлично".

К слову сказать, Иринка - начитаннейший человек! Как она сама призналась, и за пять лет учебы с ней могу это подтвердить, она прочитала почти все по программе, еще и сверху. Просто именно «Тараса Бульбу» она, так сказать, проигнорировала. «Начала в школе как-то раз.... Не понравился он мне! Я даже кино это не смотрела», - призналась она.


Рецензии