Расстрелянный Герой своего времени

Посвящено Герою Гражданской войны (1917-1922/23) - легендарному  пилоту Николаю Николаевичу Васильченко


Тяжёлые  испытания и бурные стихии   -
как сталь в огне закаляли Россию.
А бесконечные страдания и сбои   -
порождали национальных героев.
И в Первой мировой войне   -
они ещё более закалились в огне.
Но классовые противоречия в стране обострились до предела
и обернулись тяжёлым недугом:
грянула  революция в 1917, что переросла в Гражданскую войну,
в которой народные  герои  стали истреблять друг друга.
И став лютыми врагами    -
они  были готовы  растереть один другого  - 
в пыль под ногами.
И много прекрасных российских людей   -
пали жертвой разбушевавшихся низменных страстей.
Однако с обеих сторон были и подлинные Герои,
что не били лежачих и готовы были, даже под страхом смерти,
твёрдо  соблюдать моральные устои.
И я выбрал примером пилота Н.Н. Васильченко  - 
одного из подлинных Героев этой жестокой эпохи,
судьба которого олицетворяет печальный период, 
что был полон громаднейших переполохов.

Итак, наш герой родился на Украине в 1896
и работал слесарем в железнодорожном депо - до Первой мировой войны.
В 1915 был мобилизован, служил авиамотористом
и до 1918 ничем не отличался от своих сверстников - ни с какой стороны.
В 1918 вступил добровольцем в Красную армию,
где сформировался как будущий  воздушный ас,
а в марте 1920 окончил лётные курсы,
определился в 5-тый истребительный авиаотряд и тут настал его звёздный час.
Был он самоотверженно-отважным пилотом
и предан своему делу целиком,
а сослуживцы в нём души не чаяли
и любовно прозвали его "Васильком".
Его имя очень быстро прогремело на всю Красную (и не только!) авиацию
и его доблестные подвиги превратили его в живое предание.
Это началось с того, когда Командование войск Перекопского направления  - 
возложило на него ответственнейшее боевое задание.
И 1 июня 1920 он отличился   -
на Врангелевском фронте под Перекопом,
когда получил задание сфотографировать укрепления Перекопского вала
и вторую линию его окопов.
Несмотря на губительный артиллерийский и пулемётный огонь,
он проявил целеустремлённость и самообладание -
и на ветхом самолёте (вопреки двум вынужденным посадкам) -
с честью выполнил боевое задание.
Вскоре после этого, он особо отличился на том же Врангелевском  фронте,
12-го августа 1920-го года,
когда в районе села Малая Каховка  - 
разыгралась воздушная драма в голубых просторах небосвода.
Это когда Красные навели понтонную переправу через Днепр
и Белые, увидев в ней приближающийся крах   -
бросили на неё 7 бомбардировщиков (DH-9*), чтоб разбомбить её в пух и прах.
Командир красной авиагруппы (Иван Спатарель)  - 
был крайне удручён происходящим, но бессилен был что-либо предпринять:
ведь все его самолёты были в деле
и некого было в воздух поднять.
И казалось ничто не сможет помешать белым самолётам  - 
в осуществлении их стремления:
разбомбить налаженную переправу и этим  - 
сорвать запланированное красными наступление.
Но тут вмешалась сама судьба, 
как бывает не так уже редко:
из-за облачка вынырнул маленький истребитель "Ньюпор" и на нём наш герой  -
возвращался из воздушной разведки.
И тут он, сразу и с размаху, принял решительное решение,
которое овеяло его бессмертной славой:
сорвать операцию Белым,
отогнав их самолёты от переправы.
Как сокол,  пикирующий на жертву, он атаковал ведущего группы,
который резко отвернул и временно вышёл из строя.
Однако белые бомбардировщики  -  быстро разобрались в обстановке
и перестроили боевой порядок для боя.
2 белых самолёта ринулись ввысь
и оттуда пикировали на красный истребитель, обстреливая его как умели,
но пулемётные трассы прошли лишь рядом с кабиной "Ньюпора"
и, к счастью нашего героя, мимо цели.
Оставшись невредимым, Васильченко атаковал один из самолётов
и, короткой очередью,  попал в него метко и ловко
и, клюнув носом, врангелевский самолёт начал снижаться
и врезался в землю за Большой Каховкой.
И снова, на счастье отважного пилота,
произошло нарушение строя:
ещё один белый бомбардировщик не выдержал напряжения
и ретировался из боя.
Однако ведущий группы оказался опытным боевым командиром, 
а также целеустремлённым и бравым   -
как подобало многим ярым идеалистам той кровавой эпохи,
что воевали ради идей, а не ради славы.
И, пристроив к себе четырёх остальных,
он снова повёл их к переправе.
И глаза наблюдавшего бой красного командира (Ивана Спатареля)  -
с надеждой сверлили небо и непрестанно взирали ввысь,
а губы с надеждой шептали: "Василёк! На тебя вся надежда,
так что смотри, держись!"
А Васильченко, набрав высоту, продолжал виртуозно маневрировать и стрелять  -   
и атакующий строй опять распался.
Ведомые, не доходя до цели, побросали бомбы и повернули на восток
и лишь ведущий остался.
У нашего Героя были на исходе горючее и патроны,
но остался неудержимый напор
и, несмотря на то, что перед ним был опытный ас,
он, используя лучшую маневренность "Ньюпора",
вышёл в хвост "Хэвиленду"
и выпустил в него пулемётную очередь  -  почти в упор.
Подбитый самолёт врезался в землю и на этом  -   
25-ти минутный неравный бой завершился сполна.
Он закончился блестящей победой Николая Васильченко
и переправа была спасена.
Наш Герой вернулся целым и невредимым на свой аэродром  - 
там все его восторженно встречали, 
а по пути - следившие за боем красноармейцы кричали "Ура!"
и вверх будёновки бросали.

Много подвигов совершил наш Герой и в дальнейшем,
что возвеличили его славное имя,
и, рьяно и целеустремлённо, продолжал выполнять боевые задания,
попадая из огня да в полымя.
В  сентябре 1920  -  он продвинулся   -
на должность начальника 6-го истребительного авиаотряда
и, за вышеописанные подвиги,  в 1921 г.  -  его дважды наградили орденом Красного Знамени,
что в те времена было наивысшей наградой.
После Гражданской войны был на ответственных должностях в ВВС РККА
и на военно-дипломатической работе,
а также продолжал с рвением повышать свою квалификацию,
самоотверженно утопая в труде и в заботе.
И Советская Родина отдавала ему должное  -   
щедро и без преграды,
а в августе 1928 он был назначен   -
командиром 10-й авиационной бригады.
В 1930-1932 гг. был слушателем в академии имени М.В.Фрунзе
и было в этом колоссальное усовершенствование квалификации.
После этого он в августе 1932 был назначен  -
помощником командующего войсками Приволжского округа по авиации.
С августа  1933  по февраль  1939 г. исполнял обязанности военно-воздушного атташе во Франции
и, по-видимому, отличился там на славу и на диво.
И Родина отблагодарила его:
в 1938 он был награждён орденом Красной Звезды и получил звание комдива.
И тут возникает проницательный вопрос,
который мне трудно осилить как таковой:
зачем и почему он был уволен в запас  - 
сразу же после возвращения домой?
В сентябре 1939  он, правда, был восстановлен в кадрах РККА
и определён в Военно-воздушную академию Н.Е. Жуковского как преподаватель,
но и ежу стало ясно, 
что его карьера в закате.
И, действительно, начиная с этого момента,
его карьера (ДА и ЖИЗНЬ!) не была продолжительной:
в июле 1940-го  -  его перевели в другую академию**,
но Родина  -  уже готовила ему удар сокрушительный
и уже  в августе того же года его назначили на административную должность***,
что оказалась кратковременной и завершительной.
1.6.1941 он был арестован (по обвинению в шпионаже и участии в военном заговоре) и окончательно выбыл из строя,
а в феврале 1942-го был расстрелян  - 
и так бесславно завершилась яркая и звёздная жизнь нашего Легендарного Героя!!!
17.9.1955 он был (правда, посмертно)  - 
полностью оправдан и реабилитирован,
но как бесконечно жаль, что невозможно воскресить тех,
кто был расстрелян и репрессирован.

Итак, наш Герой был всего лишь одной из жертв  - 
тех жестоких и беспощадных времён,
что пролилось в них морЯ крови и слёз  - 
всех тех, кто был на муки и страдания обречён,
а также были стёрты с лица земли  - 
многие миллионы  имён.
Он, правда, был идеалистом,
но не умер во имя идей,
а стал лишь одной из многочисленнейших жертв  - 
паранойи и шпиономании тогдашних властей.
Возможно, найдутся такие, что обвинят меня в незнании фактов,
на основании которых он был репрессирован,
но если это и так, то почему же, в конце концов,
он был оправдан и реабилитирован?

Исходя из вышесказанного, я желаю,
чтоб было предельно ясно:
то, что я выбрал героем эпохи именно красного пилота,
вовсе не означает, что я больше уважаю Красных.
Ведь воистину прекрасных людей, а также честных и смелых,
нетрудно было найти  -  и среди Красных и среди Белых.
И если мы ищем подлинного героя среди Белых,
что был безгранично своему долгу верен   -
генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель  - 
был воистину беспримерен.
Итак, с идеологической точки зрения  -   
я абсолютно нейтрален и не стою ни на чьей стороне,
а просто не нахожу никакого оправдания  - 
той  жестокой братоубийственной войне.
А насчёт политического режима в России:
я никому не даю никаких советов,
т.к. лишь российские граждане  - 
имеют исключительное право на это.
И лично я  буду приветствовать  - 
любую, избранную народом, власть,
что будет заботиться о благе населения России
и не даст её жителям пропасть.

В заключение, я  глубочайше потрясён всем тем,
что в те грозные годы свершилось,
но пламенно желаю, чтоб трагедии Октябрьской революции, Гражданской войны
и кровавые эксцессы 20-х и 30-х гг. ****  - больше никогда не повторились.


                ИосЭф МеерОвич (Израиль)




    * "Хэвиленды"
   ** служил преподавателем тактики ВВС в Военной академии командного и
      штурманского состава ВВС РККА
  *** помощником генерал-инспектора ВВС по военно-учебным заведениям
 **** 20-го века

   


Рецензии
С интересом прочла Ваш очерк. Да, "красное колесо" раздавило многих замечательных людей...

Политеист   04.02.2024 13:24     Заявить о нарушении
Очень рад, что Вам понравилось одно из моих важнейших произведений. А если Вам нравится этот жанр, то пока порекомендую ещё одно, а именно: http://stihi.ru/2020/12/20/3070 . Буду Вам очень признателен за оказанное внимание. С глубочайшей благодарностью за прочтение и оценку, ИосЭф.

Иосэф Меерович   04.02.2024 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.