Истина - Искусство - Жизнь

   Итак, истину, знание мы должны понимать как искусство, как творчество - то есть истина есть то, что со-творяется, делается, становится таковой - утверждается в соответствии с определёнными формами и образцами. Истина это не то, что уже есть, истина это то, что БУДЕТ, что мы утвердим как наше единственное и неповторимое ЕСТЬ.
   А искусство в свою очередь, как формы и образцы равняется на жизнь в самом широком и глубоком её понимании, то есть не на жизнь, как на бытовуху или как на голый эмпиризм, не на жизнь биологическую или натуралистическую, а на жизнь как на масштабное Бытие, на жизнь как на становление.
   Основание Истины - искусство. Основание искусства - Жизнь. Таким образом мы получаем полноценный круг того, что можно именовать Бытием. Если же эти связи отсутствуют или разорваны, то мы не получаем ничего, кроме "мёртвого знания", "фальшивого искусства" и "бессильной жизни".

   Разорвите, отделите одно от другого и не будет ничего у нас - ни Бытия, ни Становления.
   Каким образом может всё это работать не в разорванном варианте - вот дело мышления философа и дело человека в самой жизни.
Это вопросы, о которых не хотят думать, потому что они максимально просты, оголены, чаще всего предстают как схематичные, ибо мы не в состоянии взять их во всей их полноценности. Но эти вопросы можно рассматривать исторически и извлечь много опыта, и эти вопросы можно рассматривать общественно-лично и тоже извлекать опыт и уроки.
   Рассматривать же их на предельном философском уровне менее плодотворно, потому что в пределах самой философии они остаются на уровне общего подхода, направления и указания - максимум, и дополнительно помогают лишь "не останавливаться в своей голове", не замыкаться там, не спотыкаться - философия как бы подводит нас к более прозрачному взгляду на эти сугубо "практические" вопросы.

   Ницше пишет, что Истина и искусство находятся в ужасающем разладе.
Если для древних греков такого разлада просто не существовало, то Новое время не только хорошо знакомо с ним, но и довело это разлад до полного абсурда. Истины вкалачиваются в головы людей, насаждаются и повелевают в форме нерушимых законов, становясь и высвечиваясь как бы ПЕРЕД человеком - он с ними должен считаться. Между тем, Истина должна всегда появляться как бы и ВПЕРЕДИ, и ПОЗАДИ человека - Истина это то, через что человек проходит и проходя утверждает, а не то, чему он должен беззаговорочно подчиняться.
   Представление Нового Времени - открывать истины. Но как можно открыть то, чего ещё не существует? Что ещё только появится вместе с человеком, жизнью и Бытием? Истина это "стихотворение", которое уже волнует поэта, но ещё не написано. И если её некому будет написать, то она и не появится. Здесь нужен творец. Поэт упустивший стихотворение, прозевавший вдохновение, не сумевший воплотить его, реализовать, теряет то, что могло бы родиться, навсегда. Так и человек не утвердивший истину, остаётся в тисках "чужих" истин. И даже если отчаянно сопративляется им - обречён.
   Искусство становится вообще сердцем всего существующего, средоточием Сущего. Приобретает первостепенное значение. Но не то искусство, что известно нам до сих пор и довольно таки оторвано от жизни. Искусство самой Жизни - вот новое Искусство.
   И всё это ещё только должно родиться, потому что исторически всего этого ещё нет. История формировала для нас как таковые отдельные области - знания, искусства, жизни. Мышление также было отделено от жизни и упаковано в философскую форму.
   А задачи будущего - не только сломать барьеры между ними, но и выстроить новые связи.


Рецензии