Правота

Какова на ощупь правота, какова на вкус, в чем заключается ее услада, в какой именно момент и при каких условиях достигается предел удовольствия, заключенный в ее недрах? Предмет ли она желаемого или необходимого? Имеет ли она градации, степени и статус? Вписывается во временные рамки или является неизменной константой? Боюсь, все, намного мудрёнее и в разы проще. Правота, как определенная доля искомо человеческих понятий относится в разряд идеальных, имеющих в себе амбивалентную сущность, распространяющихся по всем направлениям равномерно. Это значит, что любой запрос поданный ей, будет иметь всегда и положительный и отрицательный результат одновременно, не противоречащие друг другу. К примеру: прозвучит вопрос: «Справедлива ли правота» - и да, и нет. Безусловно, правота будет справедлива к тому, кто в данный момент является ее носителем и ее приверженником: он проделал определенную психическую работу, спроецировал ее материальное облачение во внешний мир, отстоял аргументированными доводами ее позицию, отразил всевозможные противопоставления и вышел победителем в этой незамысловатой игре. Он вооружился основательными знаниями, приложил усилия и победил. Его правота принесла ему заслуженную награду – победу, признанною справедливой, узаконенной, нерушимой и это справедливо. Что же касается оппонента, падшего под грудой нерушимых фактов, униженного своей неспособностью отличить ложное от истинного, угнетенного презрением публики, беспристрастно созерцавшей его мучительное падение во пустыню беспомощности. Как быть с его усилиями, его стремлением стать на сторону правоты, его взглядами и ценностными понятиями, сокрушенными в один миг? Пусть, он был не так проворен и умен, не так усердно укреплял тылы своих позиций стающими аргументами, пусть он был хуже того, кто обыграл его на этот раз, но ведь не настолько, что первый вкусил полноценно из кубка победа, а второй заклеймен позором поражения. Разве, справедлива правота к нему, разве она щадит его, разве дает возможность на искупление. По всей видимости, правота справедлива к победителям и нещадна к проигравшим, видимо, правота не руководствуется гуманными канонами, а примыкает к числу сильных. Прав тот – кто способен выбороть право быть правым! Справедливо ли это в целом? – опять двоякое положение. Отталкивая от общих гуманных тенденций, мы возопим в сердцах, что нет, но слегка остудив свой пыл, придем к выводу, что вполне. Да, правота, произвольна и слепа, она не дает всем равных частей наслаждения, она воздаёт тем, кто сражается за эту возможность, а не есть ли высшим проявлением гуманизма умение мотивировать и направлять, подталкивать к новой борьбе и свершениям, окунать в грязь ради того, чтобы «падший» имел возможность очиститься? - и да, и нет! Давайте возьмем более глобально. По своей сути и стремлениям , правота не тождественна правде, она не стремится уравновесить величины, достичь консенсуса в конфликте, - она всего лишь, дает возможность одному взять верх над другим. Для нее не важно истина. Если субъект способен защитить ложь, лучше чем его противник отстоять правду – он будет правым, ибо он был сильнее, он заслужил возможность поставить ложь над правдой и это его награда. Разве это справедливо? – вы скажете «нет», и будете правы, но я возражу вам новым противопоставлением, разве не есть справедливость основным проповедником жизни, разве не благодаря ей она появилась как мерило общего порядка вещей? Разве не заслуга человеческой жизни, породившей прогресс и цивилизацию, в том, что понятие справедливость в принципе появилось как таковое? А не порожден ли прогресс конфликтов: знаний, мнений, эмоций, чувств? А не является ли он суррогатом природы, подтёсанным нами под шаблон комфорта и удобства, не искажен ли, ради нашего блага? Не есть ли ложь, одним из сдерживающих и сближающих социальных фактов, и не потому ли высшее ее проявление называют дипломатией и политикой? Не возведена ли она в ранг искусства и культуры как нечто незыблемое, посредством религиозных догматов и ценностей искусства? Только задумайтесь, что самая великая машина лжи, религиозный катафалк, является фактором, который долгие века был и остается нашим культурным наследием, а так же буфером воздерживающим нас от анархии. Безусловно, правота несправедлива, но, она справедлива своей несправедливостью, как некий идеал, не требующий порицания, сомнения и доказательств своей весомости по всем направления существующей модели социального общежития.


Рецензии