Жизненная необходимость рассуждения в наше время

Современная эпоха (та самая, что часто обиходно именуется словосочетанием «наши дни») предстает  как калейдоскоп все ускоряющихся чередований событий, новостей, явлений, современного лже- и мифотворения, ответно-мифологического опровержения (миф или ложь зачастую опровергаются или подменяются другими мифом или ложью).
К слову, именно на это счет я сочинил такие вот незатейливые и не слишком серьезные стихи:
                НЕМНОГО О ЛЖИ И ПРАВДЕ.

Проникновенно..
Но по сути явно лживо.
Лжец лжет лжецу очередную ложь.
И это та редкость,
Когда все очевидно.
Проникновенность
(как маринад для хрустких огурцов)
Заставляет
Двойную ложь
Как минимум, звучать правдиво.
И, зазвучав как правда,
Лжи слились с ней
И стали ей.

 ..Информационные войны, упомянутый выше специфический информационный поток, и в условиях жизни внутри этого потока - отсутствие времени на рассуждения, - создают все условия для острой необходимости рассуждать.
...Рассуждение необходимо по-максимуму применять в своей текущей, обычной (а тем паче — обыденной, поскольку обыденность — это серьезный признак деградации способности к рассуждению) жизни, то есть ЗАДУМЫВАТЬСЯ.. и ОСМЫСЛИВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ как можно большее число объектов (событий, явлений, новостей). При этом результат работы мысли парадоксально вторичен, поскольку важнейшая часть этой услуги самому себе и обществу состоит в процессе (подобно любой услуги в принципе, например, парикмахерской).   

Рассуждение есть способ правильного (то есть признанного таковым одним человеком или группой людей относительно себя или других) ПОНИМАНИЯ объектов, как способ: провокации дискуссий, столкновения мнений, выработки позиции (чего и/или кого бы то ни было относительно чего и/или кого бы то ни было), ее пересмотра в связи с изменившимися обстоятельствами или переходом на другой качественный уровень осознанного.

Изначальная способность человека рассуждать выражается в многочисленных «почему» едва научившегося говорить ребенка. В ответ на свои вопросы ребенок зачастую сталкивается с нежеланием родителей (воспитателей, родственников) тратить время и силы на ответ ПО СУЩЕСТВУ, и, тем самым, подспудно приходит к выводу об отсутствии необходимости осмысливать окружающие явления. Как результат, безусловно исключается из жизни следующий после ответа на «почему» вопрос: верю или нет? Обращенный к себе, разумеется. Наверное, этот этап можно назвать нарождающимся внутренним диалогом, результатом которого может быть утверждение для себя явления в качестве ОСМЫСЛЕННО-ПОНЯТОГО, либо требующего уточнений (новой серии «почему») с возвратом на второй круг внутреннего осмысления, либо НЕПОНЯТОГО, ЛОЖНОГО, с возможным возвратом к нему в последующей жизни.

Разумеется, что бывают ситуации, когда ребенок сохраняет способность к рассуждению, находясь с рождения даже в самой неблагоприятной обстановке. Невозможно описать все возможные варианты. Но можно сделать важный вывод из вышеизложенного: отсутствие или ограничение внутреннего диалога ребенка влечет необоснованное и избыточное табуирование им действительности.

Под термином необоснованное и избыточное табуирование я разумею восприятие жизненных явлений в навязываемой извне трактовке (очень часто выражаемой через запрет, что оправдывает отсылка к понятию табу), исходящей из достоверных для такого ребенка (а затем, без изменений в этом смысле, и для взрослого человека) источников.

Полагаю, что не будет ошибкой определить в качестве достоверных такие источники, которые определяют для ребенка/взрослого его комфортное состояние, оценивая его жизнедеятельность в целом или в частях позитивно или негативно («кнутом и пряником»), а именно: родителей (и/или других близких родственников), воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в ВУЗе, начальников на работе. Факты из достоверных источников воспринимаются в качестве истины, без обсуждения, внутренней критики, и оговорок.

Без рассуждений воспринимаются факты, навязываемые учебниками, пособиями, телевизором, интернетом (посредством рекламы, программ, игр, социальных сетей и т. п.). Жизненные явления так же навязчиво-бездумно разделяются на черное и белое, разрешенное-запрещенное, красивое-отвратительное и т. п. Жизнь человека лишается полутонов, оттенков, игры красок. Погода определяется как «хорошая» или «плохая» (а слова песни «у природы нет плохой погоды..» воспринимаются чудачеством).

В итоге получается тот самый человек бездумного и навязываемого извне потребления (от продуктов питания до произведений искусства или ремесленничества), который и составляет пока, к сожалению, основу нашего общества. Его антиподом выступает человек-разумный-мыслящий-рассуждающий.

Способность рассуждать в той или иной степени напрямую обусловливает ту или иную степень личной/внутренней свободы личности, как абсолютной ценности для любого человека. Поскольку эта свобода как раз и определяет способность человека проживать СВОЮ, а не чужую жизнь, наполнять ее теми смыслами и делами, которые свойственны или просто нравятся именно этому, отдельно взятому, априори уникальному индивиду.

На мой взгляд, любой человек (независимо от способности к рассуждению) чувствует необходимость жить в соответствии с собственными желаниями, просто у крайней формы потребляющего человека эти свои желания и ценности подменяются на искусственно-извне-навязанные квази-желания, квази-ценности и мечты.

Как правило, нерассуждающий человек не может творить, создавая произведения искусства, и лишается (или ограничивается в) способности к откровению, то есть познанию фактов (явлений, событий) вне рамок осмысления.

Вне сомнений, страдает и интуитивно-духовная сфера, поскольку в черно-белой жизни нет места разноцветной и неконтролируемой фантазии. Тупоголовый атеизм или ложная религиозность (в качестве примера: чинные походы в церковь как способа не заболеть/не умереть/больше зарабатывать, идиотская (на мой взгляд) традиция окунаться в прорубь) подменяют собой здоровые и природные понимания Бога как истинно-существующего-вечно-непознанного, а себя как существа смертного в любой последующий промежуток времени. Искусственное подменяет собой натуральное снаружи и внутри.

Истинные желания все равно барахтаются в чреве потребляющего мозга, и в критических ситуациях могут даже являться причиной суицида.
На этот счет я, кстати, где-то слышал или читал историю про крупного зарубежного предпринимателя, который повесился после того, как понял, что всего достиг (причем перечислялись конкретные вещи типа яхты и дома, обретя которые, он лишился смысла дальнейшего существования). И этот пример удачный еще и потому, что иллюстрирует отсутствие прямой зависимости между способностью рассуждать и способностью зарабатывать (а более точно - «наживать», как любил говорить один мой знакомец). Более того, в иррациональном зазеркалье (кажущемся его обитателям единственно возможным) общества потребления как раз-таки упорные (тупые/монотонные, это уж как придется) действия в рамках заданных извне шаблонов и лекал, неспособность критического отношения к происходящему, иногда обусловливают достижение финансового успеха усердному адепту товарно-денежного божества.

Рассуждающие философы могут всю жизнь просидеть в условной бочке,  ездить на трамвае и 10 лет ходить в одной куртке, но при этом условный философ (истинно-высоко-рассудительный человек) АБСОЛЮТНО ВСЕГДА будет НАМНОГО СЧАСТЛИВЕЕ (и это еще не так сильно сказано как надо было бы) условного потребителя. А иногда и намного богаче (если случается рассуждать в способствующих материальному богатству областях).

Итак, в нашем обществе есть рассуждающие и потребители. Ну, собственно, и что тут такого, почему именно увеличение популяции рассуждающих и сама способность рассуждать (как само-цель и само-ценность) так (настолько) жизненно необходимы? Ведь живем же как-то, ну и дальше проживем.
Так-то оно так, но есть нюанс. Который заключается в том, что потребительское общество намного больше подвержено кризисам (на личном, семейном, общественном, государственном уровнях), чем общество рассуждающих людей. Поскольку каркас шаблона — безумно-бездумное потребление, и главное целеполагание — безграничная нажива, вкупе с априорным противоречием с истинными желаниями и каждоличностным ощущением подмены жизни с настоящей на искусственную, по определению не могут обеспечить комфортное существование своим обитателям.
Это общество не знает слова «достаточно», живет по правилам вечной конкуренции, поедает самое себя, и само себя выблевывает. Вечные недо-пере-производства,  несуществующие склады и т.п. и т.д. одаривают человечество (включая его рассуждающую часть) кризисами, рецессиями, локальными и мировыми войнами, инфляциями-дефляциями, выдуманными индексами и другими мазохистскими радостями. Чудовищу потребления неведомо равновесное состояние.


Рецензии
Думается мне, что тяжело сейчас приходится в современном времени людям рассуждающим. И все меньше в них нуждается общество. И все больше их хотят истребить.. Дабы не усложнять жисть тех самых потребителей :)

Ирина Боярская   27.09.2016 15:39     Заявить о нарушении
Быть рассуждающим в современном мире (который велик, и есть разные места, поэтому я имею в виду Россию, каковую я почитаю одной из самых свободных в мире в широком смысле этого слова) как раз-таки несложно (гораздо проще, чем лет 20 тому назад): в интернет-пространстве куча информации и т.д. и т.п.
Проблема в том, что рассуждающим сложно СТАТЬ. Особенно, если человеком были получены ненадлежащие воспитание и образование.
Власть и деньги-имущие поэтому не ставят целью бороться с уже-рассуждающими, а прилагают основные усилия (так или иначе, действием либо бездействием, сознательно или подсознательно - неважно), чтобы таковыми не стало как можно больше человеческого материала.
Спасибо за Ваш комментарий, поскольку Вы тем самым заставили меня задуматься над вышеозначенным аспектом.

Дмитрий Усынин   27.09.2016 15:57   Заявить о нарушении