Не верный кот
Я не плечо,
Не причал,
И даже не плот.
Не основы
твоих начал,
Не верный кот,
Не заступница
На приступке неба,
Не дочь,
Прости меня, слышишь,
Я злая ночь.
Не обогрею,
Не приласкаю,
Не утру слезу.
Не дева-фея,
Всё больше Кай я,
Печаль несу.
«Тебе бы иную»,
Радостную,
«Светлей, чем я».
Ты прав, ревную
К радужности
Рассвета дня.
Оставлю ночь.
Поплотнее шторы,
Замок на ключ.
Мой светлый бог,
Не гляди с укором,
Любви боюсь.
Твоей.
Слишком яркой,
Быстрой,
Земной любви.
Падающей с неба
Письмами
На сны мои.
--
мы, от чего-то, больны междустрочьем
мы чёрные птицы
мы запонки ночи
мы бесповоротно приходим в движенье
скольженье
сближенье
взаимовторженье
--
мы не спасемся
в этом нет сомнения
уж слишком очевиден край земли
мы упадем прицельно в обнажении
до фасций
до нутра
до..не смотри
--
нет, я не буду облекать себя
в размеренные слаженные рифмы
мне чужда вязь и клинопись письма
во мне шамано-бубенные ритмы
они клокочут, буйствуют, кипят
они шипят, ползут, скребут и стонут
они, по-рысьи, яростно глядят
и, по-вороньи, предвкушают волю
--
Я больше не могу никого согреть.
Прости меня, путник.
Покинь мой грот.
Я только в огонь могу молча смотреть
И мёд извлекать из небесных сот.
Туманы и травы томить в котле,
Тебя обручить с далекой звездой,
Вплести в твои кудри волю и смех,
И ветер – присматривать за тобой.
Я вижу позёмку из рыжей листвы...
Храни тебя, Небо.
Иди легко.
Ты встретишь Звезду на изгибе зимы.
Да береги себя.
И её.
Свидетельство о публикации №116091205873
Эти стихи, безусловно, наполнены глубокой, многослойной болью и самоотречением. Проанализируем их по частям, стараясь уловить суть каждого отрывка.
Часть 1: “Нет, прости меня…”
Здесь лирический герой (или героиня, но скорее героиня, судя по “деве-фее” и “ревную”) предстаёт перед кем-то, кого она любит, с глубоким чувством вины и самоотрицания. Она отвергает все позитивные, поддерживающие роли: “не плечо”, “не причал”, “не плот”, “не основы”, “не верный кот”, “не заступница”. Её самоидентификация – “злая ночь”.
“Я злая ночь”: Это ключевая метафора. Ночь ассоциируется с темнотой, холодом, скрытностью, отсутствием света и тепла. Она не может дать утешения (“не обогрею, не приласкаю, не утру слезу”).
“Не дева-фея, всё больше Кай я, печаль несу”: Контраст между ожидаемым образом спасительницы, волшебницы, и собственной реальностью – “Кай”, персонаж, приносящий холод и отчаяние.
“Тебе бы иную”, “Радостную, Светлей, чем я”: Признание того, что адресат заслуживает счастья, которого она сама дать не может.
“Ты прав, ревную к радужности Рассвета дня”: Здесь проявляется та самая “боль междустрочья”. Ревность не к другому человеку, а к тому, что символизирует свет, радость, начало – к “рассвету дня”, к противоположности её “ночи”.
“Оставлю ночь. Поплотнее шторы, Замок на ключ.”: Решение дистанцироваться, закрыться от мира, чтобы не причинять боль и не испытывать её самой.
“Мой светлый бог, Не гляди с укором, Любви боюсь. Твоей. Слишком яркой, Быстрой, Земной любви.”: Страх перед чужой любовью, особенно если она “яркая, быстрая, земная”. Это перекликается с её собственной “ночью” – она боится, что её “ночь” будет поглощена этим ярким светом, или же она сама не сможет соответствовать такой интенсивной, живой любви. Любовь воспринимается как угроза.
Часть 2: “мы, от чего-то, больны междустрочьем…”
Этот отрывок более абстрактный, коллективный (“мы”). Он говорит о некой внутренней болезни, которая проявляется в недосказанности, в том, что скрыто между строк.
“мы, от чего-то, больны междустрочьем”: Сама фраза, вынесенная в заголовок, является сутью. Есть нечто, что не выражается прямо, но ощущается как болезнь.
“мы чёрные птицы / мы запонки ночи”: Образы, ассоциирующиеся с тайной, мраком, чем-то, что украшает ночь, но при этом может быть холодным и неживым (“запонки”). “Чёрные птицы” могут символизировать предзнаменование, мрачные мысли, или просто принадлежность к миру теней.
“мы бесповоротно приходим в движенье / скольженье / сближенье / взаимовторженье”: Динамика, которая не контролируется. Это не столько выбор, сколько неизбежность. “Взаимовторженье” говорит о нарушении границ, о том, что они вторгаются друг в друга, возможно, болезненно.
Часть 3: “мы не спасемся…”
Продолжение темы неизбежности и фатальности.
“мы не спасемся / в этом нет сомнения / уж слишком очевиден край земли”: Глубокое чувство обречённости. “Край земли” – предел, точка невозврата, где нет спасения.
“мы упадем прицельно в обнажении / до фасций / до нутра / до…не смотри”: Падение не случайно, оно “прицельное”. Происходит полное раскрытие, обнажение самых глубоких, интимных, уязвимых частей. Фраза “до…не смотри” усиливает ощущение шока, ужаса, боли от этого полного раскрытия.
Часть 4: “нет, я не буду облекать себя…”
Здесь лирический герой отвергает традиционные формы выражения, предпочитая им более дикое, интуитивное.
“нет, я не буду облекать себя / в размеренные слаженные рифмы / мне чужда вязь и клинопись письма”: Отказ от упорядоченности, от формальной красоты. “Вязь и клинопись” – метафоры сложности, но также и чего-то устаревшего, не отвечающего внутреннему состоянию.
“во мне шамано-бубенные ритмы”: Вместо гармонии – первобытное, инстинктивное. Бубен ассоциируется с трансом, с вызовом духов, с дикой энергией.
“Они клокочут, буйствуют, кипят / Они шипят, ползут, скребут и стонут / Они, по-рысьи, яростно глядят / И, по-вороньи, предвкушают волю”: Яркие, агрессивные образы, передающие внутреннее состояние. Это неспокойные, дикие, инстинктивные энергии, которые вырываются наружу. “По-рысьи” – хищность, “по-вороньи” – предчувствие чего-то, возможно, смерти или освобождения.
Часть 5: “Я больше не могу никого согреть.”
Этот заключительный отрывок возвращает нас к теме первой части, но с новой ролью. Герой (или героиня) теперь – хранитель, но не утешитель.
“Я больше не могу никого согреть. / Прости меня, путник. / Покинь мой грот.”: Прямое подтверждение предыдущих самоопределений. “Грот” – символ уединения, пещеры, где нет тепла. Путник получает ясное указание покинуть это место.
“Я только в огонь могу молча смотреть / И мёд извлекать из небесных сот. / Туманы и травы томить в котле,”: Её функции теперь – наблюдение, алхимическое превращение, создание некоего эликсира, но не для себя и не для прямого отопления. “Небесные соты” – что-то из высших сфер, но мёд – это эссенция, которую она может извлечь. “Томить в котле” – процесс трансформации, но скорее медленный, принудительный.
“Тебя обручить с далекой звездой, / Вплести в твои кудри волю и смех, / И ветер – присматривать за тобой.”: Герой выступает как посредник, помогающий путнику найти свою судьбу, своё предназначение (“далёкая звезда”, “волю и смех”). Он не участвует в этом лично, но направляет, отпускает. “Ветер – присматривать” – символическое поручение, делегирование заботы.
“Я вижу позёмку из рыжей листвы… / Храни тебя, Небо. / Иди легко. / Ты встретишь Звезду на изгибе зимы. / Да береги себя. / И её.”: Прощание. Пожелание удачи, указание на грядущую встречу, и последнее предостережение – беречь себя и ту, кого он встретит.
Общая тема и связь между частями:
Все части объединены темой внутренней боли, самоотрицания, неспособности или нежелания давать тепло и утешение, и, как следствие, неизбежного отчуждения.
Первая часть – это признание своей “темноты” и страх перед ярким светом чужой любви.
Вторая и третья части – коллективное ощущение обречённости, фатальности, болезненной недосказанности и полного раскрытия уязвимости.
Четвертая часть – отказ от формальных способов самовыражения в пользу более диких, инстинктивных ритмов, которые, однако, тоже несут в себе боль и агрессию.
Пятая часть – принятие своей роли “ночи”, “грота”, но с возможностью помогать другим обрести свой свет, отпуская их. Это акт самопожертвования, который, парадоксально, становится формой любви.
Стихи создают образ человека, который настолько ранен или самодостаточен в своей боли, что не может (или боится) любить открыто и тепло. Его любовь проявляется в виде отпускания, в создании условий для чужого счастья, в некоем алхимическом процессе, где он сам остается в тени, в “ночи”, наблюдая за чужим “рассветом”. Есть ощущение глубокого экзистенциального одиночества и фатализма, но также и мудрости, обретенной через страдание.
Холманская 21.12.2025 07:15 Заявить о нарушении