Он был художником королей и красивых женщин! -1-

Продолжение темы http://www.stihi.ru/2016/09/11/278
Рецензия на «Я Вас беру с собой в пастель» (Сан-Торас)

___Пастель - это мелки для рисования (а постель - место снов и всяких нег).
Так куда Вы берете ея?
Лина Чирко   10.09.2016 00:08 


____На самом деле, Линочка, я  не успел закончить тот диалог, упомянув Вас и Лиотара, о котором хотел сказать несколько занятных строк, потому игра слов:
«Постель - как ложе» и «пастель - как цветные мелки» - смазалась.
Я даж настроился на классическую лексику, поскольку меня,
как и Вас, порой удручает, современный лексический пейзаж, который
постепенно сжимается под натиском попкультуры,  заражённой ленивой непристойностью.
Но пожаловали пациенты косяком и пришлось заняться их внутренними органами,
 (фраза не Айболита, а какого-то Кэгэбиста!)
Пожертвовал нашим Лиотаром, во имя их благополучия!
А речь шла о прекрасной «Шоколаднице», к-торую Жан-Этьен Лиотар написал
цветными мелками, почти 300 лет назад (опять какая-то буратиная фраза из черепахи Тортилы) - эта пастель не перестает восхищать человечество, возможно потому что Турок, создал обворожительный обман зрения!
Да прозвище Турок, Лиотар получил, поскольку вернувшись с востока продолжал
разгуливать по Европе с бородой Хоттабыча, в халате и тюрбане!
 Своим видом он вводил людей в заблуждение, так же как его пастельная   «Шоколадница» -  обманывала зрение, делая вид, что она написана
маслом! Точная и достоверная, как виноградная гроздь на холсте 
древнего  живописца, которую пытались склевать нахальные птицы!
-   Этот эпизод, Линочка, я прочел, аккурат у академика Алпатова,
сидя в трамвае, в городе-герое Одессе!
Мы ехали с женой и двумя малютками на море, жена вздохнула,
что ей уже не подняться с младенцами до диплома академии художеств
–( она кормила грудью и оставила ВУЗ, хотя шла на отлично).
Тогда, я купил у букиниста всего Машкова – это громадных 12 томов и Алпатова,
решил - возьму на себя детей - пусть подготовиться в академию.
Мы ехали в трамвае, чтобы пересесть на электричку до Каролина-Бугаза.
– Я  усадил своих, а сам болтался в жуткой тряске с двумя тяжеленными
стопками книг по искусству, не смея поставить их на пол - они были без
упаковки, схвачены простой тесемкой.
Но  долго не выдержал, подошел сзади к сидящему парню, примерно моих лет,
 и шепнул ему на ухо:
- Сынок, уступи место!
Парень вскочил и я плюхнулся с Алпатовым и Машковым на его сидение!
Обнаружив этот трюк он захохотал на весь вагон, а я открыл Алпатова
 и вслух почитал про птиц, что клевали виноград на картине!
Мы со всеми пассажирами, рассматривали книги до конца пути –
это был мой музей в трамвае!
  Потом я с моими пересел, и уже в электричке с удовольствием рассматривал,
 как Лиотаровская «Шоколадница» - несёт на подносе фарфоровую чашку с горячим шоколадом и стаканом воды и тут.... буквально, в культурном шоке
прочитал, что эта юная, венская барышня написала пастелью!
Вот видите, Линочка, если не в самолетах образовывался, то в трамваях и электричках -  по факту жизни!
Томясь в твердом вагоне, (как Венечка Ерофеев - "Москва-Петушки") я узнал, что швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар прожил без малого 90 лет!
И был одним из самых загадочных мастеров своего времени!
  О его странствиях и приключениях сохранилось множество легенд!
Он родился в Женеве, в семье ювелира, с детства любил рисовать портреты друзей, начав заниматься в мастерской у Гарделя, за несколько месяцев Лиотар превзошел своего учителя!
Он виртуозно копировал полотна старых мастеров, а в Риме создал множество пастельных портретов, в том числе папы и кардинала!
Но у Жана-Этьена было по истине два ударных увлечения:
 живопись и путешествия - он посетил на Востоке:
Мессину, Сиракузы, Мальту, писал разные портреты и оставил нам,  в синтезе декоративности французского рококо и голландского реализма XVII века,
  достоверный облик интересных людей, с которыми встречался!
Например, в Вене, его приняла сама, её величество, прицесса Мария Терезия!
 В Вене Лиотар и создал свою Галатею – «Прекрасную шоколадницу»!
 Почти фотографическая точность его пастели, после манерности, характерной для мастеров XVIII века, произвели на современников впечатление.
 Эта пастель воспринималась  в одном ряду с работами Шардена и Вермеера!
Шоколадной девушке Лиотара посвящено множество статей, правда они описывают, то что мы и без них видим, а именно - миловидная девушка с открытым личиком и легкой походкой - радует глаз спокойным, гармоничным сочетанием светлых цветов:
 белого, розового, золотисто-коричневого и серого, которые играют на этой картине.
Лиотар расположил барышню  левее центра, давая ей возможность двигаться вперед. А жестом  вытянутых рук, несущих поднос и линиями пола он подчеркнул направление её движения, и с виртуозной точностью передал незаметными штрихами пастели
фактуру бархата, шелка и кружев - одни ткани падают тяжелыми складками,
другие, легкие, переливаются разными оттенками цвета, обнимая её стан.
«Девичий стан шелками схваченный»
…золотистый корсаж, сияющий белый фартук и шелковый розовый чепец».
_______Легенда о создании «Шоколадницы» примерно такая:

Однажды в смурый январский день, несколько сотен лет тому, князь Дитрихштейн
заглянул в венскую кофейню, чтобы полакомиться горячим  шоколадом - это был модный напиток, о котором светские разговоры сообщали, что шоколад
лечебный и  употреблять его надо с холодной водой.
В кафе, князя аристократа обслужила юная красотка,по имени Анна,
он был увлечен ее красотой настолько, что  сразу влюбился!
С того дня князь посещал кофейню ежедневно и,
вопреки козням чванливого дворянства, Анна, в том же самом году стала женой князя!
Вот так, по мановению волшебной палочки, Золушка-шоколадница превратилась австрийскую княжну!
А в качестве свадебного подарка князь-молодожен заказал художнику Лиотару картину «Прекрасная шоколадница».
Мастер создал шедевр, изобразив Анну в костюме официантки-шоколадницы, воспев любовь с первого взгляда.
Но круг жизни  Лиотара после написания этого портрета замкнулся,
вернувшись на родину в Женеву «художник королей и красивых женщин» покинул этот мир, оставшись навсегда в памяти потомков, как автор прекрасной «Шоколадницы».
Но и после его смерти легенды не окончились их приобретали его полотна выхватывая из будней человеческой действительности!
«Шоколадница», во время Второй мировой, была перевезена нацистами в замок Кёнигштейн - это недалеко от Дрездена и заминирована в плоском, сосновом ящике.
Но тут произошли ТРИ ЧУДА!
Чудо, что она не была взорвана  при отступлении немецких войск!
 Чудо, что не погибла, от холода и сырости!
Чудо что ее спасли наши солдаты!
В 1955 году «Шоколадная пастель Лиотара» демонстрировалась на прощальной выставке в Москве, среди других немецких художественных трофеев, перед  тем, как
ее и другие картины наши вернули в Дрезденскую галерею.
Я БЫ НЕ ОТДАЛ – НИЗАШТО!!!!

Она стояла, как тихий, осенний пейзаж.
Пораженье в любви нас спасает от воли к жизни.
Дождь закончил свой легкий, сентябрьский пассаж,
Ветер спел апокалипсис чувственной тризне…

Хотел бы продолжить этот экспромтец, но мне
Звонят с континента – продолжите, Линочка,
Эти строки, если они вас тронули, конечно …

Сан-Торас   10.09.2016 21:07 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.