2016 - 8 конкурс. Итоги. Феликс Гойхман

1 место
6 Улыбаясь одним уголком губ

Раньше бывало выйдешь зимой из клуба —
город, снежком укутанный, седовлас,
рядом девчонка трётся, смеётся глупо,
словно не в курсе, что бедствует Гваделупа,
или не знает про гибнущий Гондурас.

Нежно её улыбку возьмёшь в ладони
мол, погоди смеяться над всем подряд...
Мы не могли подумать, что «Курск» потонет,
и ничего не слышали про мельдоний,
но пропустили пару Олимпиад.

Вместе букварь был пройден до половины,
мы заблудились где-то на буквах «оп».
Тот, кто не скачет, вечно во всём повинен.
А на страну накатывалась лавина, -
и не случилось вовремя крикнуть: стоп!

Время уходит, тянется по минуте
из гондурасов бедных и гваделуп,
манит простором... А голову так закрутит,
что убедишь себя: круто ведь было. Круто!
И улыбнёшься одним уголком губ.

Рецензия
Наконец-то, живой, ироничный и самоироничный голос человека, и все это как лёгкий искрящийся туман над нежностью к прошлому, над первой, подростковой любовью. Знаю, кого-то смутит эта улыбка одним уголком губ, но если они способны выразить двойственное отношение к собственной юности иначе, не двусмысленной улыбкой, а чем-нибудь другим, пускай бросают камень.
==========================================

2 место
8. Темнота

"Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой."
А.П.Чехов

Пепельница плюётся окурком,
окурок падает и прожигает скатерть.
Образуется дырка. Или дурка?
Время не катит. 
Точнее, катит, но не туда.
Секундами капает день. Синхронно – вода 
из крана.
Ложиться рано.
Наблюдаю за мотыльком:
как он ищет защиты у люстры под потолком
от темноты
"Эй, ты!" -
окликаю.
Насекомое удивляется: "Кто такая?"
А кто я? Не отвечаю.
Хочется выпить крепкого.
Чаю.
И конфет вместо сигарет.
Счастья нет.
И не будет.
Л-ю-ю-ди!
Я вас когда-то видела наяву?
Непонятно, кого и зачем зову.
Никто не слышит.
Кошки орут на крыше.
У них не кончается весна.
А я сижу одна
и легко
(в недрах души, ну очень глубоко,
ощущая себя поэтом),
пишу какую-то дребедень.
При этом
темнота незаметно съедает день...

***

День почти растворился в утробе тьмы,
и со мной перешёл на "мы".
Из солидарности я к нему проявила милость.
Заулыбались лампочки включённые.
Пантера чёрная
споткнулась о люстру и подавилась,
поперхнулась, спряталась и стала рыжей.

Мотылёк к предмету своей мечты подлетел поближе.
Нарезая круги, притягивал киловатты.
Как же мне спасти этот глупый комок мохнатый?
И крылатый.
Эй, дружок, послушай, твой танец шалый
может стать последним. 
Раз так, пожалуй,
отбирать не стану у тьмы обречённый день я,
а верну прожорливой хищнице на съеденье.

Рецензия
Интересные стихи, написанные в жанре потока сознания. Большинство реакций и умозаключений оправдано и уместно. Немного нарочитый словарь. Пепельницы плюются окурками, а ночь, почему-то, прожорливая хищница. Есть и другие примеры, но достоинства перевешивают.
==========================================

3 место
3 Санькин зонт   

Зонтик. Обычный чёрный.
Санька. Простой пацан.
Сдали. Зачёты - к чёрту!
Дождик, как в барабан

Лупит. Бегут девчонки,
Жмутся под чудо-гриб.
Смеха раскаты звонки.
Что нам ангина-грипп!

Зонтик - мишенью в тире
Ливня, но горд и крут.   
Стать бы ему пошире!
Вряд ли, не парашют.

Тесно! Зато есть повод 
Ближе к руке прильнуть.
Санька красив и молод,
Жаль, что женат чуть-чуть...

Годы слились с дождями.
Мыслей и дней поток...
Санька уже не с нами.
Лучшим - пораньше срок.

Небу в его чертогах
Тоже нужны врачи. 
Будет полегче богу
Души людей лечить.

Это наивно, глупо?
Вдарил в мозги озон?
Ночи уютный купол,
Словно знакомый зонт.

Рецензия
Главная проблема - скудный словарный запас, не обычный, который есть у каждого человека, а специфический, осваивающийся с опытом писания стихов, ведь поэт с годами создаёт собственный словарь. И когда это случится, просторечное 'вдарил' перестанет соседствовать с  устаревшим, насквозь литературно-церковным 'чертоги', или они оба станут уместными. В целом же образ зонта-свидетеля написан чётко, в динамике развития.
==========================================

4 место
5 Terra Incognita   

 Утро играет стаккато кофейными чашками. Чайник свистит полицейским с разбуженной улицы. Хлеб с ветчиной. Занавески  белеют ромашками…
   Кто-то проходит на кухню и Ею любуется. 
Ею ?
Прикосновенья становятся рваными ранами…Мысли размыты,  движенья давно обесточены…
   Ей не дано выбирать между прочими равными. Все же в сравнении с Ним стали равными прочими…
  Но в совершенстве владеет Она ситуацией: выскользнет вмиг из объятий ужом неприкаянным. Стоит лишь только одной в своих мыслях остаться Ей, как обесточенный провод искрит замыканием…
   Ей бы туда, где маршруты желаний не хожены, где полуночные всхлипы становятся стонами, где Его страсть - не шипами, а  нежными розами в Ней прорастет, зацветет огневыми бутонами…
  Но каменистая почва Его неприступности не оставляет надежды, рождая отчаянье. Разум Ей шепчет: «Заканчивай. Всё это глупости. Всё ведь проходит. Придет и сему окончание».
  Время поставит свой крест на Её полумесяце, выжжет желанье достичь Его Terra Incognita. Выгорев, переболеет Она, перебесится, вмиг ощутив, до чего Её сердце исколото …Взгляд потускнеет, цветное оденется в серое. Тот, кто на кухне, Ей станет родней и привычнее. Боль перестанет играть с оголенными нервами…Все утрясется, уляжется…
…дело обычное…

Рецензия
Жестокий романс, возможно, навеянный Мандельштамовским Кинематографом, возможно, ещё чем-то. Весь антураж налицо: рваные раны, полуночные всхлипы и стоны и тд и тп. Очень нарочитое стихотворение. Между тем, в нём описывается развитие взрослой женщины, через юношеское смутное томление, через катаклизмы первой и не первой влюбленности, к мудрости и уравновешенности взрослого состояния. Может, именно потому, что, вопреки всем этим неуклюжествам, эта женщина все-таки проступает, я и отправил данные стихи не в 'обоз', а в голову 'колонны'.

=========================================

5 место
10.  Казань 

Он был поэт, каких один на сотню.
Жена его осела в Миннесоте,
а он не смог: тянуло в курский лес.
Затем Москва - и новые высоты.
Его портрет поэзией был создан
из апокоп, эпифор, катахрез... 

Поджар и борз, как племенной уиппет,
он звал меня в Казань - "культурно выпить":
"Решайся!" - губ манила новизна...
...в его "Рено" пиратский реял вымпел.
Был ром, был трюм - и я стонала выпью,
но вам об этом лучше бы не знать!

Потом Москва - и многия заботы:
муж, сын, ремонт - от кухни до субботы.
Звонил ли он? Да! Звал "на липтон-чай"!
Но то спортзал, то пьянка, то работа,
то зуб, то суп, то новый фильм про Бонда...
...kogda uviju? - skoro, ne ser4ai!

Он был... он - был! И вдруг его не стало.
В сети писали: канул с полустанка
под скорый Чебоксары-Элиста,
и - в добрый путь! - махали "шорт-листами"...

..я из стихов его сложила стаю
японских журавлей... вру! - сотни стай
прилежной дурой - с дружественных лоджий
подбрасывала в синь, но было б ложью,
что ветер их подхватывал, сказать.
Нет! - ветер их ронял к ногам прохожих...

Он снится мне. Он прежний, но моложе
меня. Зовет в нездешнюю Казань.

Рецензия
 Первое, что меня смутило, странная привязанность автора к  иноязычным заимствованиям, типа эпифора и катахреза. Разумеется, это термины риторики и стиховеденья. Вопрос, зачем сваливать в кучу подобную терминологию. Я ничего не имею против лексических экспериментов в стихах, но тут есть одна тонкость. Если существует выбор, стоит воспользоваться более употребимыми словами, иначе может возникнуть не катахреза, а балаган. Скажу как есть, одних потребностей ритма и рифмы типа катахрез-курский лес или уИппет-выпить, маловато, чтобы оправдать такое. Нужно что-то ещё. Вероятно, мне возразят на это, что сам описываемый поэт мог отличаться особенным неискоренимым пижонством, и для его характеристики нужна была какая-то пикантность, но я на это отвечу, может быть, но при чем здесь Курский лес, и если так, не следует ли это противоречие обыграть? Есть и другие недообыгранные места:
Из стихов покойного поэта ЛГ сложила сотни японских журавлей и прилежной дурой с дружественных лоджий подбрасывала их в синь. Что тут скажешь? Все это очень может быть, один вопрос, почему дура прилежная? Потому что это дурацкое действо  - завещание поэта? Ответа нет. И при том при всем, в стихе то и дело возникает особая свобода, сказывающаяся в легких и прочных синтаксических сооружениях.
Жена его осела в Миннесоте, -
а он не смог: тянуло в Курский лес.
Это писала крепкая рука, и мне жаль, что эта рука включалась только время от времени.
==========================================

6 место
9.  Волшебный трамвай 

Трамвай катился меж домов
на склоне дня,   
взлетал по радугам мостов,
нутром звеня.
Колеса выбивали дробь
на стыке рельс,
без керосина и без дров
справляя рейс.

Огней разбрызгивался свет,
стекал волной.
Был стар трамвай-кабриолет,
окрас – гнедой.
Он дребезжал, скулил, хрипел,
но рвался в бег.
Волшебный ты, трамвай-пострел
поспел в наш век…

Вези меня, мой старый друг
седьмой маршрут 
(готов ещё пойти на круг
не нужен кнут).
Вези меня по руслу грёз,
в мечту закинь,
ты верный друг, служивый пёс,
резвись! 
– Дзинь-дзинь…

Рецензия
Чередование четырехстопного ямба с двухстопным требует некоторой сноровки. В данном случае, это требование не может быть не удовлетворено. Проблема в том, что за все надо платить. Короткая, двухстопная строка часто выпадает в ритмический шлак. Лучше всего, говорю по опыту, когда короткая строка представляет собой речевую устойчивость, которая необязательно должна быть клише. Автор справляется с этой заковыристой задачей, поэтому попадает на 'сторону света'.

==========================================

7 место
4.   Не уйти

Нехотя смирению учусь,
привыкаю к боли и потерям,
затупились лезвия у чувств,
обломались острия у терний.

Спор с упрямой совестью лукав.
Мне бы помолиться до того, как
ночь луну вмурует в облака,
и потупит взор свой волоокий.

Ни в себя, ни к Богу не уйти.
Намотаю нить судьбы на палец.
Нищеты картофельный мундир
каждый день пытается напялить.

11.2015.
Рецензия
Вершина нижней половины моего  шорт-листа. Звучит иронично. Главных недостатков - два, связанные друг с другом. Стихотворение очень неконкретно, наверное, поэтому в нем не чувствуется точного глаза и уверенной руки. Хотя, может быть, все наоборот, у автора нет ещё нужного опыта, чтобы описывать едва ощутимые процессы в душе человека, ЛГ, себя самого, поэтому картинка выходит довольно путанной и расплывчатой. Лезвия чувств, острия терний (которые шипы), упрямая совесть, волоокий взор, нить судьбы. Что должно случиться, чтобы этот набор клише пришёл в движение и стал образом? Я не знаю. Хотя кое-что, все-таки, по-хорошему поставило меня в тупик. Не вмурованная в облака луна, не то, что спор с упрямой совестью лукав, а намотаю нить судьбы на палец. Что это значит, мне невдомек, но это будит мою фантазию.

==========================================

8 место
12.  Пальто 

В марте обесснеженном, грязном и сыром,
Шло по тёмной улице тёмное пальто.
Не янтарно-карее, как гаванский ром,
Не как синеводная ледяная Томь.
Не чернично-сочное, как под елью тень,
По весне упавшая в сизый сумрак дней.
Призрачное, тихое средь людей и стен,
Чёрное-пречёрное, темноты черней.
Бережно и ласково, нежно и тепло
Человека доброго в глубине несло.

Рецензия
Между прочим, неплохое стихотворение, мне даже жаль, что оно попало в нижнюю половину списка. Почему неплохое, потому что композиция его убедительная, работающая на суммарный образ стиха. Это уже - не набор строчек, а текст, претендующий на целокупность.  Да, особой оригинальностью употребленный в стихотворении прием не отличается. Два примера навскидку: Герберт Уэллс и Бродский, у которого можно найти любые примеры: тело сыплет шаги из мятых брюк. И все равно, это не объясняет положения стиха в шорт-листе. А заставило меня отнять призовые очки у, безусловно, талантливого автора, не слишком умелое описание заглавного персонажа. Нам пытаются описать цвет пальто, как в математике, от противного, между прочим, излюбленный приём еще одного законодателя литературных мод, Даниила Хармса. Цвет пальто не как у рома (между прочим, бывающего и белым), главное качество которого: прозрачность, полупрозрачен янтарь, радужка глаз, а ром прозрачен. Следующая позиция: река Томь, которую видели не все читатели, но даже те, что видели, думаю, поинтересуются: так синеводная река или ледяная? Вместе эти два качества сложно представить. Следующее, чернично-сочная тень. Чтобы представить такое, нужен художник передвижник типа Куинжи, словами ЭТОГО не передать. Но автор пытается и попадает в ещё больший просак. Чернично-сочная тень у него падает в сизый сумрак дней. В результате оказывается что загадочное пальто чернее темноты, оказывается, оно не прозрачное, а призрачное. Короче, вопросы, вопросы, вопросы.
Раньше в таких случаях говорили, что автору нечего сказать. Я бы не был столь категоричным, тем более, для поэта, освоившего форму, содержательность - дело наживное.
=======================================================

9 место
11.  Город мастеров 

Старую добрую тьму
свежим преданием красим.
Там, за рекою – Муму,
ближе, на судне – Герасим.
Вечный посыл "я гребу",
славный настой на пургене.
Всё это видел в гробу
мастер пейзажа Тургенев.
Но с лошадиным лицом
движем: за вехою веха.
Это заел огурцом
мастер банальности Чехов.
Глыбой торчат словеса,
в каждом присутствии давка.
Это давно описал
мастер реальности Кафка.
Буйный, привычный понос
спутник вставаний с коленей.
Это до граждан донёс
мастер прихода Пелевин.
Полный абзац в головах,
часть кормовая в эфире.
Так изложил в двух словах
мастер участка Порфирий.
В городе прячут глаза,
смертные ищут обитель.
"Я не забуду..." – сказал
мастер своей Маргарите.

Рецензия
Это стихотворение я склонен отнести к жанру поэзии дымовой завесы, ещё её называют иронической поэзией. В качестве известного её представителя могу назвать Тимура Кибирова, а вообще, имя им - легион. Дымовая завеса потому, что за игрой, шуткой, гротеском прячется стыдливый, иначе не назовешь, автор. Чего я жду от такой поэзии? Изобретательности, аттрактивности и технического блеска. Хотите прятаться, извольте, но закружите меня в карнавале. Попытку устроения такого карнавала я увидел в этом стихотворении. Почему оно оказалось в хвосте списка? Вопрос непростой. Изобретательности автору хватает, ему не хватает чувства меры, что всегда очень важно, особенно, когда на кону ничего кроме блесток не стоит. Вот, несколько характерных примеров.
Буйный, привычный понос спутник вставаний с коленей.
Все это видел в гробу мастер пейзажа Тургенев.
Полный абзац в головах, часть кормовая в эфире.
Это заел огурцом мастер банальности Чехов.
К сожалению, единственного мастера банальности, которого я увидел в этом тексте, был сам автор.
==========================================

10 место
7.  Абсурдное

Куда-то по стене наискосок
 тянулась ночь безумной канителью...
  - Всё шастают и шастают за дверью!
взглянув в себя, сказал дверной глазок. -

  - Как будто там - народная тропа, - -
добавили ехидно половицы;
хотелось дверь открыть и убедиться,
но ключ от дома с вечера пропал.

Комод протяжно скрипнул и затих,
уставившись в разводы на обоях,
собачились ботинки меж собою
 о том, кто шёл проворнее из них.

  - Хоть надевай передник и кухарь,
чтоб для себя состряпать угощенье!
от прочих не скрывая возмущенья,
бурчала мышь и трескала сухарь.

- Зззздесь всё не так, ззззздесь всё всегда не то,
навязчиво жужжала сверху муха,
и с вешалки задумчиво и глухо
 вздохнуло неожиданно пальто.

В тиши проскрежетал дверной замок
ключ наконец-то найден был и вставлен...
прокралось солнце в щели между ставен
 и сон, в подушку спрятавшись, замолк.

Рецензия
Единственным достоинством этого стихотворения могу назвать то, что его автор не стремится подняться выше Александрийского столпа, и пишет о близких, знакомых ему и каждому вещах. Что правда, без клише 'народная тропа' он не обошелся. Это тоже непросто, писать о близком, поэтому ключевым недостатком его я назову явление, которое художники называют 'не в характере'. И правда, мне тяжело представить, как мышь бурчит, солнце прокрадывается, пальто на вешалке вздыхает, ботинки собачаться и тд. Все это в большей или меньшей степени можно довести до ума, заставить картинку ожить, но для этого одного воображения и расхожего словарного запаса мало, нужен опыт, а его пока категорически не хватает.
==========================================

11 место
2. Птицы над Невой

Давай со мной по городу гулять,
айда на свет, на детский лепет!

1.
Крестом казалась буква «ять»
в пайковом хлебе. 

Бурун на пляж напяливал бушлат,
омыв слова на бескозырках, омыв
полмарта вспоротый Кронштадт -
стенал и зыкал.

Октябрь ослеп, скроив из кумача 
крыло себе, и год от года   
качал на ситце палача 
врагов? 
народа?...

2.
Таращатся в блокадный сумрак львы,
но, воскрешая птичьи корни,
вспорхнул у шпилей вдоль Невы
наш Лёва-дворник,

и в небо потянулись, вслед ему,
кто - семьями, кто - в одиночку,
в пайках им раздают луну 
лишь по кусочку.

И только ввысь! нам дважды не упасть,
взлетаем с рдяной глади наста
при артобстреле эта часть
всегда опасна...

Рецензия
 Стихотворение, написано в жанре 'город нашей славы боевой'. Наверное, существуют и более значительные тексты в этом жанре, данное творение таковым мне не показалось. Я бы выделил в нем три категории недостатков.
1. нелепости типа вспоротого, как будто, это - гамбсовский стул, Кронштадта или луны, которую в пайках раздают по кусочку.
2. неточности типа львов, которые таращатся в блокадный сумрак, или какие-то воскресшие птичьи корни.
3 клише типа шпилей вдоль Невы, пайкового хлеба или врагов народа.
В качестве достоинств стихотворения, увы, мне выделить нечего.
==========================================

12 место
1. about love   

не ропщем мы на ветхую обитель 
час не ровён, остался только час.
в стране слепых написано: смотрите.
и мы глядим, как кто-то смотрит нас.
бывает, горю не протянешь руки 
на помощь и наотмашь - от души.
не помогают выдумки и трюки
и хоть ты кол на голове теши.
мы связаны и ждём, когда приплюснет
печатью с гравировкой "навсегда",
нам склёвывает время с лёгкой грустью 
по камешку ушедшие года.
не ведаем, куда что проникает.
однако из бессмертия - насквозь
летит любовь в наивности нагая
и сердце на лету сгребает в горсть.
 
Рецензия
Мы связаны и ждём когда приплюснет.
Я сам ратую за освоение в стихах новых лексических пластов, но предупреждаю при этом, что делать это безоглядно,  'наотмашь, от души' не стоит. Стихотворение написано на том косноязычном наречии, на котором пишется сейчас большинство стихов. Есть такие и в присланной подборке. Есть в этом стихотворении и темные места, загадочность которых не мешает им быть клише, типа 'ветхой обители' или 'страны слепых', есть и другие более или менее существенные недочеты. Но у кого их нет? И тем не менее замыкающее место в шорт-листе это стихотворение занимает по праву, ибо словом 'приплюснет' оно приплюснуло мне сердце.
© Феликс Гойхман,
http://www.stihi.ru/avtor/felixgoykhman


Рецензии
Феликс, спасибо за грамотный, конструктивный обзор и высокое место!

Любовь Левитина   10.09.2016 14:25     Заявить о нарушении
Не за что, Любовь! Вам спасибо за конструктивное понимание!))))

Феликс Гойхман   10.09.2016 17:32   Заявить о нарушении