Обзор по летнему туру Виктора Фишкина

 Если взять булыжник и написать рядом с ним «окаменевшая мечта», то булыжник станет предметом искусства. Можно ходить вокруг него и цокать языком. А потом взять кувалду, расколошматить его на мелкие кусочки, написать «разбитые мечты» и опять цокать языком.
С булыжниками всё просто – они обезличены. Со стихами намного сложней. В стихах, даже самых отстранённых, присутствует автор. Его оттуда практически невозможно вытравить. Он может быть занудой (наиболее распространённый вариант), а может наоборот – не занудой. Потому, что в стихах отражается внутренний мир автора и его личная мифология.
Стихи, выставленные на обозрение – это своеобразный стриптиз внутреннего мира. «Вот стою я перед вами, словно голенький».
Я знаю, что каждый автор пытался написать лучшее из стихотворений, на какое был способен на момент сочинения. Сам такой.
Те, у кого адекватная самооценка, через некоторое время слышат закадровый голос Черномырдина: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». И это делает их совершенномудрыми. А совершенномудрые осознают, что главный результат стихописания – психотерапевтический эффект.
Критерии, по которым выбраны комментируемые стихи, приведены в комментариях.
Все возможные варианты реакции на комментарии описаны Хань Фэй-цзы:
«Если говорить осторожно и логически последовательно, речь сочтут излишне красивой, но не имеющей смысла, а если высказываться тверже и определенней, сочтут ее грубой. Если говорить многословно, сопровождая сказанное примерами и ссылками на аналогии, сказанное воспримут, как пустую болтовню, если употреблять ученые слова, сочтут за хвастовство. Словом, как бы ты ни ухитрялся, тебя неправильно поймут».
 
Strega «Нежность»  http://www.stihi.ru/2015/07/21/8533
 
Из-за нежности 
я погубил свою жизнь. 
А. Рембо (франц.) 
 
Передо мной она - в центре двора вокруг помпы, 
вечная лужа, в которой отражается огненно-синее небо, 
цветное зеркало в лучах последней славы 
дневной звезды на фоне густеющих чернил. 
 
Когда-то я искала в ней твой образ - 
нежный, тонкий, невесомый. 
Ты стояла, облокотившись на перила узкого балкона, 
а я ощущала прикосновения к моему сердцу 
крыльев бабочек, порхающих серебряным нимбом вокруг твоего чела, 
и оно тоже становилось крылатым. 
 
Ты была моей феей. Моей мечтой. Моей болью. 
Твой волшебный образ морочил мои сны 
и я судорожно обнимала влажную подушку, 
не понимая, что со мной творилось... 
А днём пряталась от тебя с одержимостью героя, 
которому непременно надо было донести 
до штаба противника бомбу... 
Моей бомбой была моя тайна. 
Мне было 12 лет. 
 
Потом 13. 
Потом 14.... 
Потом 20. 
 
А потом меня выдали замуж. 
 
Бездну лет уже бескрылый комок в моей груди истекает бессилием и тоской. 
Иногда он почти взрывается, но тут же умолкает, дрожа порывисто и жалко, 
затихает бесполезный убогий мятеж вечного каторжника. 
И опять там, внутри, нелюдимо, холодно и сонно, 
как под сводами подземелья Графа Монте Кристо. 
 
Я опять стою у колодца и ищу в бездне лужи тебя. 
Но в ней только великий дух ночи, ждущий своей очереди, 
хранитель моей детской тайны. 
И мне, посеребревшей бывшей девочке, так хочется кинуться в эту бездну, 
но не для того, чтобы умереть, 
а чтобы поймать отблеск тайной мечты в час, когда вечерние колокола причитают 
в бесконечной мольбе об её исполнении... 
.
Солнце село. 
И скоро небо - огромная чёрная курица, уронит в мою лужу золотое яйцо-луну. 
А я унесу с собой вопрос, на который так и не нашла ответа:"Что такое нежность?" 
 
Странное дело, каким-то шестым (или седьмым) чувством улавливаю волну смятения.  Очевидно – музыка навеяла. Жизнь (реалии) – ничто, перманентное переживание интимной тайны – всё. Отталкиваясь от этой идеи, можно написать целый роман. Проблема только в том, что все романы на эту тему уже написаны. У меня куча претензий к стихотворению, в первую очередь к архаичной семантике в связке с гиперболизацией метафор. Но это – ерунда. Исповедь – она и в Африке – исповедь. В ней главное – искренность. Даже если на ней паутина сентиментализма с элементами романтизма.
 
Арсений Ж-С «Триллер» http://www.stihi.ru/2015/09/23/10562
 
Парк на окраине. Стрекочет один кузнечик.
Мимо беззвучно катится велосипед.
Муторно тянется в сумерках тусклый вечер.
Говорить, вроде, не о чем... или каждому о себе.
 
Похолодало. Набросишь пиджак на плечи.
Щелкнула спичка. Ладонью закроешь свет.
Липовый запах, приторный и аптечный
разбавляется дымом тлеющих сигарет.
 
На горизонте чернеет сталелитейный,
будто бы держит двустволку. Стелется серый смог,
как после выстрела...
                    Падает лист. Аллея
удивлённо сползает в ночь...
                            и кузнечик смолк. 
 
Всё правильно – большой завод, маленький кузнечик – враги и братья по жизни («судья, свидетель, прокурор – такие разные, но – братья» Олег Серебряков), каждый занят своими делами. А между ними – мы в меланхолии. Сверхзадача – создать ощущение многозначной пофигистской (безразличной и беспричинной) тоски – выполнена простыми подручными средствами. Исходя из названия стихотворения, после того, как кузнечик смолк, вдоль аллеи «мёртвые с косами стоят, и тишина…». А триллер называется – «молчание кузнечиков».
 
Дмитрий Близнюк «рассвет точка нет» http://www.stihi.ru/2016/06/02/7971
 
...и наволочка в слезах, 
обмочившийся щенок лица
пристыжено машет ресницами.
загустевшим безумием, как ржавой проволокой,
протыкаю седьмые небеса.
слезы сверкают, как стекловата.
отталкиваю тебя,
чтобы лучше рассмотреть. 
я дерево, а ты - отросток на моем теле,
слепо огибаешь железные прутья ограды
деревянной бугристой змеей.
так кошка кусает себя за плечо.
так мы ругаемся, 
перебегаем трассу, мокрую, черную после дождя,
словно дети или бродячие собаки, 
а мимо фурами  проносятся жестокие фразы,
давят на клаксон, мощные, злые, рычащие. 
пролетают закованные в хитин безумцы 
на мотоциклах междометий.
сбивают настроение,
разбиваются, окровавленный пластик.
ух, чуть не убили друг друга словами...
светает...               
 
«Так вот ты какой, цветочек аленький!». Метафоры – чистые звери. Двусмысленность летает деревянной обмочившейся мухой от фразы к фразе. Безусловный буратинообразный лидер – «я дерево, а ты - отросток на моем теле» – может служить образцом признания в любви между двумя бой-френдами. Сама фраза восходит к былинным: «я – замок, а ты – ключ», «я – чернильница, а ты – перо»…
Стесняюсь предположить, что задумывалось, но получилась классная пародия на ночные разборки, похожие на «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», после которых наступает неделя примирения с пивом и камасутрой.
 
Елена Таганова «Крыжовник» http://www.stihi.ru/2016/07/26/3739
 
Тут хорошо. Тут сосны и река.
Раскрепостись - и вещи нарекай
нехитрыми своими именами,
когда июль поманит дня на три
сюда сбежать - и выдохнуть: смотри, -
камыш усталым взглядом приминая, -
 
тут хорошо! Останься - и старей
в беленом терему на пустыре,
чердак определив под голубятню.
Тут быт, прямолинеен и дощат,
увещевает медленней дышать -
и многое становится понятней.
 
Дыши! В простом труде поднаторев,
готовь дрова на зимний обогрев
(и самогон - особенный, грушевый).
Смотри, как рожь щекочет облака.
Жуй стебелек - и душу отвлекай
от темного, тяжелого, чужого.
 
И хрупкое покажется прочней,
и Чехова захочется прочесть
осознанней, чем прежде. Погруженней, -
как дочерям читают перед сном,
когда им семь. Когда достроен дом
и выделена сотка под крыжовник.
 
Это правильное место называется личным раем. «Покой, порядочек, личный покой – прежде всего». Вероятно, так должен начинать свой путь Сиддхартха Гаутама Мценского уезда. А, почитав Чехова, подумать: «в Москву, в Москву, в Москву» в ночной клуб. Что тут сказать – я так живу по полгода. Правда самогон приходится заменять виски. И я не жую стебельки. И ещё – я бы заменил мутное слово «погружённей» на что-нибудь попроще-человечное в контексте с «дочерьми».
 
Зиновий Антонов «не с тобой» http://www.stihi.ru/2016/03/22/11077
 
я хотел бы заняться поэзией
но не с тобой
а с тобой лишь любовью
у поэзии будет сегодня пускай выходной
не затронутый болью
 
оторвавшись от пола глагола инета и стен
небеса подпирая
нам сегодня ни смыслов не нужно с тобою
ни тем
ни концепции рая
 
ты нагая - я наг
помню так звали змея в какой-то из сказок я помню
занимаясь любовью 
мы похожи на змей
дует свежий борей
подбирается день к твоему изголовью
и топорщится тень
 
уползают змеёй непонятные странные мысли
не находятся вещи - подушки расчёски плащи
и летают сердца в невозможной немыслимой выси
смысла в том не ищи
 
всё бессмысленно слышишь
пусть смыслы останутся умным
тем кто знает как правильно думать дышать и молчать
я молчу о тебе обитающей в шелесте струнном
точка подпись печать
 
словно мы и не мы
и летает планета спросонок
натыкаясь везде на вселенной тупые углы
утро бреет виски
и сочится небесный опёнок
жёлтым цветом из мглы 
 
Мне эта змеиная фантазия напомнила военно-медицинскую эмблему. Автор-змей, засунув голову в чашу с амброзией, лукавит, требуя отбросить смысл вместе с одеждой, но фиксирует реалии и пишет трезвым умом. Не знаю, есть ли в зале дети, поскольку тема для 18+. Есть «две большие разницы» между набором потребностей чувств и эмоций второго порядка, который мы называем любовью и физкультурно-физиологическим, заквашенным на примитивном гедонизме, мероприятием с набором потребностей ощущений и эмоций первого порядка, которое называют американизмом «заниматься любовью», являющимся опоэтизированным синонимом слова «секс». Исходя из общепринятой (по умолчанию) этики, в градации чувств и эмоций набор второго порядка – выше или равен поэзии, набор первого порядка – ниже поэзии. Поэтому понятие «заниматься любовью» предполагает не разговоры, а действия. «А из зала мне кричат: «давай подробности!»».               
 
Иван Грозный «Вещь в себе» http://www.stihi.ru/2016/07/16/8292
 
От идеальной формы круга
Я рано равноудалён.
Мне остроты добавил угол
Со школьных памятных времён
И да – чертовскую пикантность
Глубоких вырезов в судьбе.
Я вещь Иммануила Канта 
Перебродившая в себе,
Но не взорвавшаяся шумно
Над миллионною толпой.
Народ не принимает умных
За известковой скорлупой.*)
В свободном (от рассудка) крае
Течёт рекой речитатив.
Пластинка крутится, играет
Знакомый исстари мотив.
И в заключенье тихим шипом
Иглы царапавшей винил:
"Как много сделано ошибок".
Ты  тоже это говорил.               
 
*)Известь (из греч. ;;;;;;;; «неугасимый»)
 
Это стихотворение вынудило меня нарушить табу, временно отключить установку на добро и стать злобным критиканом. А всё потому, что оно содержит лучший и самый многозначный троп этого лонга «я вещь, перебродившая в себе». Такое случается при пародировании сложных понятий. Эта формула, иронично отодвинув на второй план представления Канта, сумела включить в себя весь спектр внутренней (даже метаболизм) жизни человека – мечты, представления,  желания, тайны… возникновение, превращение и умирание ощущений, чувств и скрытых эмоций. «Иммануила Канта» в этой фразе – лишняя информация. Ну, допустим, для тех, кто никогда не общался с философией, «Канта» можно оставить, чтобы можно было взять его за руку и пойти с ним в гугл. Но, разбавляющего текст, «Иммануила» оттуда однозначно следует выковырять и заменить каким-нибудь эпитетом, относящимся либо к «Канту», либо к «вещи».
При беглом первом прочтении мне показалось, что в тексте почти нет проблем, кроме: слегка размытой (слово «равноудалён» в этом контексте – бессмыслица) и уступающей оригиналу вариации на тему хрестоматийного геометрического конфликта «я с детства не любил овал…» Павла Когана, нескольких лишних слов («памятных», «и да», «Иммануила», «шумно») и слабой последней строки. Но оказалось, что меня отвлекло хорошее чувство звука автора. При детальном прочтении стихотворение стало разваливаться. Всё, что выше формулы «я вещь, перебродившая в себе», не лучшая по содержанию, но правильная по смыслу и идущая по восходящей подводка к кульминационной фразе. Всё, что ниже – тщетные рациональные попытки выйти из этой фразы.
Но, если из всего стихотворения оставить только «я вещь, перебродившая в себе», этого будет достаточно. По экспрессии она не уступает фразе «я с детства не любил овал…», а по многозначности значительно её превосходит. Причём восприятие может изменяться в зависимости от возраста. Поэтому я говорю:
«Учение мудреца только тогда бессмертно, когда в нём отражается изменение времени».
 
Из Бургоса «Сумерки» http://www.stihi.ru/2016/08/06/441 
 
-1-
 
Белая ночь не горячка - белее
первого снега и горлинок бреда.
"Тихо проходят они по аллее", -
тихо бормочешь под крики соседа.
 
Бьётся посуда, летают тарелки -
левым плечом овладевший чертёнок
очень настойчивый, даром, что мелкий,
очень тяжёлый, свинцовей потёмок.
 
"Тихо проходят они...." С недоумком
жить тяжело за соседнею стенкой.
"Тихо проходят...." Напичкаюсь Мунком,
видевшим всё - над золою и пенкой.
 
"Кто бы меня пожалел?" - он не спросит.
Сам пожалеет с улыбкой надменной.
Скоро уже начинается осень.
Скоро? Она наступает мгновенно.
 
Только за окнами было белее,
чем седина, чем душа у младенца....
"Тихо проходят они по аллее.
Кровью алеет зари полотенце."
 
-2-
 
Комната. Сумерки. Койка.
Всё жутковато спросонок.
Сколько? Без разницы. Столько,
что умирает ребёнок,
 
где-то в районе гортани.
Сумрак - урчащим желудком.
Нет ни простора, ни граней -
это как раз-то и жутко.
 
Это как раз и жестоко.
Сразу - и жёстко и жидко.
Пытка желудочным соком
сумерек - страшная пытка.
 
И отражаясь в глазницах
полулитрового страха,
в небе болтается птица,
белая, словно рубаха.               
 
Страшно, аж жуть! Была шутка у новосибирских КВНщиков: «…сел и пригорюнился, и ещё 20 человек вместе с собой пригорюнил». Я себе дал клятву – «не есть перед сном», но иногда, когда здравый смысл находится в отключке… А потом приходят они – тайные агенты пищевой инквизиции. И всё повторяется – «аптека, улица, фонарь…».
 
Липа Липовая «навеянное» http://www.stihi.ru/2016/03/15/5654
 
…Пройтись мелком по списку кораблей - 
он нынче мелок, куц и беспороден – 
прощальный фокус труппы дю Солей,
пустая дань героике и моде.
Отживший призрак прошлого плывёт
к руинам Трои на покатых склонах, 
почивших под вьюнком, среди тенёт
цветущих /белый росчерк на зелёном/,
туда, где в чаще спутанных дерев
смеются духи над людской печалью
и птичьи хоры славят на заре
грядущий день, беспечный изначально, 
где перекрёстки островных дорог
исхожены, а жемчуга – стеклярус…
…И выдирая мусорный вьюнок,
узнать в листе проросший юный парус…               
 
Хорошо написанное «ложноклассическое» (используя словечко Мандельштама, раз уж он – ружьё на стене) стихотворение, на мой вкус – чистое по форме. Единственная претензия – в нём не хватает изюминки. Ну, чего-то типа – «когда бы не Елена, что Троя вам одна…». Басё любил повторять наставление Кобо Дайси – «не иди по следам древних, но ищи то, что искали они».
«Люблю появление ткани…».
 
               
Нагибина «Полифем» http://www.stihi.ru/2016/07/12/3352
 
Улицы выбритыми висками восходят к темени города,
Тени отбрасывают на парапеты.  Солода
бочки врастают в землю. Снега.
Ребрами дебаркадеров усажены берега. 
Ты ли это, Полифем? Одноглазым маяком
твой образ врастает кроваво в оконный проём,
и светится, плотью своей готов,
в пелене снегов.
 
Смотри герой, голова с дырой, город рушится под тобой,
Шагом твоим, Полифем, звёздной тоской,
светом. Дома решётками распарывают небо.
Город лечит эффектом плацебо, 
Он замирает в панике под пятой
Высшего воина, и ты- герой
дома сгибаешь к рассвету,
словно силач монету. 
 
Изыди, циклоп войны, в хаос строения погружены,
Ядрами вырваны из чахлой стены
Куски мяса. Бродят наяды, одетые в рвань,
Сердце его не порань, не порань.
Он уверен и неотразим
голем голим.
Нежен. Умрет в сердцах,
голова в сенцах.
 
Ты не уйдешь, ты крушишь, метешь, ты чувствуешь брешь,
Ломай, на хлеб намазывай, ешь его, ешь.
ты в паре с ним в конкуре. 
Когда один бессмертен, но смертен другой,
и вы неразделимы меж собой
Как братья Диоскуры.               
 
Маяк – циклоп неплохо смотрится. Но в целом, если очистить от шелухи, этот вариант Герники похож на краткосрочную вспышку гнева на всё, что («в часы бессонницы предметы тяжелее») под руку попало. Что делать? и кто виноват? Полифем? Привлечение сказок нивелирует ужасы.
Очень сложная тема. Традиционно считается, что лучше всего её раскрывать через страдания «маленького человека». Но и плакат никто не отменял. Когда-то мне нравилось писать в таком стиле и сильно от этого балдеть. В нём страстность и эмоциональность – основные составляющие текста. А теперь, глядя с высоты своего радикулита, я, к сожалению, могу написать только такого Полифема:
Бросив мужа и трупную ферму,
и Аида привычный альков,
Персефона ушла к Полифему,
на двуглазых забив мужиков.
Но циклоп оказался рассеян.
Взяв овечек, вколов атропин,
Полифем убежал к Одиссею,
и забил на других Прозерпин.
 
Новикова Таня «Анто-ним» http://www.stihi.ru/2015/05/09/1099
 
анто живёт наверно во французском риме — ниме
где он всегда небрит читает книги на латыни
и напевает бит-
ловский мотив не вышел мышел как серёжа рожей
но вверх тормашками выходит каждый день без лонжи 
где шапито
ещё анто играет в ним перебирая кучи
с приятелем а после бра включает воет скучно
по вечерам
стихи и прозу пишет нощноденномощноденно
и вместо кепки носит нимб небесного кардена 
по выходным
и иногда листая ооочень умные брошюры
он вспоминает обо мне ну как там эта дура
да так вполне ;-)
/Галиматья ;-)
 
Внучке читали Чуковского, и она отвечала на вопросы: кто говорит – …, откуда – …,что вам надо –  …?
Потом я пытался научить её играть в шахматы и объяснял: эта фигура называется слон. В ответ получил моментальное: «цё надо?»
Что значит «да так вполне»? Надо включать девичью гордость и отвечать автоматически: «сам дурак».
 
Ольга Домрачева «Рождественское» http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
 
когда январь в объятиях закружит
тебя и небо, снег и фонари,
до оголтелой тишины – снаружи,
до белизны клокочущей – внутри,
 
качнётся шар и всё перевернётся:
вода и свет, дома и облака.
звезда родится в глубине колодца,
слетит чуть слышно слово с языка.
 
синицам вдоволь нынче белых крошек,
блаженный мир нечёсан и небрит.
а ты стоишь на небе, огорошен,
с новорождённой звёздочкой внутри.               
 
Чудесное стихотворение! Написано на одном дыхании, и на одном дыхании считывается, с последующим психоделическим эффектом. Может показаться, что всё просто, но это не так. Практически бесплатно (использовано всего два древних приёма: противопоставление (антитеза) и превращение (метаморфоза)), не используя набор современных поэтических фокусов, оживлена естественная взаимосвязь человека и природы. И из этого естества народилась звездочка – точка всеобщей гармонии. Пусть эта точка временная, но она открывает путь, на котором обитают подобные точки. Объективно – это точки отвлечения, точки примирения жизни и смерти. Человечество придумало множество подобных точек. Это и «Точка Пустоты» Ниситани Кэйдзи, и «дао» (по определению китаиста Василия Алексееева, дао – недостижимая точка гармонии, к которой следует постоянно стремиться), и атман равный брахману, и Царство Божие и т.д. Вифлеемская звезда в данном ряду выглядит золушкой, но это не уменьшает её душеспасительную роль. Ну и, для разрядки, старый анекдот по поводу – «огорошен»:
Доктор, у меня спина болит.
Вы курите?
Нет.
Пьёте?
Нет.
Прелюбодействуете?
Нет.
Вы – ангел, у вас крылья прорезаются.
 
Ольга Старушко «Прошу» http://www.stihi.ru/2016/06/03/546
 
Мне бы хватило малости:
сколько ни протяну:
дай ещё миг, пожалуйста -
соли морской вдохнуть.
Прежде чем успокоиться,
час до рассвета дай,
чтоб на каштане горлица
в горле катала май.
Пухом ли в землю, в урну ли - 
дай мне хотя бы день
дома. Волну лазурную
с чаечкой набекрень.               
 
Своеобразный упрощённый симбиоз Окуджавинской «Молитвы» по форме и рассказа «Любовь к жизни» Джека Лондона по сути. Тема вечная. Я не увидел в этом стихотворении ничего особенного, но меня подкупила «чаечка набекрень». И правильно сделала.
 
Ольга Флярковская «Июньский снег» http://www.stihi.ru/2016/06/05/5436
 
Нынче приснилось... Шумит за окном залив,
Топит плиту и лепёшки кудесит Ба.
Тени трепещут прибрежных эстонских ив,
Раннее утро, невинный восторг. Судьба.
Завязь на вишнях, синички, туманный свет.
— Оля, за третью мель заплывать не смей!
Катятся волны из тех невесомых лет,
Небо над Балтикой к вечеру всё алей.
— Не заплыву! — а сама, пусть немного, но... 
Страшно, конечно. Спасателей в шлюпках — нет...
Только глаза закрою — опять кино, 
Старый мой фильм из прекрасных прожитых лет.
Знаю, оттуда приходят ко мне стихи.
Холмики тины вовне испаряют йод...
Вот и теперь по молитве ль моих святых
Море балтийское властной тоской зовёт.
...В девять пришлёт позывные Мишель Легран,
Ждёт молоко в стакане.
— Ещё, бабуль!
Лучшее средство от свежих душевных ран
Дальний Манчестер, загадочный Ливерпуль.
Вот и теперь жаждой жизни полна душа.
Солнце в палате избавит от грёз и нег.
Крупные чайки над пляжем пустым кружат... 
Падает сердце моё на июньский снег,
Пух тополиный —
Легчайший июньский снег...               
 
Увидев слово «эстонских», я дальше раздумывать не стал. Полагаю этого достаточно, чтобы стихотворение считать хорошим. Правда, никаких ив на берегу моря никогда не встречал, но я живу здесь всего шестьдесят лет, очевидно – всё впереди.
В стихотворении есть лёгкая узнаваемая ностальгия, которая ощущается благодаря, хоть и поверхностным, но естественным личностным  «живым» переживаниям.
 
Павел Бетач «Мышь» http://www.stihi.ru/2016/07/19/9389
 
Пока пустое перистых несёт
по слизистой осеннего залива,
печаль клюёт решительно на всё -
от битого стекла до чернослива.
 
Действительное в образе живых,
обманчивое - в неодушевлённых
свободно разгоняются под дых,
лавируя в поклонах и колоннах.
 
С неверных осыпается крества,
по мере приближенья, воронея.
Иное за пределом естества
поймало мышь и прячется за нею.
 
От этого напрасно земленеют
заглавные мышиные слова.               
 
Попытка описать очень сложные вещи – невидимые, существующие только в представлениях и ощущениях, спрятанные за видимыми. Мне это интересно. Бахтин говорил, что большое искусство стремится одушевлять всё сущее. «Безличное – очеловечить…».  Кажется, всё было хорошо до шестой строки. В первой строфе симбиоз природы и чувственности, в первых двух строках второй строфы постулирование представлений – спорное (но уважаемое) в пятой и бесспорное в шестой. С седьмой по десятую – простое заполнение пространства, ни уму, ни сердцу. Одиннадцатая и двенадцатая пытаются запугать бедную мышь мистицизмом.  Тринадцатая и четырнадцатая строки, взяв под ручку аморфный неологизм «земленеют», сводят на нет всё стихотворение, упрощая до банального сюрреализма то, что изначально сюрреализмом не являлось. Ничего не говорю о сонете, поскольку мне безразлична форма, лишь бы она органично обрамляла содержание.
Это стихотворение необходимо дорожать в муках, тогда настоящее, а не придуманное мироощущение вылезет на бумагу (монитор). И можно будет с удовлетворением констатировать, что  « хаос опять выползает на свет, как во времена ископаемых».
Кстати, раз уж процитировал Пастернака, у Глаши Кошенбек есть чудесное стихотворение «Родиться мышью», в котором Пастернак спародирован целиком.
 
Эдмар «Треугольный остаток» http://www.stihi.ru/2012/02/05/10812
 
Квадратное солнце в квадратном окошке,
Квадратное облако в небе квадратном,
В квадратном дворе - две квадратные кошки
Следят за вороной квадратной злорадно.
 
Под арку квадратную, воя надсадно,
Дублируя сизые кубики дыма -
Заехал неспешно бульдозер квадратный 
И мусор квадратный толкнул одержимо. 
 
Квадратная дама с квадратной собачкой
За угол прошла, улыбаясь квадратно...
Ну где же... вчерашнего зелья заначка? -
Пора мне увидеть бы мир адекватно!
 
Так вот же... бутылка лежит аккуратно,
В углу под столом... Вспоминаю... Прикольно! 
Вчера объявили - всё будет квадратным,
А я вот, балбес - до сих пор треугольный!               
 
«А мне не больно, а мне прикольно…».
Меня терзают смутные сомнения – выглядит слишком знакомо, где-то я всё это видел («и только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин»), но память подводит, ничего, кроме «оранжевой песни» и «скрюченной песни», не приходит в голову, поэтому сомнения толкуются в пользу автора. И я решил, как герой рассказа Зощенко – «пущай это будет пудра».
Как ни странно, но картинка упрощённого (немного не дотягивает до Захи Хадид)  супрематизма получилась достаточно живой, зависящей от положения и формы треугольника. Чёткая стандартизация окружающего мира по образцу КНДР, а посередине – бунтарь по недоразумению, «словно лошадь в магазине». Сразу вспомнил «Просыпаюсь с бодуна» Игоря Иртеньева и расплылся в улыбке.
 
Юрий Октябрёв «Теория постоянства» http://www.stihi.ru/2016/06/15/8943
 
Постоянство – не порок, если мыслить не о пьянстве.
Всякий ладит свой мирок, экономя на пространстве
устаревшего вчера в пользу нового сегодня.
Лепят веру мастера из доверия Господня,
дуют ветры перемен, задувая мусор в щели,
график слома спин и стен проработан до недели.
Флаги едут в гости к нам каждый раз другого цвета,
распрямляется Вьетнам в каждом рубчике вельвета,
усмехается Китай из любого монитора.
Сколько басню ни читай, всё равно спешишь под гору
с возом новеньких горшков, а внизу – всё те же грабли,
постоянство дураков год за годом всё масштабней.
 
Но один противовес не даёт уткнуться носом
в утомительный ликбез возникающих вопросов,
одинаково весом, будь то присно, будь то ныне:
– Наконец-то ты плисол. 
  Лаздевайся, 
узын стынет.               
 
Когда-то, очень давно, я зашёл к приятелю. Его сын сидел на горшке и, жестикулируя,  рассуждал – «калтоска была свезая, сосиска была свезая, нициво не понимаю».
Постоянство – не порок, это – традиция. Можно было разукрасить всё народными приметами и добавить ироничной парадоксальности с помощью оксюморонов, чтобы тема не развивалась слишком «в лоб».
Подкупила амбивалентность концовки – такое может сказать и ребёнок, и жена «из любого монитора в рубчик», а могут и вместе.
Думаю, опровергая первую строку, надо выпить за семью и мир во всём мире. 
_______________________________________________________
Итак, шорт-лист Виктора Фишкина:
 
Арсений Ж-С Триллер http://www.stihi.ru/2015/09/23/10562
 
Парк на окраине. Стрекочет один кузнечик.
Мимо беззвучно катится велосипед.
Муторно тянется в сумерках тусклый вечер.
Говорить, вроде, не о чем... или каждому о себе.
 
Похолодало. Набросишь пиджак на плечи.
Щелкнула спичка. Ладонью закроешь свет.
Липовый запах, приторный и аптечный
разбавляется дымом тлеющих сигарет.
 
На горизонте чернеет сталелитейный,
будто бы держит двустволку. Стелется серый смог,
как после выстрела...
                    Падает лист. Аллея
удивлённо сползает в ночь...
                            и кузнечик смолк.
 
(За «неслыханную простоту»)
 
Елена Таганова «Крыжовник» http://www.stihi.ru/2016/07/26/3739
 
Тут хорошо. Тут сосны и река.
Раскрепостись - и вещи нарекай
нехитрыми своими именами,
когда июль поманит дня на три
сюда сбежать - и выдохнуть: смотри, -
камыш усталым взглядом приминая, -
 
тут хорошо! Останься - и старей
в беленом терему на пустыре,
чердак определив под голубятню.
Тут быт, прямолинеен и дощат,
увещевает медленней дышать -
и многое становится понятней.
 
Дыши! В простом труде поднаторев,
готовь дрова на зимний обогрев
(и самогон - особенный, грушевый).
Смотри, как рожь щекочет облака.
Жуй стебелек - и душу отвлекай
от темного, тяжелого, чужого.
 
И хрупкое покажется прочней,
и Чехова захочется прочесть
осознанней, чем прежде. Погруженней, -
как дочерям читают перед сном,
когда им семь. Когда достроен дом
и выделена сотка под крыжовник.
 
(за самогон, Чехова и пропаганду заботливого отношения к дочкам)
 
Иван Грозный «Вещь в себе» http://www.stihi.ru/2016/07/16/8292
 
От идеальной формы круга
Я рано равноудалён.
Мне остроты добавил угол
Со школьных памятных времён
И да – чертовскую пикантность
Глубоких вырезов в судьбе.
Я вещь Иммануила Канта 
Перебродившая в себе,
Но не взорвавшаяся шумно
Над миллионною толпой.
Народ не принимает умных
За известковой скорлупой.*)
В свободном (от рассудка) крае
Течёт рекой речитатив.
Пластинка крутится, играет
Знакомый исстари мотив.
И в заключенье тихим шипом
Иглы царапавшей винил:
"Как много сделано ошибок".
Ты  тоже это говорил.
 
(за формулу «я вещь, перебродившая в себе»)
 
Липа Липовая «навеянное» http://www.stihi.ru/2016/03/15/5654
 
…Пройтись мелком по списку кораблей - 
он нынче мелок, куц и беспороден – 
прощальный фокус труппы дю Солей,
пустая дань героике и моде.
Отживший призрак прошлого плывёт
к руинам Трои на покатых склонах, 
почивших под вьюнком, среди тенёт
цветущих /белый росчерк на зелёном/,
туда, где в чаще спутанных дерев
смеются духи над людской печалью
и птичьи хоры славят на заре
грядущий день, беспечный изначально, 
где перекрёстки островных дорог
исхожены, а жемчуга – стеклярус…
…И выдирая мусорный вьюнок,
узнать в листе проросший юный парус…
 
(за чистоту формы)
 
Ольга Домрачева «Рождественское» http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
 
когда январь в объятиях закружит
тебя и небо, снег и фонари,
до оголтелой тишины – снаружи,
до белизны клокочущей – внутри,
 
качнётся шар и всё перевернётся:
вода и свет, дома и облака.
звезда родится в глубине колодца,
слетит чуть слышно слово с языка.
 
синицам вдоволь нынче белых крошек,
блаженный мир нечёсан и небрит.
а ты стоишь на небе, огорошен,
с новорождённой звёздочкой внутри.
 
(за то, что оно есть) 
 
Эдмар «Треугольный остаток» http://www.stihi.ru/2012/02/05/10812
 
Квадратное солнце в квадратном окошке,
Квадратное облако в небе квадратном,
В квадратном дворе - две квадратные кошки
Следят за вороной квадратной злорадно.
 
Под арку квадратную, воя надсадно,
Дублируя сизые кубики дыма -
Заехал неспешно бульдозер квадратный 
И мусор квадратный толкнул одержимо. 
 
Квадратная дама с квадратной собачкой
За угол прошла, улыбаясь квадратно...
Ну где же... вчерашнего зелья заначка? -
Пора мне увидеть бы мир адекватно!
 
Так вот же... бутылка лежит аккуратно,
В углу под столом... Вспоминаю... Прикольно! 
Вчера объявили - всё будет квадратным,
А я вот, балбес - до сих пор треугольный!
 
(за оживление супрематизма и попытку реанимации моей памяти)               
 


Рецензии
Виктор, спасибо Вам огромное! Приятно, чего там...)

Ольга Домрачева   14.09.2016 12:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.