Быль... 1932год
-Зинушка, не в городу, а в городе,- поправила Маруся. – Школа большая и учеников много. А какие учителя будут- еще не знаю.
- Маня, а ты не боишься?
- Чего?
- Ну, там же ребята чужие! Может дразниться будут? Рыжей обзывать!
Маруся промолчала. Зина, подперев щеку рукой, смотрела выжидательно. Потом, как-то по-старушечьи вздохнув, добавила: «Да и хроменькая ты у нас. Как уж там-то, в городу , будешь?!»
Ох, и не любит Маня эти охи-ахи соседские! И ущербной она себя не считает! Подумаешь, нога болит, и хромает она. Ну и что же , вон с мальчишками во всех играх и проказах она первая участница! По заборам и оврагам, в лес по грибы, по ягоды. И дома все, что надо, делает, в огороде маме помогает…
Утром следующего дня запряг отец коня, погрузил в телегу нехитрые Манины вещички, посадил её саму и, после прощания с мамой и сестренкой, отправилась Маруся в Невель, учиться в школе. В городе, на улице Велижской, сговорился отец со знакомым мужиком – взяли Марусю жить на квартиру. В школу надо было идти через весь город, на площадь, но все равно это ближе, чем ходила она из Стаек в школу в Кошелёво.
Ночь накануне первого школьного дня была беспокойной. Маруся вспоминала дом, маму, сестрёнку, немного поплакала. Беспокоило и то, как встретят городские ребята новую одноклассницу. Может, и правда дразниться будут?! Конечно, Маня уже не маленькая, 7-ой класс всё-таки, постоять за себя сможет. Это раньше, когда соседские мальчишки кричали: «Рыжая, пойдём в лес», она обижалась. Папа тогда ей говорил: «Что ты, доченька, плачешь? Вон, посмотри: ребятня-то вся у нас- кто белый, кто чёрный, кто серый, а ты рыжая – одна! Вот и не плач, тебя Боженька пометил. И не рыжая ты вовсе, а золотая».
Встала Маня затемно, быстро собралась, положила в холщевую сумку краюшку хлеба и пошла в школу. Тёмная улица казалась чужой. То, замедляя, то убыстряя шаг, девочка шла, и её неровные шаги гулко раздавались в утренней тишине.
«Может, ещё и школа закрыта»- подумала Маруся, но дверь оказалась открытой. Пожилой истопник кивком ответил на её «Здравствуйте». Присмотревшись , спросил: «Новенькая, что ли? Я тебя не знаю»- и подсказал, куда ей надо идти. Подойдя к классу, Маня услышала за дверью голоса: кто-то уже пришёл, поняла она и приостановилась. Потом решительно распахнула дверь и, входя в класс, громко сказала: «Встать, смирно! Рыжая идёт!» Реакция присутствующих была стремительной: все встали и вытянулись. Маруся прошла к доске, улыбаясь, добавила: «Вольно! Здравствуйте, я Маруся Волкова, буду с вами учиться, где мне можно сесть?» Три пацана и две девочки заговорили разом, засмеялись. Один, белобрысый, курносый сказал: «Ну, ты здорово командовать умеешь! Иди сюда. У меня место свободное». Скоро класс заполнился и начался урок. На перемене кто-то из одноклассников пытался окликнуть новенькую: «Рыжая», но не дождавшись реакции, отстал. Неинтересно ведь дразнить, если не реагируют, правда?!
Уже много лет спустя, в военном 1942, партизанская разведчица, перейдя с заданием линию фронта, оказалась в расположении 3-й Ударной армии. Необходимые сведения были доставлены, и перед возвращением обратно в тыл её накормили на полевой кухне. Среди тех, кто сопровождал Марусю к линии фронта , был лейтенант, который, прощаясь, сказал: «Я тебя помню. Ты в нашей школе училась. Коса у тебя была длинная. Золотая».
Младшая сестра Маруси, Зиночка Волкова, партизанская разведчица, 13 марта 1942 года после пыток была расстреляна фашистами в деревне Лёхово Невельского района
Маруся-- Мария Кузьминична Волкова (31.07.1918 - 10.04.2002), партизанская разведчица, награждена орденом Красной Зведы и медалями. Мамочка моя.
Свидетельство о публикации №116090402350
Читала на одном дыхании , будто короткометражный фильм смотрела, в который вложена Ваша душа, Ваш талант...
Этот рассказ достоин находиться в школьных учебниках по литературе для младших классов, чтобы детки знали, как жили их пра- пра-бабушки, когда были такими же девчонками-школьницами...
Как всё в душу: и "в городУ школа большая"; и "...тебя Боженька пометил. И не рыжая ты вовсе, а золотая"; и "Встать ,смирно! Рыжая идёт!"; и "Я тебя помню. Ты в моей школе училась. Коса у тебя была длинная. Золотая."
Наташенька, а осталась ли та школа в Невеле, где училась Ваша Мамочка - Маруся, Мария Кузьминична Волкова?
Спасибо, что затеплили свечу в память о наших прекрасных Мамочках.
Какое счастье, что мы были рядышком с ними, что нам досталось в наследство всё золото их чистых сердец....
Царствие им небесное. Вечный покой и вечная Память...
Мою Мамочку тоже звали Мария-Маруся. Она ушла от нас в 2022 году...
С теплом души и благодарностью за пронзительную "Быль...1932 год",
осенняя Надя- Наденька- Надежда.
С началом Вашего любимого месяца НОЯБРЯ - отчаянного, непредсказуемого Парня-философа, которым все бывают недовольны, но с которым Вы дружны с РОЖДЕНИЯ и понимаете друг друга с полуслова...
Наташенька, я тоже люблю Осень в любых её проявлениях, а посему, Ноябрь меня не пугает, и я улыбаюсь последнему осеннему месяцу! Виват, Ноябрь!
Надежда Фомичёва 04.11.2025 21:50 Заявить о нарушении
Знаете, Наденька, где-то читала я такую фразу:"Не называйте дочерей Мариями, судьба у них горькая будет". Вот на мамину жизнь гляжу - ох и досталось моей Марусеньке...думаю, что и вашей не меньше, эх. Светлая память Мамочкам нашим золотым.
Ноябрь ещё радует остатками цветов в палисадниках, листьями, продолжающими свой полет и дождями, мы с ним в полной гармонии живём, чего и вам от всей души желаю, Наденька! Долгой и теплой осени вам, радости жить здесь и сейчас.
Позднеосенняя.
Наталья Волкова Рыжая 05.11.2025 10:25 Заявить о нарушении