За что Пушкин убил на дуэли Лермонтова

"С тех пор как вечный судия
 Мне дал всеведенье пророка,
 В очах людей читаю я
 Страницы злобы и порока"
(Лермонтов "Пророк")

"И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый"
(Пушкин "Пророк")


Пушкин и Лермонтов - пламень и лёд, шпага и меч, акварель и масло...

Поэзия Пушкина легка, как завитушки и абрисы женских головок на полях его рукописей.
Она - проста, изящна, недвусмысленна и почти неуязвима.
И даже его "Маленькие трагедии" и "Пиковая дама", не оставляют ощущения тяжести послевкусия гельсинорских вымыслов; его лепажи , заряженные нетерпением и страстью, стреляют сладким соком и холостыми черешневыми косточками, а сальерьевский яд, подобен громокипящему пенному пуншу голубой побежалости...

Поэзия Лермонтова - это поэзия подранка, она дышит смутою, обречённостью и  тяжким бременем слОва...

Стихи Пушкина сотканы из звуков моцартовой волшебной флейты и пасторальной пастушеской дудочки, Лермонтов же, напротив - это вагнеровский полёт валькирий, в мелодике его стихов явственно слышны валторна и туба.

Стихи Пушкина - прозрачны и светлы и даже его мгла ("на холмы Грузии легла ночная мгла" или "Буря мглою небо кроет")совершенно не отбрасывает тени...
Я бы сравнил его цветовую палитру с Дега, Ренуаром и Монэ, тогда как краски Лермонтова - несравненно контрастней, сочней и гуще.
В цветогамме его стихов мне видятся: и тяжёлый фиолетовый кармин асимметрии эль-грековских лиц, и сумасшедшая врубелевская аляповатость и растерзанное в клочья красное мясо Сутина.

Пушкин - скорее язвителен и насмешлив, Лермонтов же - желчен и зол.

Пушкин - шалун, проказник, баловень и задира.
Лермонтов - безжалостный, сумрачный циник и мизантроп.

Пушкин ближе всего - к Байрону и к молодому Гёте,
Лермонтов - к Баратынскому и к Бодлеру.

Если говорить о гипотетической литературной экстраполяции, то лермонтовские "гены" угадываются в чеховском Солёном и в Свидригайлове, тогда как пушкинские - скорее в князе Мышкине и в докторе Живаго.

Послесловие.

Вчера, около 15:00 пополудни, на Чёрной речке у подножия горы Машук, после выстрела из чеховского ружья, ушли в бессмертие два гения русской поэзии.   


Рецензии
Блестяще! Ни о какой "плесени" тут не может быть и речи. С тем товарищем у меня тоже был конфликт - увы!.. Но не будем о других. Нет, еще слово - я-то тоже принимаю это понятие, но применила бы его к бесконечным перепевам чаек, гамлетов (в кожане и на мотоцикле) и прочей классики нашими ищущими чего-то свеженького (да не там) режиссёрами. Кажется, что невозможно испортить Горе от ума или Маскарад - оказывается, еще как можно! Такая получается гадость, что сожалеешь, что не можешь покинуть зал (если сидишь не с краю). Ваше же эссе совсем о другом - Вы их творчество не препарируете, а исследуете! И эти параллели весьма глубоки и точны. Аплодирую! И обязательно вернусь - и не раз - перечитать, посмаковать...

Наталья Коноплёва -Юматова   14.05.2020 12:47     Заявить о нарушении
Спасибо вам за прочтение и отклик

Олег Стоеросов   14.05.2020 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.